УИД:04RS0020-01-2022-001025-34 2-740/22
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 33-4018/2022
Судья Григорьева В.В.
поступило 17 октября 2022 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 28 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Нимаевой О.З.
судей коллегии Базарова В.Н. и Вагановой Е.С.,
с участием прокурора Бадмажаповой Д.Е.
при секретаре Масловой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора к МБДОУ «Районный дом детского творчества», Администрации МО «Северо-Байкальский район» о понуждении обеспечения антитеррористической защищенности,
по апелляционной жалобой представителя ответчика Администрации МО "Северобайкальский район" Горбачевой Ж.В. на решение Северобайкальского городского суда от 27 июля 2022 года, которым постановлено:
Иск Северобайкальского межрайонного прокурора к МБДОУ «Районный дом детского творчества», Администрации МО «Северо-Байкальский район» о понуждении обеспечения антитеррористической защищенности – удовлетворить частично.
Обязать МБДОУ «Районный дом детского творчества», Администрацию МО «Северо-Байкальский район» устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности в срок до 01 сентября 2022 года, а именно:
- обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Заслушав доклад судьи Базарова В.Н., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд к МБДОУ «Районный дом детского творчества», Администрации МО «Северо-Байкальский район» просил обязать устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности в срок до 01 сентября 2022 года, обеспечив охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечив оснащение объекта (территорий) системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Требования мотивированы тем, что прокурором проведена проверка исполнения законодательства в антитеррористической защищенности в деятельности образовательных учреждения на территории муниципального образования «Северо-Байкальский район», которой установлено, что образовательное учреждение МБДОУ «Районный дом детского творчества» является объектом 3 категории безопасности и в нарушение предъявляемых требований к антитеррористической защищенности не оснащено системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии, не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Со ссылкой на ст. 2 Конституции РФ, ст. 2,3 Федерального закона № 35 от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму», ст.9,28,41, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст. 15 ФЗ№ 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий)» указывает, что выявленное затрагивают прав и интересы неопределённого круга лиц, принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, право граждан на личную безопасность, в т.ч. в условиях пребывания в образовательной организации. Непринятие мер по антитеррористической защищённости объекта (территории) образовательного учреждения, являющегося потенциальным объектом террористических посягательств, влечёт нарушение прав граждан, находящихся в здании и помещении организации на защиту их жизни и здоровья при террористических актах и чрезвычайных ситуациях. В соответствии с действующим законодательством учреждение должно создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных организациях.
В ходе рассмотрения дела произведена замена ненадлежащего ответчика МКУ Управление образования МО «Северо-Байкальский район» на надлежащего - Администрацию МО « Северо-Байкальский район», а также привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет имущественных и земельных отношений МО «Северо-Байкальский район».
В судебном заседании помощник межрайонного прокурора Ильязова С.Д. иск поддержала, просила удовлетворить.
Ответчики МБДОУ «Районный дом детского творчества», АМО «Северо-Байкальский район», третье лицо Комитет имущественных и земельных отношений МО «Северо-Байкальский район» о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что администрация МО «Северо-Байкальский район» является ненадлежащим ответчиком. Возложение обязанности обеспечить охрану объекта и оснастить его системой передачи тревожных сообщений относится к компетенции МКУ Управление образования. Одновременное возложение обязанности на Администрацию и на муниципальное образование приведет к необходимости несения двойных затрат и совершения двумя лицами одних и тех же действий для достижения единого результата, что не является целесообразным.
Северобайкальским межрайонным прокурором подано возражение на апелляционную жалобу в котором высказано мнение о законности и обоснованности постановленного решения.
Представитель ответчика Администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В. в суд апелляционной инстанции не явилась.
Представитель истца прокурор Бадмажапова Д.Е. возражала против отмены решения по доводам жалобы.
Представители ответчиков МБДОУ «Районный дом детского творчества», представитель третьего лица Комитет имущественных и земельных отношений МО «Северо-Байкальский район» в суд апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. При этом суд исходит из того, что участникам процесса известно о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, а в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляющая содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, касающейся детей, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства, регулирующего деятельность по противодействию терроризму.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Статьей 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" предусмотрено, что выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" определяет, что противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования – МБДОУ «Районный дом детского творчества».
В силу пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов, и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Пунктом 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 № 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий) тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б» пункта 25 приведенных Требований).
В соответствии с пп. «г» п.24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) всех категорий опасности, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с п.1.11 Устава МБДОУ «Районный дом детского творчества» учредителем и собственником имущества учреждения является администрация МО «Северо-Байкальский район», от имени которого функции и полномочия Учредителя осуществляет Комитет имущественных и земельных отношений МО «Северо-Байкальский район».
Согласно пункту 1.9 Устава МБДОУ «Районный дом детского творчества» осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией РФ, конституционными и федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Бурятия, общепризнанными принципами и нормами международного права, иными нормативными правовыми Российской Федерации и Республики Бурятия, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Уставом.
В силу пункта 1.19 Устава учреждение несет ответственность, установленную федеральным законом и законодательством Республики Бурятия за результаты своей деятельности и выполнение обязательств перед Учредителем, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами.
Согласно Уставу образовательного учреждения учредителем и собственником имущества учреждения является администрация МО «Северо-Байкальский район», а учреждение финансируется на основе муниципального задания, формируемого учредителем на текущий год с последующим ежегодным уточнением задания в виде распоряжения учредителя учреждения (п.5.2. Устава образовательного учреждения).
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что МБДОУ «Районный дом детского творчества» является объектом 3 категории опасности.
В силу Требований к антитеррористической защищенности объектов (п.25) в образовательном учреждении не обеспечена охрана объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Так, согласно Паспорту безопасности образовательного учреждения, утверждённого 21.08.2020 года, охрана объекта осуществляется сотрудниками ФГКУ УВО ВНГ РФ посредством тревожной кнопки, приезда сотрудников охраны, посты охраны (караулы, посты) отсутствуют. В числе выводов и рекомендаций отражено об основных первоочередных и неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности: совершенствовать системы охраны объекта, исключающею проникновение посторонних лиц с целью совершения террористического такта, осуществлять технический контроль за исправностью и готовностью к применению средств связи, оповещения, пожаротушения и оказания первой помощи, разработать долгосрочные планы мероприятий по совершенствованию (поддержанию) защиты объекта администрацией объекта совместно с согласовывающими органами, провести плановые мероприятия по предубеждению и ликвидации ЧС, обеспечить проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивого функционирования объекта и снижение риска возникновения возможных ЧС.
Указанное также нашло свое отражение в акте обследования и категорирования объекта МБДОУ «Районный дом детского творчества» от 27.01.2022 года, из которого следует, что в учреждении физическая охрана отсутствует, постов охраны нет, объектовые системы оповещения в наличии, исправны, охранная сигнализация в наличии.
Доводы жалобы о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению.
Согласно п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей, к которым, безусловно, относятся и школы.
Согласно Уставу МБДОУ «Районный дом детского творчества» учредителем и собственником имущества учреждения является администрация МО «Северо-Байкальский район», от имени которого функции и полномочия Учредителя осуществляет Комитет имущественных и земельных отношений МО «Северо-Байкальский район». За школой Учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование и т.д.), принадлежащее Учредителю на праве собственности. Кроме того, к исключительной компетенции Учредителя относится финансовый контроль в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Разрешая исковые требования, суд, исходя из того, что ответчиками не обеспечена антитеррористическая защищенность учреждения, усмотрев бездействие ответчиков, выразившееся в не обеспечении в полном объеме комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах, усмотрев нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних – учащихся общеобразовательных школ на образование в безопасных условиях, пришел к выводу об их обоснованности и удовлетворил иск.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их законными, основанными на правильном применении и толковании норм действующего законодательства.
Выводы суда подробно и убедительно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 27 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через районный суд.
Председательствующий судья О.З. Нимаева
Судьи коллегии Е.С. Ваганова
В.Н. Базаров