УИД 57RS0010-01-2024-001016-74 Дело №2-1-477/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2024 года пгт. Кромы
Кромской районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Давыдовой Д.Н.,
при секретаре Золотаревой О.В.,
с участием представителя истца адвоката ФИО4, действующей на основании ордера в деле,
представителя ответчика ФИО5, действующего на основании доверенности в деле,
представителя третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда исковое заявление ФИО1 к БУЗ Орловской области «Кромская центральная районная больница» о признании права на получение специальной социальной выплаты,
установил:
истец ФИО1 обратилась в суд с иском к БУЗ Орловской области «Кромская центральная районная больница» о признании права на получение специальной социальной выплаты.
В обоснование требований указала, что с 13.12.2019 работает в БУЗ ОО «Кромская ЦРБ» в должности фельдшера скорой медицинской помощи. Имеет среднее медицинское образование.
Истец получает выплату, установленную ей пп. «ж» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 в размере 7000 рублей.
ФИО1 полагает, что размер данной выплаты ей определен неверно, поскольку занимаемая ею должность относится к должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образование (средний медицинский персонал) и выплата должна быть ей назначена по пп. «д» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 как специалисту со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц. Ссылается на то основание, что служба скорой помощи, организованная в виде общепрофильных выездных бригад в БУЗ ОО «Кромская ЦРБ» не может быть отнесена ни к станциям скорой помощи, отделениям скорой медицинской помощи вне (в) медицинских организаций, поскольку коечный фонд в БУЗ ОО «Кромская ЦРБ» составляет всего 76 коек, а плановые показатели медицинской деятельности по профилю скорая медицинская помощь составляют 4866 вызовов в год. При таких объемах оказания скорой медицинской помощи в БУЗ ОО «Кромская ЦРБ» организация таких структур как отделение и станция скорой медицинской помощи, не предусмотрена.
На основании изложенного, истец просит суд признать за ней право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной п. «д» ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальные системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования» с 01.01.2023.
В судебном заседании представитель истца адвокат ФИО4, действующая на основании ордера, исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО5 возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области по доверенности ФИО6 полагала необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
В судебное заседание не явились представитель третьего лица Департамента здравоохранения Орловской области, представитель третьего лица ТФОМС Орловской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании частей 1, 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №323-ФЗ) следует, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального закона №323-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальные системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования» (далее Постановление №2568) на федеральном уровне установлены меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальные системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Постановлением от 31.12.2022 №2568 с 1 января 2023 года установлена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, исчерпывающий перечень которых приведен в пункте 2 постановления № 2568.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. N 2568 с 1 января 2023 года устанавливается специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;
д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;
е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
В подп. «а» и «б» п. 4 Постановления №2568 установлено, что специальная социальная выплата медицинским работникам, указанным в п. 2 настоящего постановления и занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также впервые пришедшим в 2023 году и последующих годах на вакантные должности в медицинские организации, осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Федеральные органы исполнительной власти в отношении медицинских организаций, которые находятся в их ведении или в отношении которых они выполняют полномочия учредителя, исполнительные органы субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении медицинских организаций, а также муниципальных организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, формируют и ежемесячно, до 20-го числа месяца, представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации утвержденные в установленном порядке перечни организаций, в которых работают медицинские работники, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 настоящего постановления (далее - перечень медицинских организаций), с указанием наименования организации, адреса юридического лица в пределах его местонахождения, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет и основного государственного регистрационного номера.
Постановлением №2568 утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Из пункта 2 Правил следует, что специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568.
Пунктом 3 Правил установлено, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В силу пунктов 7, 8 Правил Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в медицинской организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. N 2568 установлен максимальный месячный размер специальной социальной выплаты фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи, указанные в подпункте "ж" пункта 2 настоящего постановления, - 7000 рублей.
В соответствии с п. 18 Постановления №2568 приказом Минздрава России по согласованию с Минтрудом России от 10 марта 2023 г. № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее - Разъяснения).
В пункте 3 Разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования", утвержденных Приказом Минздрава России от 10 марта 2023 г. N 99н (далее по тексту - Разъяснения) указано, что должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 02.05.2023 N 205н (ред. от 04.12.2023) "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников".
Пунктом 9.41 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, являющейся приложением к приказу Минздрава России от 02.05.2023 N 205н установлено, что должность «фельдшер» относится к должностям специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал).
Судом установлено, что истец ФИО1 имеет среднее профессиональное медицинское образование, окончила полный курс по специальности «лечебное дело» с присвоением квалификации «фельдшер», что подтверждается дипломом ГОУ СПО «Орловский базовый медицинский колледж».
Также ФИО1 прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «скорая и неотложная помощь».
Согласно трудовой книжке, приказу №107 от 13.12.2019 и трудового договора №26 от 13.12.2019 ФИО1 13.12.2019 принята в БУЗ ОО «Кромская ЦРБ» в отделение скорой медицинской помощи на должность фельдшера скорой медицинской помощи.
Из штатного расписания следует, что в БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ» имеется отделение скорой помощи, деятельность в котором осуществляют 9,25 штатных единиц фельдшеров.
Согласно должностной инструкции в обязанности фельдшера отделения скорой медицинской помощи входит: обеспечение немедленного выезда бригады после получения вызова и прибытие ее на место происшествия в пределах установленного норматива на данной территории; оказание скорой медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары; введение больным и пострадавшим лекарственных препаратов по медицинским показаниям, осуществление остановки кровотечения, проведение реанимационных мероприятий в соответствии с утвержденными нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи; умение пользоваться имеющейся медицинской аппаратурой, владение техникой наложения транспортных шин, повязок и методами проведения базовой сердечно – легочной реанимации; владение техникой снятия электрокардиограмм; знание дислокаций лечебно – профилактических учреждений и районы обслуживания станции; обеспечение переноски больного на носилках, в случае необходимости принятие в ней участия; при транспортировке больного находиться рядом с ним, осуществляя оказание необходимой медицинской помощи; при необходимости транспортировки больного в бессознательном состоянии алкогольного опьянения, произвести осмотр на предмет обнаружения документов, ценностей, денег с указанием в карте вызова, сдать их в приемное отделение стационара с отметкой в направлении под роспись дежурного персонала. При оказании медицинской помощи в ЧС, в случаях повреждения насильственного характера действовать в установленном порядке; обеспечение инфекционной безопасности, при выявлении у больного карантинной инфекции оказать ему необходимую помощь, соблюдать меры предосторожности и информировать старшего врача смены о клинико – эпидемиологических и паспортных данных больного; обеспечение правильного хранения, учета и списания лекарственных препаратов; по окончании дежурства проверка состояния медицинской аппаратуры, транспортных шин, пополнение израсходованных лекарственных средств, кислорода, закиси азота; информирование администрации станции скорой медицинской помощи о всех чрезвычайных происшествиях, возникших в период выполнения вызова; по требованию сотрудников УВД остановиться для оказания медицинской помощи независимо от места нахождения больного /пострадавшего; ведение утвержденной учетно – отчетной документации; повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать свои профессиональные навыки.
Согласно Уставу БУЗ ОО «Кромская ЦРБ», учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Орловской области. Предметом и целями деятельности учреждения является осуществление квалифицированной медицинской и профилактической помощи населению в соответствии с уровнем, технологиями, стандартами диагностики и лечения.
БУЗ ОО «Кромская ЦРБ» (регистрационный номер лицензии Л041-01142-57/00573993) включена в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Поскольку истец относится к категории медицинских работников, указанных в п. «ж» ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальные системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования», она получает меру дополнительной социальной поддержки в виде социальной выплаты в размере 7000 рублей.
Исходя из вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что для возникновения у истца права на получение социальных выплат должна быть совокупность условий: истец должна работать в медицинской организации, входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующей в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования; должность такого медицинского работника должна соответствовать должностям, указанным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, являющейся приложением к приказу Минздрава России от 02.05.2023 N 205н.; медицинский работник должен принимать участие в оказании медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования. При этом, именно условия оказания медицинской помощи, в которых средний медицинский персонал с одинаковыми должностными обязанностями и одинаковой квалификацией выполняют свои должностные обязанности в районных больницах, являются определяющими для начисления и выплаты специальной социальной выплаты.
Таким образом, законодатель предусматривает выплаты определенным категориям медицинских сотрудников, конкретизируя как должности, так и основания для выплат.
Учитывая, что ФИО1 работает в отделении скорой медицинской помощи БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ», то есть медицинской организации входящей в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвующей в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования и территориальной программы обязательного медицинского страхования, выполняет трудовые функции в рамках своих должностных обязанностей «фельдшера отделения скорой медицинской помощи», а потому ей правильно начислена и производится специальной социальной выплата по пп. «ж» п.2 Постановления Правительства РФ №2568 от 31.12.2022 в размере 7000 рублей.
Оснований для изменения подпункта Постановления Правительства РФ №2568 от 31.12.2022 для назначения специальной социальной выплаты, а также ее размера, у суда не имеется, достаточных доказательств для удовлетворения исковых требований ФИО1 суду не представлено.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к БУЗ Орловской области «Кромская центральная районная больница» о признании права на получение специальной социальной выплаты – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Кромской районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 27 декабря 2024 года.
Председательствующий Д.Н. Давыдова