Решение от 10.12.2020 по делу № 66а-1351/2020 от 28.10.2020

№ 66а-1351/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи                                                                                         10 декабря 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Рассказовой Г.В.,

судей Брянцевой Н.В., Печуриной Ю.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания                   Бахтиновой В.В.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи административное дело №3а-179/2020 (УИД 05080000-01-2020-000138-37) по административному исковому заявлению Рамазанова ФИО11 об оспаривании нормативного правового акта

    по апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 4 сентября 2020 г.

    Заслушав доклад судьи Рассказовой Г.В., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,

установила:

Рамазанов К.М. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. №10 «О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2010-2014 годы» не действующим в части переноса установленных сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и в части сокращения перечня планируемых работ по капитальному ремонту. В обоснование требований указал, что является собственником квартиры в указанном многоквартирном доме, который введен в эксплуатацию в 1936 году. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 – 2040 г.г. В редакции указанной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в региональную программу с указанием на необходимость проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, крыши, подвальных помещений, фасада дома и фундамента со сроком 2017-2019 г.г., а также ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения и ремонта крыши в 2038-2040 г.г. (позиция 1019). Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 в региональную программу были внесены изменения, в связи с чем указанный многоквартирный жилой дом был включен в региональную программу по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в 2035-2037 г.г., внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения и ремонта фасада в 2038-2040 г.г. (позиция 1196). Административный истец полагает, что изменения в региональную программу в части увеличения срока выполнения работ по капитальному ремонту и сокращения перечня таких работ произведены с нарушением положений части 4 статьи 168 Жилищного кодекса РФ, в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома. Кроме того, такое изменение срока проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и сокращение перечня работ, по мнению административного истца, является необоснованным.

Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 4 сентября 2020 г. административные исковые требования удовлетворены. Суд признал недействующими со дня принятия столбцы 8, 14 и 15 строки 1196 подраздела «город Каспийск» Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы - приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10, в части:

    исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, работ по утеплению и ремонту фасада, ремонту фундамента из планового периода 2017-2019 гг. (столбец 8);

    переноса планового периода проведения ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения на 2035-2037 гг. (столбец 14);

    переноса планового периода проведения ремонта внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения и работ по утеплению и ремонту фасада на 2038-2040 гг. (столбец 15), многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>

На Правительство Республики Дагестан возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта. Сообщение о принятии решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».

В апелляционной жалобе Правительство Республики Дагестан просит решение Верховного Суда Республики Дагестан от 4 сентября 2020 г. отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Считает, что решение вынесено с нарушением ном материального и процессуального права. Полагает, что судом первой инстанции не дана оценка представленной информации от администрации г. Каспийск о проценте износа конструктивных элементов многоквартирного дома, что позволяет провести перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества на более поздний период. Указывает, что перенос работ по ремонту конструктивных элементов в вышеуказанном многоквартирном доме может быть осуществлен при проведении следующей актуализации региональной программы.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на согласие с доводами апелляционной жалобы Правительства Республики Дагестан.

Административный истец в судебное заседание не явился, заинтересованные лица министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, администрация городского округа «город Каспийск» своих представителей для участия в судебном заседании не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с положениями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав поддержавших доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Республики Дагестан и представителя Государственной жилищной инспекции по Республике Дагестан, согласившегося с решением суда представителя административного истца, а также заключение прокурора, указавшего на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу положений Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт "к" части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76).

Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4), он относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 168 названного кодекса).

Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.

Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан регулируются Законом Республики Дагестан № 57 от 9 июля 2013 г. «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан», нормы которого предусматривают, что утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан (пункт 2 статьи 2.2).

Реализуя свои полномочия, Правительство Республики Дагестан постановлением от 18 апреля 2014 г. № 175 утвердило Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы вместе с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.

Из материалов дела следует, что Рамазанов К.М. является собственником квартиры в многоквартирном доме № № по <адрес>.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396 программа капитального ремонта изложена в новой редакции, в соответствии с которой многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в региональную программу с указанием на необходимость проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, крыши, подвальных помещений, фасада дома и фундамента со сроком 2017-2019 г.г., а также ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения и ремонт крыши в 2038-2040 г.г. (позиция 1019 приложения к региональной программе «Перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», далее - Перечень).

Оспариваемым в рамках настоящего производства постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 в региональную программу были внесены изменения, в связи с чем многоквартирный жилой дом № № по <адрес> был включен в региональную программу по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в 2035-2037 г.г., внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения и ремонта фасада в 2038-2040 г.г. (позиция 1196 Перечня).

Анализируя содержание приведенных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с принятием оспариваемого постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 был сокращен объем работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома № № по <адрес> и увеличен срок проведения таких работ.

В ходе апелляционного рассмотрения дела судебная коллегия, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришла к выводу о том, что оспариваемый административным истцом нормативный акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного акта, порядку принятия и введения в действие.

Давая правовую оценку доводам административного истца о нарушении предусмотренных законом условий для принятия оспариваемого нормативного акта, сократившего объем и увеличившего сроки проведения работ по капитальному ремонту, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением предусмотренных положениями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации условий.

В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан № 57 от 9 июля 2013 г. «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан» региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений. Частью 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан № 57 от 9 июля 2013 г. предусмотрено, что актуализация программы капитального ремонта осуществляется в порядке, предусмотренном частями 6-10 настоящей статьи.

    Из смысла положений частей 6-10 Закона Республики Дагестан № 57 от 9 июля 2013 г. следует, что процедура формирования региональной программы капитального ремонта начинается с ежегодного предоставления лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в органы местного самоуправления информации о многоквартирных домах. После получения и обобщения поступившей информации орган местного самоуправления направляет ее в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан, который подготавливает предложения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, и направляет их в уполномоченный орган; уполномоченный орган на основании поступивших предложений подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в правительство Республики Дагестан, которое утверждает региональную программу капитального ремонта.

    Частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:

    1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

    2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;

    3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

    4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;

    5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

    Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан № 57 от 9 июля 2013 г.

    Как установлено судом и подтверждается материалами дела собственники многоквартирного дома не принимали решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту и сокращении объема такого ремонта. Из материалов дела следует, что четырехэтажный не оборудованный лифтом многоквартирный дом построен в 1936 году, процент износа его основных конструктивных элементов по состоянию на дату обследования в 2019 году увеличился до 69% по сравнению с состоянием дома на дату обследования в 2016 году при включении в программу капитального ремонта (общий износ дома в 2016 году составлял 62%), что подтверждается представленными в материалы дела формами предоставления информации о многоквартирных домах, предназначенных для формирования региональных программ капитального ремонта общего имущества в этих домах в Республике Дагестан (том 3 л.д. 44-70). В такой ситуации суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание приводимые Правительством Республики Дагестан доводы о том, что основанием для изменения сроков и перечня работ явились данные органа местного самоуправления о состоянии дома. Исследованные в ходе апелляционного рассмотрения дела доказательства опровергают доводы Правительства Республики Дагестан о наличии фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома с 2017-2019 г.г. на 2035-2040 г.г. и сокращения перечня работ.

    Доводы Правительства Республики Дагестан о наличии предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, судебной коллегией отклоняются. В ходе судебного разбирательства правительством не представлено доказательств наличия таких фактических обстоятельств, а именно, наличия изменения сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения (лифтовое оборудование в многоквартирном доме отсутствует).

    В такой ситуации суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушает права административного истца на проведение ранее запланированных Программой ремонтных работ, в связи с чем на основании положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ подлежит признанию недействующим с момента его принятия.

    Применительно к положениям пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» выводы суда первой инстанции о возложении на Правительство Республики Дагестан обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт являются верными. По смыслу приведенных положений закона, на Правительство Республики Дагестан возложена обязанность по принятию нормативного акта в рамках ежегодной актуализации программы капитального ремонта; в связи с признанием судом оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части имеется недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

    Доводы жалобы о наличии оснований для переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту в отношении спорного многоквартирного дома в связи с необходимостью проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонтом лифтовых шахт в иных многоквартирных домах, имеющих более высокий процент износа, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании положений пункта 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации. Федеральное законодательство не предусматривает возможности переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту и сокращения их объема в отсутствии решения общего собрания собственников многоквартирного дома по мотиву необходимости проведения капитального ремонта в иных многоквартирных домах, равно как и по мотиву недостаточности денежных средств для выполнения всех видов работ.

    Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                    ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░                                 ░.░. ░░░░░░░░

                                    ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

66а-1351/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Республики Дагестан
Рамазанов Касим Мирзаевич
Ответчики
Правительство Республики Дагестан
Другие
Администрация городского округа
Сулейманов Сулейман Нажмутдинович
Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан
Дагестанский фонд капитального ремонта
Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Республики Дагестан
ООО "ЖилСервис"
ООО УК "Городок - 05"
Увайсов Зияутдин Буттаевич
Суд
Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Рассказова Галина Владимировна
Дело на сайте суда
3ap.sudrf.ru
29.10.2020Передача дела судье
26.11.2020Судебное заседание
03.12.2020Судебное заседание
10.12.2020Судебное заседание
29.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2020Передано в экспедицию
10.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее