Решение по делу № 2-5477/2016 от 19.08.2016

Дело 2-5477(2016)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2016г. Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Вязовской М.Е.,

при секретаре Шаляпиной Л.,

с участием представителя истицы по доверенности Соловьева Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Выборных Е.Б. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Выборных Е.Б. обратилась в суд с исковым заявлением Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок, указав в заявлении, что Выборных Е.Б. является инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается справкой ВТЭ-44 от 24.04.1990г. Выборных Е.Б. имеет намерение получить земельный участок на территории города Перми для индивидуального жилищного строительства на праве аренды. 04.07.2016 года истец обратился с заявлением в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с просьбой предоставить истцу в аренду как инвалиду, земельный участок с кадастровым номером площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п.2 ст. 39.6 ЗК РФ. От департамента земельных отношений администрации г.Перми получено решение от 04.08.2016г. об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов на основании ст. 39.16 ЗК РФ, по тем основаниям, что истец не имеет статуса лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, с которым, по мнению ответчика, законодатель связывает возможность предоставления инвалиду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство без проведения торгов. Считает отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми незаконным и необоснованным по следующим основаниям: согласно подп. 14 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Истец, вне зависимости от его постановки на жилищный учет, как лицо, являющееся инвалидом, обеспеченным жилой площадью менее учетной нормы, в силу прямого указания ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является лицом, имеющим право на первоочередное предоставление земельного участка, то есть без проведения торгов. Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Считает, что данным отказом Департамент земельных отношений администрации города Перми нарушил право Выборных Е.Б. на предоставление истцу земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, так как истец фактически не обеспечен жильем и является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного просит признать решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 04.08.2016 об отказе в предоставлении в аренду Выборных Е.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р. земельного участка, расположенного на территории города Перми, незаконным, обязать Департамент земельных отношений Администрации г.Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Выборных Е.Б. путем предоставления Выборных Е.Б. в аренду земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 1200кв.м. с разрешенным использованием: строительство отдельно стоящего односемейного дома в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования и доводы искового заявления поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ранее просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, направили письменный отзыв, из которого следует, что с заявленными требованиями департамент не согласен, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Истцом по настоящему делу не доказан факт несоответствия направленного Департаментом земельных отношений администрации г. Перми письма действующему законодательству. 06.07.2016г. в департамент поступило обращение Выборных Е.Б. с просьбой предоставить земельный участок с кадастровым номером , площадью 1200 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Рассмотрев представленное заявление, департамент принял решение об отказе, изложенное в письме от 04.08.2016 № И-21-01-07П-13220. Основание отказа в предоставлении земельного участка предусмотрено ст. 39.16 ЗК РФ: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов. Согласно ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участок для индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для ИЖС поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условия, исходя из критериев, установленных ст. 51 Жилищного Кодекса РФ. Постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляет управление жилищных отношений администрации г.Перми. Согласно информации имеющейся в администрации города Перми Выборных Е.Б. на учете граждан в качестве нуждающеюся в жилых помещениях не состоит. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В материалы дела не представлены сведения из УФРС и БТИ об объектах недвижимости, находящихся в собственности истца и членов его семьи, сведения о месте регистрации (свидетельство о регистрации по месту жительства). Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Истцом не представлено доказательств отсутствия у него и членов семьи каких-либо иных жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности. Данная позиция согласуется с судебной практикой - решение Ленинского районного суда г. Перми от 30.06.2011 дело , решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 23.01.2012 дело , определение Пермского краевого суда от 06.06.2012 дело . Кроме того, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу ст. 53 ЖК РФ значимым является сам факт совершения действий, которые приводят к ухудшению жилищных условий лица, сам мотив совершения лицом этих действий не имеет значение (определение Пермского краевого суда от 13.06.2012 по делу ). Истцом не представлено справки об отчуждении объектов недвижимости за последние 5 лет. В силу п.10 ст.3 Федерального закона №137-Ф3 от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поседений. В соответствии с п.п.2.1.1 п.2.1 Положения о департаменте земельных отношений администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 24.02.2015 № 39 «Об утверждении Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми», одной из основных целей департамента является осуществление полномочий администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст.133 Конституции РФ, ограничение прав органов местного самоуправления не допускается. Суд не вправе обязать орган местного самоуправления предоставить конкретный земельный участок, поскольку это является исключительной компетенцией органов местного самоуправления и противоречит п. 5 ч. 9 ст. 35 закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таким образом, нормами Конституции РФ и Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вмешательство в деятельность органов местного самоуправления, в том числе представительных органов, не допускается. Установленная мера социальной поддержки по первоочередному предоставлению инвалиду земельного участка не возлагает на орган местного самоуправления обязанности предоставить по требованию инвалида любого произвольно выбранного им земельного участка, указанная позиция подтверждается судебной практикой (решение Ленинского районного суда г.Перми от 17.09.2014 по делу . Решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 01.10.2014г. по делу , решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 22.09.2014 по делу , решение Свердловского районного суда г.Перми от 10.12,2014 г. по делу , решение Кировского районного суда г.Перми от 27.11.2014 г. по делу , решение Ленинского районного суда г.Перми от 18.07.2014 г. по делу ). Земельным Кодексом РФ с изменениями, вступившими в силу с 01.03.2015 устанавливается универсальная процедура предоставления земельных участков (в собственность, аренду, безвозмездное пользование, постоянное бессрочное пользование) вне зависимости от цели предоставления или разрешенного использования. Отменяется отдельное регулирование порядка предоставления земельных участков для целей строительства, целей, не связанных со строительством. Закрепляется исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков. В силу ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Земельным кодексом РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015 года) установлен прядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, согласно которой предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность па которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7)    заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование. Кроме того, установленное ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не может быть истолковано, как обязанность органа местного самоуправления предоставлять указанным лицам по их требованию бесплатно любой произвольно выбранный ими земельный участок. Указанным Федеральным законом не предусмотрено право выбора инвалидом конкретного земельного участка по его собственному выбору. Пунктом 1 ст.30.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, без предварительного согласования места размещения объекта, однако изложенное так же не означает, что такие земельные участки должны предоставляться гражданам по их произвольному выбору. В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ регулирование земельных отношений входит в полномочия органов местного самоуправления. В указанной норме, в частности указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной, собственности, осуществляются органами местного самоуправления. Законом не предусмотрено право истца, являющегося инвалидом, требовать предоставления ему конкретного земельного участка. На основании вышеизложенного просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Администрации г.Перми в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов…

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, к которым закон относит, в том числе признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно пп. 14 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пп. 2 ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истец Выборных Е.Б. является инвалидом второй группы; инвалидность установлена бессрочно, что подтверждено справкой Сер. ВТЭ-44 от 24.04.1990 года; согласно Справки УПФ в Свердловском районе Выборных Е.Б. является получателем пенсии по инвалидности с 14.07.1987г. по настоящее время.

Решением Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 04 августа 2016 года за № И истице отказано в предоставлении земельного участка, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Также Департамент в оспариваемом решении указал на то, что в администрации города Перми отсутствует информация о постановке Выборных Е.Б. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.7).

Не согласившись с выше указанным решением, истица обратилась в суд с заявленными исковыми требованиями, которые подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч.ч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1). Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (часть 14).

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо осуществить организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.

По смыслу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 № 103 утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека.

В судебном заседании установлено, что истица проживает и зарегистрирована по адресу <адрес>, что подтверждается сведениями Отдела адресно-справочной службы УФМС России по Пермскому краю.

Жилое помещение по <адрес> принадлежит на праве собственности Выборных Е.Б. ( доля в праве), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.06.2010 года, выпиской из ЕГРП . Право собственности у Выборных Е.Б. на указанное жилое помещение возникло на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в долевую собственность граждан от 07.04.2010г. Другими сособственниками жилого помещения являются по 1/3 доле в праве общей долевой собственности дети истицы: ФИО4 и ФИО5

Согласно справки о количестве лиц, состоящих на регистрационном учете, выданной ООО «Управляющая компания «ТехСтрой» от 16.08.2016 года, в жилом помещении по <адрес> общей площадью 27,8 кв.м. совместно с Выборных Е.Б. зарегистрированы: ФИО4 (сын с 18.08.2006), ФИО5 (дочь с 18.08.2006), ФИО6 (бывший муж с 17.04.2012). Указанные сведения также подтверждаются информацией, представленной Отделом адресно-справочной работы УФМС России по Пермскому краю.

Согласно свидетельства о расторжении брака от 27.01.2005 года, брак между ФИО6 и Выборных Е.Б. расторгнут.

Согласно справок ГУП «ЦТИ Пермского края» от 6.10.2016 года, недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности Выборных (до брака - Дроздовой) Е.Б., ФИО5, ФИО4, ФИО6 не имеется.

Из ответа Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 19.09.52016 года следует, что согласно базе данных о жителях города Перми, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, созданной на основании данных районных администраций, Выборных Е.Б. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Перми не состоит.

С учетом общей площади жилого помещения по адресу <адрес>, а также количества лиц, зарегистрированных с истицей (еще 3 человека), судом установлено, что на долю истицы приходится 6,95кв.м. площади жилого помещения, если расчет производить с учетом доли в праве собственности, то доля истицы в жилом помещении составляет 9,27 кв.м., что является менее учетной нормы жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека.

При таких обстоятельствах, учитывая обеспеченность истицы и проживающих с ней сособственников и бывшего супруга жилой площадью менее учетной нормы, имеются предусмотренные законом основания (ст. 51 ЖК РФ) для отнесения истицы к числу лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Департамента земельных отношений от 04.08.2016 года за истице отказано в предоставлении земельного участка в аренду площадью 1200 кв.м. по <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

Данное решение в части отказа следует признать незаконным, поскольку указанные в нем основания не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Тот факт, что истица не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, стороной истца не оспаривается. Вместе с тем, само по себе данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии оснований для приобретения земельного участка в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Наличие данных оснований установлено в ходе судебного разбирательства и стороной ответчика не опровергнуто. Требования истицы основаны на действующем законодательстве (ч. 14 ст. 17 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), в связи с чем реализация ее прав не может быть поставлена в зависимость от того, состоит ли истица на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, при условии, что основания для этого установлены в ходе судебного разбирательства. Следует отметить, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки и дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. Оспариваемый отказ не содержит обоснованных, документально подтвержденных сведений об отсутствии основания для признания истицы нуждающейся в жилых помещениях. Иных оснований к отказу в решении ответчика также не имеется. В связи с этим требование истицы о признании отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 04.08.2016 года в части предоставления земельного участка следует признать незаконным, возложив на Департамент земельных отношений обязанность предоставить истице земельный участок в соответствии с требованиями п. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Вместе с тем, суд считает, что в удовлетворении требования о предоставлении конкретного испрашиваемого истицей земельного участка площадью 1200 кв.м. по адресу: <адрес> истице следует отказать.

Распределение земельных участков относится к исключительной компетенции Департамента земельных отношений администрации города Перми, в связи с чем суд не вправе возлагать на ответчика обязанность предоставить спорный земельный участок истице, поскольку это будет свидетельствовать о вмешательстве суда в исключительную компетенцию органа местного самоуправления о принятии решений о судьбе конкретных земельных участков, что недопустимо.

Наличие у инвалидов права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок. Действующее законодательство не возлагает на государственный орган обязанность предоставить заявителю именно запрошенный земельный участок. Гражданину право требовать предоставления земельного участка по своему выбору законом также не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, требования истицы о предоставлении ей в аренду спорного земельного участка удовлетворению не подлежат, однако при наличии основания для признания истицы нуждающейся в жилых помещениях на ответчика следует возложить обязанность предоставить истице в границах муниципального образования город Пермь земельный участок для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Выборных Е.Б. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка и возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок удовлетворить частично.

Решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от 4.08.2016г. за в части отказа в предоставлении Выборных Е.Б. земельного участка признать незаконным.

Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить Выборных Е.Б. земельный участок в соответствии с требованиями п.14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В остальной части требований о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером площадью 1200 кв.м. по <адрес> в Мотовилихинском районе г.Перми Выборных Е.Б. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья:

2-5477/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Выборных Е.Б.
Ответчики
Департамент земельных отноешний г .Перми
Другие
Администрация г. Перми
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
motovil.perm.sudrf.ru
19.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2016Передача материалов судье
23.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2016Судебное заседание
14.10.2016Судебное заседание
14.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее