Дело № 2а-3861/2018
Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2018 года
РЈРР” 66RS0003-01-2018-003310-32
РЕШЕНРР•РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Екатеринбург 13 июля 2018 года
РљРёСЂРѕРІСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ Рі.Екатеринбурга РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Кочневой Р’.Р’., РїСЂРё секретаре судебного заседания Немкове Р’.Р’., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административным искам Соболева Александра Витальевича, РћРћРћ «Уральский медицинский центр» Рє специалисту-эксперту Территориального отдела Управления Роспотребнадзора РїРѕ Свердловской области РІ Ленинском, Верх-Рсетском, Октябрьском Рё РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРј районах Рі. Екатеринбурга Мартыновой Анастасии Александровне, Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора РїРѕ Свердловской области РІ Ленинском, Верх-Рсетском, Октябрьском Рё РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРј районах Рі. Екатеринбурга Рѕ признании незаконным предписания РѕР± устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований РѕС‚ *** в„–***,
установил:
Соболев Рђ.Р’. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє специалисту-эксперту Территориального отдела Управления Роспотребнадзора РїРѕ Свердловской области РІ Ленинском, Верх-Рсетском, Октябрьском Рё РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРј районах Рі. Екатеринбурга Мартыновой Анастасии Александровне, Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора РїРѕ Свердловской области РІ Ленинском, Верх-Рсетском, Октябрьском Рё РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРј районах Рі.Екатеринбурга Рѕ признании незаконным предписания РѕР± устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований РѕС‚ *** в„–***,
РћРћРћ «Уральский медицинский центр» обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє специалисту-эксперту Территориального отдела Управления Роспотребнадзора РїРѕ Свердловской области РІ Ленинском, Верх-Рсетском, Октябрьском Рё РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРј районах Рі.Екатеринбурга Мартыновой Анастасии Александровне, Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора РїРѕ Свердловской области РІ Ленинском, Верх-Рсетском, Октябрьском Рё РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРј районах Рі. Екатеринбурга Рѕ признании незаконным предписания РѕР± устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований РѕС‚ *** в„–***,
Р’ обоснование административных РёСЃРєРѕРІ указано, что РІ период СЃ 14.08.2017 РїРѕ *** РЅР° основании распоряжения Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав Рё благополучия человека РїРѕ Свердловской области РѕС‚ 08.08.2017 в„– 01-01-01-03-08/19681 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» состоялась проверка РћРћРћ «Уральский медицинский центр» РЅР° предмет соблюдения обязательных требований Рё требований, установленных правовыми актами, соответствия сведений, содержащихся РІ уведомлении Рѕ начале осуществления отдельных РІРёРґРѕРІ предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Проверка РІ соответствии СЃ Распоряжением была проведена РІ отношении филиалов РћРћРћ «Уральский медицинский центр» расположенных РїРѕ адресам: ***. Проверка проводилась РїСЂРё участии специалистов Территориального отдела Управления Роспотребнадзора РїРѕ Свердловской области РІ Ленинском, Верх-Рсетском, Октябрьском Рё РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРј районах Рі. Екатеринбурга РІ том числе. *** Управлением Роспотребнадзора РїРѕ Свердловской области составлен РђРєС‚ проверки, РёР· которого следует, что РІ С…РѕРґРµ проверки были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. *** специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора РїРѕ Свердловской области Мартыновой Рђ.Рђ. вынесено Предписание РѕР± устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований в„–***. РќРµ согласившись СЃ данным предписанием, РћРћРћ «Уральский медицинский центр» направило РІ адрес Управления СЃРІРѕРё возражения. *** специалистом-экспертом Управления Мартыновой Рђ.Рђ. директору РћРћРћ «Уральский медицинский центр» Соболеву Рђ.Р’. выдано РЅРѕРІРѕРµ предписание в„–***, взамен предписания РѕС‚ ***. Р’ соответствии СЃ ФЗ в„–294 «О защите прав юридических лиц Рё индивидуальных предпринимателей РїСЂРё осуществлении государственного контроля (надзора) Рё муниципального контроля» предписание выдается СЃ актом Рё является его приложением. Рзменение предписания РЅРµ предусмотрено. Предписания должны содержать четкие формулировки Рє конкретным действиям Рё РЅРµ должно носить признаки формальных требований. Р’ предписании РѕС‚ *** указаны некоторые требования, которые РЅРµ отвечают указанным критериям, РЅРѕСЃСЏС‚ формальный характер. Управлением допущено превышение СЃСЂРѕРєРѕРІ проведения проверки, которая должна была быть проведена РІ двадцатидневный СЃСЂРѕРє РІ период СЃ 14.08.2017 РїРѕ ***. *** РїРѕ результатам плановой выездной проверки РћРћРћ «Уральский медицинский центр» Управлением был составлен РђРєС‚ проверки, РЅРµ смотря РЅР° это РѕРЅР° фактически продолжалась, поскольку 11.09.2017, то есть после завершения СЃСЂРѕРєРѕРІ проведения проверки, Управлением было выявлено нарушение, допущенное обществом, выразившееся РІ несоответствии качества питьевой РІРѕРґС‹, отобранной РІ диализном зале в„–2, расположенном РїРѕ адресу: Свердловская область, Рі.Каменск-Уральский, РїСЂ.Победы, Рґ.97Р±, что РЅРµ было отражено РІ акте проверки, РІ котором также отсутствовала информация Рѕ проведенном лабораторном исследовании, РЅР° основании результатов которого был сделан вывод Рѕ совершении обществом вменяемого правонарушения. Предписание РѕС‚ *** в„–*** содержит требования РѕР± исполнении действующего санитарно-эпидемиологического законодательства РЅР° будущее Рё РЅРµ содержит конкретных действий. Административные истцы РїСЂРѕСЃСЏС‚ СЃСѓРґ признать незаконным Предписание РѕР± устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований РѕС‚ 06.12.2018 в„–*** РІ отношении РћРћРћ «Уральский медицинский центр», вынесенное специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора РїРѕ Свердловской области Мартыновой Анастасией Александровной, выданное взамен Предписания РѕС‚ *** в„–***.Определением СЃСѓРґР° РѕС‚ 03.07.2018 указанные административные дела объединены РІ РѕРґРЅРѕ производство, присвоен единый номер 2Р°-3861/2018.
Административный истец Соболев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, воспользовался услугами представителя.
Р’ судебном заседании представитель административных истцов Фомина Рђ.Р’., действующая РЅР° основании доверенностей РѕС‚ 19.12.2017 Рё РѕС‚ 22.11.2017, поддержала РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ административных исках РїРѕ предмету Рё основаниям, СЃСѓРґСѓ пояснила, что РїРѕ итогам проведенной Управлением Роспотребнадзора, *** был составлен РђРєС‚ проверки, РІ адрес РћРћРћ «Уральский медицинский центр» *** вынесено Предписание РѕР± устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований в„–***, РЅР° которое обществом РІ адрес Управления были направлены возражения, после рассмотрения которых, специалистом-экспертом Управления Мартыновой Рђ.Рђ. директору РћРћРћ «Уральский медицинский центр» Соболеву Рђ.Р’. было выдано РЅРѕРІРѕРµ Предписание в„–*** РѕС‚ ***, взамен Предписания РѕС‚ ***. Р’ соответствии СЃ Законом в„–294-ФЗ «О защите прав юридических лиц Рё индивидуальных предпринимателей РїСЂРё осуществлении государственного контроля (надзора) Рё муниципального контроля» предписание выдается СЃ актом Рё является его приложением. Рзменение предписания РЅРµ предусмотрено. Предписания должны содержать четкие формулировки Рє конкретным действиям Рё РЅРµ должны носить признаки формальных требований. Р’ Предписании РѕС‚ *** имеется СЂСЏРґ требований, которые РЅРµ отвечают указанным критериям, РІ частности РІ отношении Краснотурьинска, Первоуральска, Красноуфимска, имеются требования РїРѕ внесению РІ личные медицинские РєРЅРёР¶РєРё Рё прививочные сертификаты сотрудников записи Рѕ прохождении осмотра, тогда как Сѓ РћРћРћ «Уральский медицинский центр» отсутствует лицензия РЅР° данный РІРёРґ деятельности, сотрудники общества РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ осмотры РІ медучреждениях, которые имеют такие лицензии. РќРѕСЂРјС‹ СанПина, РЅР° которые ссылается Роспотребнадзор применяются РІ отношении организаций, деятельность которых связана СЃ проектированием Рё строительством эксплуатации систем водоснабжения, Рє которым общество РЅРµ относится. РћРћРћ «Уральский медицинский центр» заключило РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹ СЃ водоснабжающими организациями, которые несут ответственность Р·Р° качество поставляемой РІРѕРґС‹. РџСЂРё проведении проверки РІРѕРґР° отбиралась РІ диализной клинике, однако балансовое разграничение РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ РІ точке подключения клиники Рє сетям водоснабжения, то есть РћРћРћ «Уральский медицинский центр» несет ответственность, только Р·Р° СЃРІРѕР№ участок. РџСЂРё проведении проверки были представлены прививочные сертификаты, Р° так Р¶Рµ отказные листы, РїРѕ которым сотрудники отказались РѕС‚ иммунопрофилактики. Р’ отношении клиники РІ Рі.Первоуральск обществу вменена обязанность корректировать РІ соответствии СЃ требованиями СанПин 2.1.72790-10 схемы обращения СЃ медицинскими отходами Рё указать РЅРѕСЂРјС‹ обращения СЃ отходами, однако РІ Свердловской области отсутствует нормативное регулирование обращения СЃ отходами, что подтверждается ответом Роспотребнадзора, следовательно данное требование РЅРµ исполнимо. Также РћРћРћ «Уральский медицинский центр» вменена обязанность обеспечить соблюдение требований Рє обследованию пациентов РЅР° гепатит «С» РІ гемодиализе, РІ соответствии СЃ СанПин 3.13115-13 обследованию РЅР° гепатит «С» подлежат пациенты РїСЂРё поступлении Рё РїСЂРё клинических показателях, что обществом исполняется. Относительно обязанности общества обеспечить работников специальной одеждой Рё РѕР±СѓРІСЊСЋ, то РїСЂРё проведении проверки, были представлены документы подтверждающие выдачу данной одежды. Также вменена обязанность организовывать соблюдение требований РїРѕ вакцинопрофилактике пациентов гемодиализной клиники против гепатита Р‘. Вакцинация РІ соответствии СЃ СанПин 3.14108 осуществляется РІ соответствии СЃ национальным календарем профилактических РїСЂРёРІРёРІРѕРє, РІ соответствии СЃ указанным СанПин проводится обследования работников Рё пациентов РїСЂРё поступлении, Р° далее РїРѕ эпидемиологическим показаниям, также вменяется обязанность РїРѕ прохождению вакцинации против гепатита Рђ сотрудников клиник, Р° так Р¶Рµ проведение комплексных эпидемиологических профилактических мероприятий РїСЂРё вирусных гепатитах Рђ Рё проведение иммунизации, однако РІ соответствии СЃ приказом Министерства здравоохранения Свердловской области РѕС‚ 01.10.2014 в„–1245Рџ вакцинация против гепатита Рђ лиц подверженных профессиональному СЂРёСЃРєСѓ, Р° именно медицинские работники стационаров, РЅРѕ медицинские работники РћРћРћ «Уральский медицинский центр» РЅРµ РІС…РѕРґСЏС‚ РІ перечень лиц подверженных профессиональному СЂРёСЃРєСѓ против гепатита Рђ, тем более Сѓ РћРћРћ «Уральский медицинский центр» нет лицензии РЅР° поведение такого СЂРѕРґР° мероприятий. Обязанность РѕР± осуществлении промывки для хранения контейнеров отходов РІ летний период РЅРµ реже РѕРґРЅРѕРіРѕ раза РІ 10 дней, то РІ соответствии СЃ СанПин 2790 РѕРЅРё выделены РІ отдельную категорию отходов. Просила обратить внимание СЃСѓРґР° РЅР° то, что Предписание выдается вместе СЃ актом проверки Рё является приложением Рє акту, акт выдается РїРѕ результатам проверки, РЅРѕРІРѕР№ проверки РЅРµ проводилось, РЅРѕРІРѕРіРѕ акта РЅРµ составлялось, РїСЂРё этом РІ предписание включен новый РїСѓРЅРєС‚ В«2В» РїРѕ клинике Рі.Каменск-Уральский, часть пунктов исключена, следовательно Предписание РѕС‚ *** вынесено СЃ существенным нарушением требований действующего законодательства. Просила удовлетворить требования административных РёСЃРєРѕРІ. Р’ судебном заседании представитель административного ответчика Управления Роспотребнадзора- Рванова Рў.Рђ., действующая РїРѕ доверенности РѕС‚ 09.01.2017, возражала против требований административных РёСЃРєРѕРІ, СЃСѓРґСѓ пояснила, что РІ период СЃ 14.08.2017 РїРѕ *** РЅР° основании распоряжения Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав Рё благополучия человека РїРѕ Свердловской области РѕС‚ 08.08.2017 в„–01-01-01-03-08/19681 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» состоялась проверка РћРћРћ «Уральский медицинский центр» РЅР° предмет соблюдения обязательных требований Рё требований, установленных правовыми актами. Проверка была проведена РІ отношении филиалов РћРћРћ «Уральский медицинский центр» расположенных РїРѕ адресам: Рі.Асбест, Больничный РіРѕСЂРѕРґРѕРє СѓР»., 1; Рі.Каменск-Уральский, РїСЂ. Победы, 97/Р±; Рі.Красноуфимск, Буденного СѓР».,7; Рі.Екатеринбург, Волгоградская СѓР»., 189; Рі.РќРёР¶РЅРёР№ Тагил, Фрунзе СѓР»., 27/Р±; Рі.Первоуральск, Металлургов СѓР».,3/Р°; Рі. Рі.Краснотурьинск, Ленинского Комсомола СѓР»., 41. *** РїРѕ результатам проведенной проверки был составлен РђРєС‚ проверки, РёР· которого следует, что РІ С…РѕРґРµ проверки были выявлены нарушения РћРћРћ «Уральский медицинский центр» санитарно-эпидемиологического законодательства. *** специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора РїРѕ Свердловской области Мартыновой Рђ.Рђ. РІ адрес РћРћРћ «Уральский медицинский центр» вынесено Предписание РѕР± устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований в„– ***. Далее РћРћРћ «Уральский медицинский центр» РІ Управление были представлены возражения РїРѕ проверки. Рассмотрев данные возражения, РёР· первоначального Предписания РѕС‚ *** были исключены СЂСЏРґ пунктов Рё *** РћРћРћ «Уральский медицинский центр» выдано РЅРѕРІРѕРµ Предписание в„–*** взамен Предписания РѕС‚ ***, что законом РЅРµ запрещено. Р’ период СЃ 27.04.2018 РїРѕ 29.05.2018 была проведена контрольная проверка РїРѕ исполнению РћРћРћ «Уральский медицинский центр» Предписания РѕС‚ ***, РІ С…РѕРґРµ которой было установлено, что РћРћРћ «Уральский медицинский центр» часть требований предписания были исполнены. Предписание является законным Рё обязательным для исполнения. Просила отказать РІ удовлетворении административных РёСЃРєРѕРІ. Р’ судебном заседании административный ответчик специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора РїРѕ Свердловской области Мартынова Рђ.Рђ. возражала против заявленных требований, СЃСѓРґСѓ пояснила, что РїРѕ результатам проведенной Управлением проверки *** был составлен РђРєС‚ проверки, РёР· которого следует, что РІ С…РѕРґРµ проверки были выявлены нарушения РћРћРћ «Уральский медицинский центр» требований санитарно-эпидемиологического законодательства. *** РІ адрес РћРћРћ «Уральский медицинский центр» было вынесено Предписание РѕР± устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований в„– ***. Далее РћРћРћ «Уральский медицинский центр» представлены возражения, которые были рассмотрены Управлением Рё РїРѕ результатам РёС… рассмотрения РёР· первоначального предписания РѕС‚ *** были исключены СЂСЏРґ пунктов предписания. *** РІ адрес РћРћРћ «Уральский медицинский центр» было выдано РЅРѕРІРѕРµ предписание в„–***, взамен Предписания РѕС‚ ***. Основная масса нарушений РћРћРћ «Уральский медицинский центр» это нарушения СЃС‚.СЃС‚. 6.3, 6.4 РљРѕРђРџ Р Р¤. Р’ период СЃ 27.04.2018 РїРѕ 29.05.2018 была проведена контрольная проверка РїРѕ исполнению РћРћРћ «Уральский медицинский центр» требований Предписания РѕС‚ ***, РїРѕ результатам которой составлен РђРєС‚ проверки, согласно которому часть нарушений была устранена юридическим лицом. Оспариваемое административными истцами Предписание РѕС‚ *** является законным, содержит конкретные указания, которые необходимо совершить РІ целях прекращения Рё устранения выявленных нарушений, часть РёР· которых СѓР¶Рµ устранена, что свидетельствует РѕР± исполнении требований Предписания. Просила отказать РІ удовлетворении требований административных РёСЃРєРѕРІ.Допрошенная РІ судебном заседании РІ качестве специалиста Авраменкова Р•.РЎ. СЃСѓРґСѓ пояснила, что СЃ сентября 2016 РіРѕРґР° РѕРЅР° работает РІ РћРћРћ «Уральский медицинский центр» врачом-эпидемиологом. Вакцинопрофилактика регламентирована региональным Рё национальным календарем РїРѕ профилактике инфекций, которая осуществляется Р·Р° счет средств федерального, регионального бюджетов, Р° также Р·Р° счет личных средств граждан. Документами, подтверждающими прохождение вакцинопрофилактики является прививочный сертификат Рё медицинская документация, которая хранится Сѓ врача- операциониста, осуществляющего данную процедуру, Р° прививочный сертификат хранится Сѓ лица прошедшего профилактику. Вакцинопрофилактика может РЅРµ проводиться РёР·-Р·Р° отказа лица РѕС‚ прохождения или РїРѕ состоянию Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ. Лицензии РЅР° вакцинацию общество РЅРµ имеет, поэтому сотрудники РїРѕ направлению РёРґСѓС‚ РІ прививочный кабинет РїРѕ месту жительства. Относительно пациентов, находящихся РЅР° гемодиализе пояснила, что РѕРЅРё должны быть привиты против гепатита Р‘, РЅРѕ Сѓ СЂСЏРґР° пациентов имеется патология препятствующая вакцинации Рё есть отказы, которые были представлены РІ С…РѕРґРµ проверки. РЎ учетом этого РћРћРћ «Уральский медицинский центр» РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ анализ РЅР° напряженность иммунитета Рё СѓР¶Рµ РїРѕ результатам напряженности делается вывод. Если пациент отказывается РѕС‚ вакцинации, это РЅРµ влияет РЅР° оказание ему процедуры гемодиализа, так как данная процедура является жизненно необходимой. Р’СЃРµ рабочие места оборудованы специальной мебелью, РІ доказательство этого сделаны фотографии рабочих мест Рё представлены бухгалтерские документы РІ С…РѕРґРµ проверки. Относительно вакцинации РѕС‚ клещевого энцефалита РІ С…РѕРґРµ проверки были представлены документы, подтверждающие либо прохождение, либо отказы. РџРѕ медицинским отходам схема обработки отходов нормативно РЅРµ урегулирована РЅР° территории Свердловской области. Относительно вакцинации против гепатита РЎ пояснила, что РІ правилах сказано, что обследованию подлежат только те пациенты, которые находятся постоянно РІ клинике, РІ клинике пациенты РЅРµ находятся постоянно, РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ 3-4 раза РІ неделю. Пациенты гемодиализа состоят РЅР° амбулаторном учете Сѓ врача нефролога РїРѕ месту жительства, который выдает направление.
Заслушав участников процесса, пояснения специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно материалам административного дела, в период с 14.08.2017 по *** (20 рабочих дней) на основании Распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Свердловской области от 08.08.2017 № 01-01-01-03-08/19681 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» состоялась проверка ООО «Уральский медицинский центр» на предмет соблюдения обязательных требований и требований, установленных правовыми актами, соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Проверка в соответствии с Распоряжением была проведена в отношении филиалов ООО «Уральский медицинский центр» расположенных по адресам: ***
Проверка проводилась при участии специалистов Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в составе двадцати специалистов, с привлечением экспертов, представителей экспертных организаций.
*** специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Мартыновой А.А. в адрес ООО «Уральский медицинский центр» вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований №***, на которое ООО «Уральский медицинский центр» в Управление были поданы возражения, по результатам рассмотрения которых *** специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Мартыновой А.А. в адрес ООО «Уральский медицинский центр» выдано Предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований №*** взамен предписания №*** от *** /т.1 л.д.143-165/.
С административными исками административные истцы обратились в суд 02.03.2018, с соблюдением установленных законом сроков.
Оценивая доводы представителя административных истцов о нарушении Управлением Роспортебнадзора порядка оформления и выдачи оспариваемого Предписания, суд приходит к следующему.
При рассмотрении споров о признании незаконными предписаний государственных органов в предмет доказывания входит рассмотрение вопроса о соблюдении государственным органом процедуры, предшествующей выдаче предписания.
Как следует из ч. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), который устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора).
В соответствии с п.п.1,4,12 ст.16 Закона №294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.17 Закона №294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по их предотвращению.
Судом установлено, что Предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований №*** от *** выдано взамен Предписания №*** от ***, на основании п.2 ст.50 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее- Закон №52-ФЗ).
В соответствии с п.2 ст.50 Закона №52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
С учетом указанных норм закона, предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения.
Рсполнимость предписания является важным требованием Рє данному РІРёРґСѓ ненормативного акта Рё РѕРґРЅРёРј РёР· элементов законности предписания, поскольку предписание РёСЃС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ государственного органа, обладающего властными полномочиями, РЅРѕСЃРёС‚ обязательный характер Рё для его исполнения устанавливается определенный СЃСЂРѕРє, Р·Р° нарушение которого наступает административная ответственность.
РР· системного толкования указанных РЅРѕСЂРј права следует, что предписание РѕР± устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований может быть выдано административным органом только РїРѕ результатам проверки, проведенной РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренном Законом в„– 294-ФЗ.
Судом установлено и не оспорено административными ответчиками, что в Предписание №*** от ***, выданного взамен Предписания от *** в отношении диализной клиники по г.Каменск-Уральский добавлен новый пункт 2 «использовать для хозяйственно-питьевого назначения воду, качество которой соответствует требованиям санитарных правил и безопасную в эпидемическом отношении, соответствующую нормативам по микробиологическим показателям, представить протоколы лабораторных испытаний. При этом, указанное нарушение было выявлено Управлением Роспотребнадзора 11.09.2017, то есть по истечении срока первоначальной проверки, включено в предписание от *** как новое нарушение, не было отражено в Акте проверки от ***, в котором также отсутствовала информация о проведенном лабораторном исследовании. В отношении диализной клиники г.Красноуфимск исключен пункт 4 ранее содержащийся в предписании от *** «в помещении для персонала обеспечить шкаф для хранения спецодежды». В отношении диализной клиники г.Екатеринбург из 15 пунктов предписания исключены 5 пунктов, в отношении диализной клиники г.Нижний Тагил из 4 пунктов исключен 1, в отношении диализной клиники г.Первоуральск из 31 пункта предписания исключены 2 пункта, в отношении диализной клиники г.Красноуфимск из 47 пунктов исключены 11 пунктов.
Однако, как следует из материалов дела и не оспаривается административными ответчиками, что Предписание от *** выдано без проведения проверки в порядке, установленном Законом от №294-ФЗ.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, пояснений сторон, суд приходит к выводу, что Управлением Роспотребнадзора в отношении ООО «Уральский медицинский центр» вынесено предписание об устранении как уже совершенных, так и выявленного вновь нарушения, что действующим законодательством не предусмотрено.
Нарушения процедуры проведения проверки относятся к грубым нарушениям и влекут недействительность результатов проверки.
Доводы административных ответчиков о том, что в период с 27.04.2018 по 29.05.2018 была проведена контрольная проверка по исполнению ООО «Уральский медицинский центр» требований Предписания от ***, по результатам которой составлен Акт проверки, согласно которому часть нарушений была устранена юридическим лицом, на выводы суда не влияют и правового значения при разрешении данного спора, с учетом установленных по делу обстоятельств, не имеют и во внимание судом не принимаются.
Выдача Управлением Роспотребнадзора Предписания, которое не основано на законе, нарушает права и законные интересы административных истцов, на основании изложенных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о нарушении административными ответчиками установленной законом процедуры вынесения предписания, что в свою очередь является основанием для признания Предписания об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований от *** №*** в отношении ООО «Уральский медицинский центр», вынесенное специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Мартыновой Анастасией Александровной взамен Предписания от *** №***, незаконным.
С учетом изложенного, оценка иных доводов административных истцов, касающихся оспаривания содержания Предписания от ***, судом не производится.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные РёСЃРєРё Соболева Александра Витальевича, РћРћРћ «Уральский медицинский центр» Рє специалисту-эксперту Территориального отдела Управления Роспотребнадзора РїРѕ Свердловской области РІ Ленинском, Верх-Рсетском, Октябрьском Рё РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРј районах Рі. Екатеринбурга Мартыновой Анастасии Александровне, Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора РїРѕ Свердловской области РІ Ленинском, Верх-Рсетском, Октябрьском Рё РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРј районах Рі. Екатеринбурга Рѕ признании незаконным предписания РѕР± устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований РѕС‚ *** в„–***, удовлетворить.
Признать незаконным Предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований от *** №*** в отношении ООО «Уральский медицинский центр», вынесенное специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Мартыновой Анастасией Александровной, выданное взамен Предписания от *** №***, и сообщить суду об исполнении данного решения в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.В. Кочнева