Дело № 2-6392/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2016 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре Мамедовой М.М.,
с участием помощника прокурора ФИО3, действующей на основании служебного удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г.Перми в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Департаменту образования администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить несовершеннолетней место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
установил:
Прокурор Свердловского района г.Перми (далее по тексту - Прокурор), действующий в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г.Перми (далее по тексту - Департамент) о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня (12-часового пребывания) в пределах территориальной доступности на территории города Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что в Прокуратуру обратилась ФИО6 по факту нарушения прав её дочери ФИО1 на получение места в дошкольном образовательном учреждении. Департамент образования администрации г.Перми является юридическим лицом, основной целью деятельности является организация предоставления общедоступного и бесплатного в т.ч. дошкольного образования, одной из задач является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. ФИО6 обратилась в Департамент о предоставлении её дочери места, однако, в предоставлении данной услуги ей было отказано. Ссылка Департамента на решение вопроса о предоставлении места в детском саду по дате рождения с учетом движения детей в реестре, а также с учетом права на внеочередное либо первоочередное предоставление места является необоснованной, поскольку Федеральным законом предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в МОУ с двухмесячного возраста. Из положений Конституции РФ и норм права, Департамент обязан обеспечить ребенка ФИО6 доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения ею МДУ в группе полного дня.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, утверждает, что на день рассмотрения дела судом место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ФИО1 не предоставлено.
Законный представитель – ФИО6 - в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела судом извещалась надлежащим образом.
Ответчик – Департамент образования администрации г.Перми – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 33), мнение по иску не представил.
Выслушав прокурора, оценив доводы ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что ФИО6 обратилась к прокурору с просьбой в интересах несовершеннолетней дочери предъявить настоящий иск (л.д. 7-9), в связи с чем, Прокурор является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах ФИО1
Согласно ст.ст. 18, 43 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п. 1 ст. 2).
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п. 2 ч. 1 ст. 3).
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п. 1 ч. 3 ст. 4)
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч. 1 ст. 5).
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч. 3 ст. 5).
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч. 4 ст. 5).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п. 1 ч. 1 ст. 9).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч. 3 ст. 10).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п. 1 ч. 4 ст. 10).
Образовательные программы определяют содержание образования (ч. 1 ст. 12).
К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п. 1 ч. 3 ст. 12).
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч. 5 ст. 12).
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 ст. 12).
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п. 1 ч. 2 ст. 23).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п. 2 ч. 3 ст. 44).Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 44).
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч. 5 ст. 63).
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч. 1 ст. 64).
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч. 2 ст. 64).
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1 ст. 67).
Согласно пунктам 6, 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено, что ФИО6 и ФИО4 являются родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, данный ребенок проживает совместно с матерью по адресу: <Адрес><данные изъяты>, что подтверждается копией паспорта (л.д. 10-13).
Кроме того, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» и ФИО6, ФИО4 заключен кредитный договор №, по условиям которого Банк предоставил созаемщикам денежные средства в размере <данные изъяты> руб. на приобретение объекта недвижимости квартиры (л.д. 20-22). При этом, как следует из искового заявления, ФИО4 уволен по месту работы в связи с сокращением штата работников организации, в связи с чем, ФИО6 вынуждена выйти на работу (л.д. 23-24).
Доказательства того, что законному представителю ФИО1 предлагались места в дошкольных образовательных учреждениях в группах с 12-часовым пребыванием в материалах дела отсутствуют.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку Конституцией РФ и Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования, но как установлено судом на основании пояснений прокурора и содержания отзыва Департамента на иск, на дату разрешения настоящего спора место несовершеннолетней ФИО1 в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено, несмотря на то, что ее право на получение бесплатного дошкольного образования Департаментом не оспаривается.
Ссылка ответчика на существующую очередность выдачи путевок в детские сады не может быть принята судом во внимание, поскольку федеральным законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.
Доказательств того, что Департаментом приняты все меры по обеспечению несовершеннолетней ФИО1 возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, Департаментом суду не представлено, направленным им отзывом на иск не подтверждается.
Места в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено на территории г. Перми, поскольку несовершеннолетняя ФИО1 проживает на территории муниципального городского округа – город Пермь. Причем ответчику при определении дошкольного образовательного учреждения следует учитывать принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).
В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 13 ст. 8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения муниципального района, а согласно пункту 2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224, основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п. 2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации города Перми от 01.03.2013 г. № 112, комплектование МОУ осуществляется Департаментом образования администрации города Перми.
В силу изложенного обязанность по предоставлению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в муниципальном дошкольном учреждении должна быть возложена на Департамент как на орган местного самоуправления, осуществляющий организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми.
При таких обстоятельствах, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), суд удовлетворяет требования прокурора и возлагает обязанность на Департамент образования администрации города Перми предоставить данному несовершеннолетнему ребенку место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группу полного дня (с 12-часовым пребыванием) в пределах территориальной доступности на территории города Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на Департамент образования администрации г.Перми обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в группе полного дня (с 12-часовым пребыванием) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах территориальной доступности на территории города Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий (Е.Г.Курнаева)