Адм. дело № 2а-235/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2019 года п. Оричи Кировской области
Оричевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Капустей И.С.,
при секретаре Жвакиной Т.И.,
с участием: представителя административного истца администрации Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области Бизяева М.Г.,
административного ответчика ИДПС оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Ашихмина Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области к оГИБДД МО МВД России «Оричевский» о признании незаконными актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, признании незаконным предписания об устранении выявленных недостатков, признании незаконным протокола об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом,
установил:
Представитель администрации Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области обратился в суд с административным исковым заявлением к оГИБДД МО МВД России «Оричевский» о признании незаконными актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, признании незаконным предписания об устранении выявленных недостатков, признании незаконным протокола об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом.
Заявленные требования мотивирует тем, что 02.04.2019 инспектором ДПС оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Ашихминым Г.Н. были выявлены многочисленные выбоины дорожного покрытия улиц пгт Оричи, а именно: выбоины на покрытии проезжей части улицы Карла Маркса от дома № 21 до дома № 25 (от улицы 8 Марта до улицы Южная), улицы Свободы от дома № 5 до дома № 14, улицы Комсомольская от дома № 61 до дома № 51, размерами, превышающими предельно допустимые размеры, предусмотренные п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017) и п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Основных положений).
По результатам осмотра дорожного покрытия улиц пгт Оричи 02.04.2019 инспектором ДПС оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Ашихминым Г.Н. было составлено три акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (по участку улицы Карла Маркса от дома № 21 до дома № 25 (от улицы 8 Марта до улицы Южная), улицы Свободы от дома № 5 до дома № 14, улицы Комсомольская от дома № 61 до дома № 51).
02.04.2019 начальником оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Казаковцевым Д.А. администрации Оричевского городского поселения выдано предписание об устранении выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения в срок до 17 часов 00 минут 14.04.2019.
04.04.2019 инспектором ДПС оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Ашихминым Г.Н. составлен протокол об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом, 43 АА 132527 о привлечении администрации поселения по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, непринятию мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Считает, что указанные акты выявленных недостатков, предписание и протокол об административном правонарушении составлены (выданы, внесены) незаконно по следующим основаниям.
Проверка соблюдения администрацией поселения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения при содержании и эксплуатации дорог пгт Оричи проведена 02.04.2019 инспектором ДПС оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Ашихминым Г.Н. в нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и постановления Правительства РФ от 19.08.2013 № 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения».
В нарушение указанных требований законодательства оГИБДД МО МВД России «Оричевский» администрации поселения не представлено подтверждающих сведений о том, что проверка соблюдения администрацией поселения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения при содержании и эксплуатации дорог пгт. Оричи проведена 02.04.2019 должностным лицом оГИБДД МО МВД России «Оричевский» в соответствии с ежегодным планом проверок, согласованным с прокуратурой Оричевского района, чем нарушены права и законные интересы администрации поселения.
Считает, что акты выявленных недостатков составлены с нарушением требований ФЗ № 196-ФЗ от 10.05.1995, ФЗ № 294-ФЗ от 26.12.2008 и Положения о надзоре, в связи с чем являются незаконными и подлежат отмене, не могут являться доказательствами нарушения администрацией поселения обязательных требований ФЗ № 196- ФЗ от 10.12.1995, п. 13 Основных положений и п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, составленные на основании данных актов выявленных недостатков предписание и протокол об административном правонарушении также являются незаконными и подлежат отмене.
Просит суд: признать незаконным акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (по участку улицы Карла Маркса от дома № 21 до дома № 25 (от улицы 8 Марта до улицы Южная), составленный 02.04.2019 инспектором ДПС оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Ашихминым Г.Н.; признать незаконным акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (по участку улицы Свободы от дома № 5 до дома № 14), составленный 02.04.2019 инспектором ДПС оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Ашихминым Г.Н.; признать незаконным пкт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (по участку улицы Комсомольская от дома № 61 до дома № 51),
составленный 02.04.2019 инспектором ДПС оГИБДД МО МВД России
«Оричевский» Ашихминым Г.Н.; признать незаконным предписание об устранении выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, выданное 02.04.2019 начальником оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Казаковцевым Д.А. администрации Оричевского городского поселения; признать незаконным протокол об административном
правонарушении, совершенным юридическим лицом, 43 АА 132527 о
привлечении администрации поселения по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленный
04.04.2019 инспектором ДПС оГИБДД МО МВД России «Оричевский»
Ашихминым Г.Н.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Оричевского городского поселения Бизяев М.Г. заявленные требования поддержал, дав пояснения аналогичные изложенным в административном иске и в письменных дополнениях к иску.
В судебном заседании административный ответчик ИДПС оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Ашихмин Г.Н. исковые требования не признал по основаниям, указанным в письменном отзыве ГИБДД. (л.д.53-59)
Представитель административного ответчика оГИБДД МО МВД России «Оричевский», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве врио начальника оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Прокопенко А.Ю. с заявленными требованиями не согласен, просит в иске отказать.(л.д.53-59)
Привлеченный судом к участию в деле соответчик (л.д. 1) начальник оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Казаковцев Д.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Привлеченный судом к участию в деле соответчик (л.д. 1) МО МВД России «Оричевский», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Привлеченный судом к участию в деле представитель заинтересованного лица (л.д.1) прокуратуры Оричевского района Кировской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя прокуратуры. (л.д.52)
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Определением Оричевского районного суда Кировской области от 06.06.2019 производство по настоящему делу прекращено в части: признания незаконными актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 02.04.2019, протокола об административном правонарушении от 04.04.2019.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств, составленным 02 апреля 2019 года ИДПС оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Ашихминым Г.Н., было установлено, что в п. Оричи на ул. К.Маркса у домов № 21, 23, 25, далее на всем протяжении имеются многочисленные выбоины: 1) длиной 79 см, шириной 80 см, глубиной 7 см; 2) длиной 70 см, шириной 85 см, глубиной 5 см; 3) длиной 70 см, шириной 1,10 см, глубиной 5 см от ул. 8 Марта до ул. Южной по ул. К.Маркса. (л.д. 9)
Из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств, составленного 02 апреля 2019 года ИДПС оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Ашихминым Г.Н., следует, что в п. Оричи на ул. Свободы у домов №№ 5 - 14 на всем протяжении имеются многочисленные выбоины. (л.д. 10)
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств, составленного 02 апреля 2019 года ИДПС оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Ашихминым Г.Н., следует, что в п. Оричи на ул. Комсомольская от дома № 61 до дома № 51 на всем протяжении имеются многочисленные выбоины. (л.д. 11)
Все вышеуказанные акты проиллюстрированы фототаблицами. (л.д. 12-22)
02 апреля 2019 года начальником ОГИБДД МО МВД России «Оричевский» юридическому лицу – администрации Оричевского городского поселения выдано предписание, которым в целях устранения нарушений п. 5.2.4, ГОСТ Р 50597-20017, п. 13 ОП ПДД РФ, предложено организовать выполнение следующих мероприятий: 1) ул. К.Маркса от д. 21 до д. 25 п. Оричи устранить многочисленные выбоины на покрытии проезжей части размерами длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью м2 равной и более, срок выполнения – до 17 час. 00 мин. 14 апреля 2019 года; 2) ул. Свободы от д. 5 до д. 14 пгт. Оричи устранить многочисленные выбоины на покрытии проезжей части размерами длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью м2 равной и более, срок выполнения – до 17 час. 00 мин. 14 апреля 2019 года; 3) ул. Комсомольская от д. 61 до д. 51 пгт. Оричи устранить многочисленные выбоины на покрытии проезжей части размерами длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью м2 равной и более, срок выполнения – до 17 час. 00 мин. 14 апреля 2019 года. Предписание содержит предупреждение о привлечении к административной ответственности в случае его невыполнения, получено представителем администрации – заместителем главы Багаевым А.В. 02 апреля 2019 года. (л.д. 23)
Протоколом 43 АА 132527 от 04 апреля 2019 года администрация Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, за непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. (л.д. 24)
Постановлением мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского судебного района Кировской области от 08.05.2019 администрация Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. (л.д.78-82)
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
П. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения на основании ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон от "О безопасности дорожного движения") и п. 1 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, осуществляет ГИБДД МВД России, которая обеспечивает соблюдение юридическими лицами и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (п. 2 Положения).
Для выполнения возложенных обязанностей Госавтоинспекция вправе, в том числе, давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами безопасности дорожного движения, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами дорожного надзора, государственными инспекторами дорожного надзора в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах (пп. "б" п. 12 Положения).
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, выразившиеся в многочисленных выбоинах на покрытии проезжей части, подтверждены материалами дела. Наличие указанных нарушений административным истцом не оспаривалось.
Отклоняется судом и довод административного истца о том, что представленные суду доказательства являются недопустимыми, так как получены с нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Положениями ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе, при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
Такие особенности предусмотрены в п. 21 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», в соответствии с которым полиция при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения вправе проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.
При этом Федеральный закон от 07.02.2011г № 3-ФЗ «О полиции» каких-либо требований к организации и проведению проверок в области обеспечения безопасности дорожного движения в части оснований, сроков, периодичности, уведомлений и согласования их проведения не устанавливает.
Из анализа вышеприведенного законодательства следует, что исполнение государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения осуществляется без согласований и уведомлений о проведении проверки.
В судебном заседании установлено, что правовых оснований для признания незаконным оспариваемого предписания оГИБДД ОМВД России «Оричевский» от 02.04.2019 не имеется, поскольку оно вынесено уполномоченным должностным лицом при наличии достаточных к тому оснований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Администрации Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области к оГИБДД МО МВД России «Оричевский», начальнику оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Казаковцеву Д.А., ИДПС оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Ашихмину Г.Н., МО МВД России «Оричевский» о признании незаконным предписания об устранении выявленных недостатков от 02.04.2019, отказать.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Оричевский районный суд.
Председательствующий Капустей И.С.
Мотивированное решение изготовлено 11.06.2019г.