Решение по делу № 2а-1770/2018 от 26.04.2018

Дело № 2а-1770/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 апреля 2018 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Зайцевой Е.К.,

при секретаре Николаевой У.А.,

с участием административного истца Чернова П.В.

представителя административного истца - адвоката Мартыновой Т.Г.

представителя административного ответчика Крысенкова С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чернова П.В. к Администрации Псковской области об оспаривании действия, выразившегося в предложении альтернативного места для проведения публичного мероприятия в виде шествия,

У С Т А Н О В И Л:

Чернов П.В. обратился в суд с административным иском к Администрации Псковской области о признании незаконным действия по предложению альтернативного места для проведения публичного мероприятия в виде шествия в ответе на уведомление о публичном мероприятии от **.**.2018 №**.

В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» **.**.2018 им было подано уведомление в Администрацию Псковской области о проведении **.**.2018 публичного мероприятия в городе Пскове в виде шествия по маршруту по Рижскому проспекту, от сквера возле гостиницы "Рижская" до площади Ленина и митинга по адресу: г. Псков, пл. Ленина, у памятника В.И. Ленину.

На указанное уведомление им был получен ответ от Администрации Псковской области №** от **.**.2018, которым предложено провести заявленное публичное мероприятие в форме митинга по иному адресу: г.Псков, на территории, расположенной на пересечении Рижского проспекта, ул. М. Горького, ул. Конной в центральной части сквера им. 60-летия Октября.

**.**.2018 им в Администрацию Псковской области было направлено согласие с проведением публичного мероприятия в форме митинга в месте, предложенном Администрацией в ответе от **.**.2018 №**.

**.**.2018 им было направлено в Администрацию Псковской области отдельное уведомление о проведении публичного мероприятия в виде шествия по маршруту от сквера возле гостиницы Рижская до пересечения Рижского проспекта с улицей Максима Горького, т.е. до места согласованного публичного мероприятия в виде митинга в сквере 60-летия Октября.

**.**.2018 им получен ответ из Администрации Псковской области № **, согласно которому **.**.2018 года в городе Пскове на Рижском проспекте от улицы Юбилейной до площади Ленина будут выполняться работы с использованием специализированной техники по праздничному оформлению городских территорий, в связи с чем при проведении публичного мероприятия возникает угроза безопасности граждан, а также создается угроза безопасности участников дорожного движения.

В связи с этими обстоятельствами Администрация Псковской области предложила иное место проведения публичного мероприятия - по пешеходной дорожке вдоль Крестовского и Ленинградского шоссе от площадки, расположенной за остановкой "Кресты" до памятного знака летчикам-первым Героям Советского Союза в годы Великой Отечественной Войны.

Полагает, что в нарушение действующего законодательства - пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», правовой позиции, неоднократно высказанной в постановлениях и определениях Конституционного Суда Российской Федерации (от 02.04.2009 № 484-О-11, 14.02.2013 № 4-П), согласно которым орган публичной власти не может запретить проведение публичного мероприятия, изменить его цели и форму, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами, Администрация Псковской области заведомо зная о заявленном и согласованном публичном мероприятии в виде митинга в сквере 60-летия октября в ту же дату т.е. **.**.2018, и в то же время, объединенном единой целью с заявленным публичным мероприятием и единым составом участников - предложила заведомо такой вариант, который не позволит реализовать его цели и заведомо лишает граждан конституционного права публично выразить свои мысли и требования именно в той форме публичного мероприятия, которая была заявлена.

Организаторы публичного мероприятия по объективным причинам не могут и не должны принимать такое предложение места проведения шествия на окраине города, так как оно заведомо унижает достоинство личности человека и гражданина. Содержащиеся в ответе на уведомление причины отказа в проведении шествия по указанному в уведомлении маршруту не могут являться достаточным основанием для отказа, т.к. заявленное публичное мероприятие в виде шествие непосредственно в момент передвижения граждан по заявленному маршруту занимает не более 15 минут в совокупности.

Кроме того, в соответствии с заявленной формой публичного мероприятия в виде шествия Администрация Псковской области имела реальную возможность предложить вариант движения граждан по тротуару от сквера у гостиницы Рижская как с противоположной стороны улицы и до пересечения с улицей Максима Горького, так и варианты движения от площади Ленина до пересечения с улицей Максима Горького без перекрытия транспортного потока, что позволило бы реализовать цели публичного мероприятия в заявленной форме.

В связи изложенным, учитывая, что оспариваемые действия нарушают его конституционное право на проведение шествия, административный истец просит суд признать незаконным действие Администрации Псковской области, выразившееся в ответе на уведомление №** по предложению альтернативного места для проведения публичного мероприятия в виде шествия и обязать Администрацию устранить допущенные нарушения.

Административный истец Чернов П.В. и его представитель – адвокат Мартынова Т.Г. в судебном заседании заявленные требования полностью поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснили, что предметом обжалования является ответ Администрации области на уведомление Чернова П.В. о проведении отдельного публичного мероприятия – шествия. Указали, что данная форма публичного мероприятия регулярно согласовывается Администрацией области иным лицам на центральных улицах города. В связи с изложенным просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Администрации Псковской области Крысенков С.В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что из представленного Черновым П.В. уведомления от **.**.2018 следовало, что он имел намерение провести одно публичное мероприятие в сочетании двух форм – шествия и митинга. Предложение об изменении места проведения данного публичного мероприятия принято административным истцом. Администраций области согласовано проведение административным истцом публичного мероприятия в одной из заявленных им форм – митинга. Поступившее от Чернова П.В. обращение от **.**.2018 содержало уведомление о проведении отдельного публичного мероприятия в форме шествия. Ответом от **.**.2018 № ** на указанное обращение Чернову П.В. сообщено о невозможности проведения шествия в выбранные им дату, время и место с обоснованием мотивов такого решения и предложено альтернативное место для проведения заявленного публичного мероприятия. В связи с вышеизложенным, полагая, что действиями Администрации области каких-либо нарушений прав административного истца не допущено, просил в удовлетворении административного иска Чернову П.В. отказать.

Заслушав административного истца Чернова П.В., его представителя – адвоката Мартынову Т.Г., представителя административного ответчика Крысенкова С.В., исследовав материалы дела, суд находит административный иск удовлетворению неподлежащим по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.

На основании ст. 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней о дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что **.**.2018 в Администрацию Псковской области поступило уведомление от организатора Чернова П.В. о проведении **.**.2018 с 14 часов 00 минут до 16 часов 30 минут публичного мероприятия в городе Пскове в форме шествия по маршруту по Рижскому проспекту, от сквера возле гостиницы "Рижская" до площади Ленина и митинга по адресу: г. Псков, пл. Ленина, у памятника В.И. Ленину. Заявленная цель публичного мероприятия – «Митинг за право быть гражданином России». Предполагаемое количество участников – 200 человек.

Как следует из ответа Администрации Псковской области №** от **.**.2018, Чернову П.В. предложено провести заявленное им публичное мероприятие в форме митинга по иному адресу: г.Псков, на территории, расположенной на пересечении Рижского проспекта, ул. М. Горького, ул. Конной в центральной части сквера им. 60-летия Октября. т.е. в специально установленном для этих целей месте, определенном Постановлением Администрации Псковской области от 27.12.2012 №673, и сообщено о невозможности проведения того же публичного мероприятия в форме шествия по предложенному административным истцом маршруту с изложением оснований указанного ответа.

Указанный ответ административным истцом не оспаривается и предметом рассмотрения по настоящему административному делу не является.

**.**.2018 Черновым П.В. сообщено Администрации Псковской области о согласии с проведением публичного мероприятия в форме митинга в месте, предложенном в ответе от **.**.2018 №**.

В ту же дату - **.**.2018 в Администрацию Псковской области поступило иное уведомление от организатора Чернова П.В. о проведении еще одного публичного мероприятия в форме шествия по маршруту от сквера возле гостиницы Рижская до пересечения Рижского проспекта с улицей Максима Горького в период времени с 14.00 до 14.30.

Как следует из ответа Администрации Псковской области № ** от **.**.2018 на имя Чернова П.В., согласно информации, представленной Администрацией города Пскова, **.**.2018 в период с 08 до 22 часов в г.Пскове на Рижском проспекте от перекрестка Рижский проспект – улица Юбилейная до площади Ленина будут выполняться работы с использованием специализированной техники по праздничному оформлению городских территорий.

Так же со ссылкой на заключение ОГИБДД УМВД России по г. Пскову указано, что проведение запланированного административным истцом публичного мероприятия на участке от гостиницы «Рижская» до перекрестка Рижского проспекта и ул. Горького повлечет необходимость перекрыть движение на соответствующем участке дороги по Рижскому проспекту, изменения расписания или маршрутов движения городского общественного транспорта, возникновение на соседних участках дорог заторов (пробок).

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 2 Закона Псковской области от 07.04.2011 № 1061-03 «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования» при проведении публичного мероприятия регулярные перевозки пассажиров и багажа в соответствии с ранее установленным расписанием и по установленным маршрутам, а также движение транспортных средств без заторов должны быть обеспечены в полном объеме, а также должна быть обеспечена безопасность дорожного движения.

В связи с изложенным, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ Администрация области предложила административному истцу иное место проведения публичного мероприятия в виде шествия **.**.2018 - по пешеходной дорожке вдоль Крестовского и Ленинградского шоссе от площадки, расположенной за остановкой "Кресты" до памятного знака летчикам-первым Героям Советского Союза в годы Великой Отечественной Войны.

Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации (определение от 02.04.2009 № 484-О-11, постановление от 14.02.2013 № 4-П), понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может произвольно воспрепятствовать проведению публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.

Из представленного суду сообщения ОГИБДД УМВД России по городу Пскову от **.**.2018, адресованному Администрации Псковской области следует, что проведение заявленного административным истцом шествия повлечет закрытие дороги по Рижскому проспекту, в связи с чем потребуется внесение изменений в расписание движения городских маршрутных транспортных средств. Кроме того, перекрытие движения повлечет создание на данном участке дороги заторов, в связи с чем может создаться угроза безопасности дорожного движения.

**.**.2018 организатору мероприятия вручено уведомление №** от **.**.2018 о невозможности проведения заявленного публичного мероприятия шествия по указанному маршруту в связи нарушением прав и интересов граждан, не участвующих в мероприятии, поскольку проведение шествия, помимо прочего, создаст помехи общественному транспорту. В связи с необходимостью сохранения нормального бесперебойного функционирования объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, обеспечения безопасности, как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения, предложено проведение шествия в ином месте.

Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места его проведения в жилой зоне в границах муниципального образования «Город Псков», является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ и не может быть расценено как унижение достоинства личности человека и гражданина.

Довод административного истца и его представителя о том, что отдельно заявленное публичное мероприятие в виде шествия объединено единой целью и единым составом участников с ранее согласованным мероприятием (митингом), что не было учтено Администрацией области при предложении альтернативного места его проведения, не может быть принят судом во внимание, поскольку в тексте уведомления от **.**.2018 ссылка организатора публичного мероприятия на указанное обстоятельство отсутствует.

Довод административного истца о наличии у Администрации Псковской области возможности предложить вариант движения граждан по тротуару противоречит положениям статьи 5 Закона Псковской области от 27.12.2012 № 1235-03 «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Псковской области», согласно которым проведение публичных мероприятий на остановочных пунктах общественного транспорта запрещается, поскольку по предложенному маршруту шествия на тротуарах расположены остановки общественного транспорта.

Довод административного истца о том, что ранее Администрацией области согласовывалось проведение шествий в заявленном им месте по обращениям иных лиц правового значения для рассматриваемого дела не имеет. Указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием для признания обжалуемого действия незаконным.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое административным истцом действие Администрации Псковской области является законным и обоснованным, прав участников публичного мероприятия на свободу выражения мнения во время его проведения не ограничивает.

С учетом изложенного оснований для признания указанного действия незаконным и, следовательно, для удовлетворения административных исковых требований Чернова П.А., не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 177-180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Чернова П.В. о признании незаконным действия Администрации Псковской области, выразившегося в предложении альтернативного места для проведения публичного мероприятия в виде шествия в ответе на уведомление о публичном мероприятии от **.**.2018 №** отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Псковский городской суд.

Председательствующий Е.К. Зайцева

Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2018 года.

Решение не обжаловалось в апелляционном порядке. Вступило в законную силу.

2а-1770/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чернов П.В.
Чернов Павел Владимирович
Ответчики
Администрация ПО
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Дело на сайте суда
pskovskygor.psk.sudrf.ru
26.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
27.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2018[Адм.] Судебное заседание
28.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Регистрация административного искового заявления
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Дело оформлено
16.04.2020Дело передано в архив
28.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее