Дело № 2а-2736/2020 22 октября 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего по делу судьи Кочиной Ж.С.,
при секретаре судебного заседания Яковлевой Ю.А.,
с участием представителя административного истца Карпеева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному исковому заявлению КургА. А. Н. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности направить проект соглашения об изъятии жилого помещения,
установил:
КургА. А.Н. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия по не направлению проекта соглашения об изъятии жилого помещения – ... доме, расположенном по адресу: г. Архангельск, ..., возложении обязанности направить проект соглашения об изъятии жилого помещения, взыскании государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование требований указала, что является сособственником жилого помещения – квартиры <***> в жилом доме, расположенном по адресу: г. Архангельск, <***>. На основании заключения межведомственной комиссии от 08 сентября 2015 года <№> распоряжением заместителя главы муниципального образования «Город Архангельск» от 18 сентября 2015 года <№> многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Архангельск, ..., признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно акту обследования указанного жилого дома проведение капитального ремонта по восстановлению утраченных эксплуатационных характеристик экономически нецелесообразно. Деревянный дом имеет деформации фундамента, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности. 23 апреля 2018 года главой муниципального образования «Город Архангельск» вынесено распоряжение <№> об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска по ..., и жилых помещений указанного многоквартирного жилого дома. После направления распоряжения об изъятии никаких других действий по проведению процедуры изъятия земельного участка административным ответчиком не сделано. В настоящее время проживание в указанном доме вредит здоровью. Деревянные конструкции дома изношены, фундамент частично отсутствует, кровля имеет многочисленные сколы и трещины, печи в аварийном состоянии, происходит разлив канализационных стоков. Полы в квартире имеют значительные уклоны, прогибы. В квартире наблюдаются глубокие трещины штукатурного слоя потолков. Процедура по изъятию земельного участка для государственных или муниципальных нужд включает в себя обязанность органа, принявшего решение об изъятии, направить проект соглашения собственнику жилого помещения, расположенного на таком земельном участке. Не направление проекта соглашения влечёт нарушение прав граждан на получение возмещения за изымаемое жилое помещение, создаёт дополнительные препятствия для реализации данного права.
В судебном заседании представитель административного истца Карпеев С.А., действующий на основании доверенности от 24 августа 2020 года, исковые требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.
В судебном заседании административный истец, представитель административного ответчика, представитель заинтересованного лица министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области, представитель заинтересованного лица межведомственной комиссии при администрации МО «Город Архангельск», заинтересованное лицо Климов А.В., заинтересованное лицо Анисимова Е.Г., заинтересованное лицо Карелина А.Н., заинтересованное лицо Федотовский О.А., заинтересованное лицо Корельская О.А., заинтересованное лицо Куртанич Н.Я., заинтересованное лицо Подлесный А.Н., заинтересованное лицо Соловьева Л.В., заинтересованное лицо Пекарская В.А., заинтересованное лицо Соловьева Т.И., заинтересованное лицо Копышева И.В., заинтересованное лицо Васильев Э.А., заинтересованное лицо Фурлетов М.В., заинтересованное лицоЛукьянов И.Н. участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Захарова О.Н. в письменном отзыве на административное исковое заявление указала, что с требованиями не согласна. Считала, что бездействие отсутствует, поскольку ... в г. Архангельске вошёл в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утверждённую постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года <№> Все мероприятия, предусмотренные адресной программой в отношении указанного многоквартирного дома, должны быть завершены в срок до 01 августа 2025 года. Финансирование мероприятий адресной программы, реализуемых с финансовой поддержкой государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, осуществляется из всех источников в соответствии с Порядком движения денежных средств, направляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на долевое финансирование региональных адресных программ, утверждённым решением правления от 05 марта 2014 года. Программа реализуется посредством выделения субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований: строительство многоквартирных домов, в том числе строительство многоквартирных домов методом «под ключ»; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), в том числе путём участия в долевом строительстве многоквартирных домов; приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку в настоящий момент мероприятия, предусмотренные адресной программой в отношении многоквартирного жилого дома, в котором расположено принадлежащее административному истцу на праве собственности жилое помещение, не завершены, решение о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа программы государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не принято, понуждение Администрации муниципального образования «Город Архангельск» направить проект соглашения об изъятии недвижимого имущества является преждевременным.
По определению суда административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав имеющиеся в административном деле доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как указано в статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что административный истец КургА. А.Н. является сособственником жилого помещения – ... в городе Архангельске.
Распоряжением заместителя главы муниципального образования «Город Архангельск» от 18 сентября 2015 года <№> на основании заключения межведомственной комиссии от 08 сентября 2015 года <№> многоквартирный жилой ... в городе Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением главы муниципального образования «Город Архангельск» от 23 апреля 2018 года <№>р изъят для муниципальных нужд земельный участок, расположенный в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска по ..., а также жилые помещения, находящиеся в указанном многоквартирном жилом доме, в том числе ..., которая принадлежит КургА. А.Н.
Проект соглашения об условиях изъятия административному истцу не направлялся.
Статья 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам, указанным в законе и нуждающимся в жилище, предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьёй 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Исходя из части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
На основании части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включён в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По делу судом установлено, что ... в г. Архангельске включён в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утверждённую постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года <№> (далее – Программа).
Между тем, доказательства того, что административный истец сообщила административному ответчику о выбранном ею способе обеспечения жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, при отсутствии у Администрации муниципального образования «Город Архангельск» сведений о выбранном КургА. А.Н. способе реализации жилищных прав факт ненаправления административному истцу проекта соглашения об условиях изъятия жилого помещения в настоящее время не может рассматриваться как неправомерное бездействие со стороны административного ответчика.
Кроме того, суд учитывает, что согласно Программе все мероприятия, предусмотренные адресной программой в отношении спорного многоквартирного дома, должны быть завершены в срок до 01 августа 2025 года.
Реализация мероприятий Программы предусматривает применение комплекса экономических, организационных и нормативно-правовых мер.
Финансирование мероприятий Программы, реализуемых с финансовой поддержкой государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд), осуществляется из всех источников в соответствии с Порядком движения денежных средств, направляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на долевое финансирование региональных адресных программ, утверждённым решением правления Фонда от 05 марта 2014 года.
Программа реализуется посредством выделения субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований: строительство многоквартирных домов, в том числе строительство многоквартирных домов методом «под ключ»; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), в том числе путём участия в долевом строительстве многоквартирных домов; приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Этапы Программы (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы (в части переселения граждан) не позднее 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа, а этап 2024 года Программы должен быть реализован не позднее 01 августа 2025 года.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения судом настоящего дела мероприятия, предусмотренные Программой в отношении многоквартирного жилого дома, в котором расположено принадлежащее административному истцу жилое помещение, не завершены, решение о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа программы Фондом не принято, возложение на Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» обязанности направить административному истцу проект соглашения об условиях изъятия в предлагаемый административным истцом срок является преждевременным.
Все гарантированные Конституцией Российской Федерации права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьёй 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация административным истцом конституционных прав на получение жилого помещения взамен изымаемого должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и, в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других лиц, чьи жилые помещения также расположены в домах, включённых в Программу, предусматривающую определённые этапы её реализации.
При этом не могут быть приняты судом во внимание доводы административного истца о бездействии Администрации муниципального образования «Город Архангельск» при решении вопроса об изъятии жилого помещения, поскольку дом включён в Программу, предусматривающую определённые этапы её реализации и сроки, до истечения которых переселение граждан из аварийного жилья должно быть завершено. В настоящее время срок реализации Программы в отношении ... в г. Архангельске не истёк, как не истёк срок действия распоряжения об изъятии земельного участка и жилых помещений.
Кроме того, конкретный срок для направления проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд действующим законодательством не установлен.
В связи с этим оснований полагать, что права и законные интересы административного истца нарушены, в настоящее время не имеется.
Судом не принимаются во внимание доводы административного истца об опасности проживания в аварийном доме, так как согласно административному исковому заявлению административный истец в принадлежащем ей жилом помещении в ... в городе Архангельске не проживает (в качестве места жительства административного истца указан другой адрес).
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременно наличие двух условий: не соответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение права, свобод и законных интересов административного истца.
Указанной совокупности условий, влекущей удовлетворение административного иска, по настоящему делу не установлено.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований КургА. А. Н. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности направить проект соглашения об изъятии жилого помещения, взыскании государственной пошлины отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ж.С. Кочина