Судья |
Ветрова С.В. |
Дело № 33а-2763/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«27» декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,
при секретаре Грачевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2382/2021 (УИД 44RS0001-01-2021-003878-02) по апелляционной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 сентября 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Резчиковой Светланы Николаевны к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы о признании незаконным бездействия и обязании привести распоряжение в соответствие с постановлением Администрации г. Костромы № 100-а от 26 марта 2004 года.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения представителя Администрации г. Костромы Ермаковой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Резчиковой С.Н. – Камодиной Е.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Резчикова С.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Костромы о признании незаконным бездействие, выразившееся в невключении в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы на 2020-2022 годы, утвержденный распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 3 апреля 2020 года № 01-17/38, многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности привести названное распоряжение в соответствие с постановлением администрации Костромской области № 100-а от 26 марта 2004 года «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы» в части многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который подлежит капитальному ремонту в 2020-2022 годах.
В обоснование заявленных требований указала, что собственники многоквартирного жилого дома <адрес>, в котором ей на праве собственности принадлежит квартира №, формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора на основании распоряжения начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы от 2 июля 2020 года № 01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городского округа город Кострома», с внесенными изменениями в распоряжение от 22 июля 2020года № 01-17/101.
Постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года № 100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы. Пунктом 21 данной программы (приложение №1) установлены плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, каждый из которых определен трехлетним сроком.
Согласно региональной программе для проведения капитального ремонта в плановый период 2020-2022 годов включен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с шифром работ: ремонт фундамента, включая ПСД и технадзор (п. 2956).
В краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Костромы на 2020-2022 годы, утвержденный распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы от 3 апреля 2020 года № 01-17/38, многоквартирный жилой дом <адрес> не включен.
23 марта 2021 года Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы письменно сообщило, что дом не вошел в краткосрочный план на 2020-2022 годы в связи с недостаточным финансированием программы капитального ремонта, возможность включения дома в краткосрочный план капитального ремонта с видом капитального ремонта – ремонт фундамента будет рассмотрена при следующей актуализации при условии дополнительного финансирования программы капитального ремонта.
Ссылаясь на положения части 1 статьи 167, 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области», административный истец указала, что административным ответчиком допущено бездействие, выразившееся в невключении в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы на 2020-2022 годы, многоквартирного жилого дома, в котором она проживает, допущенное бездействие лишает ее права на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в сроки, установленные региональной программой, ущемляет ее права и законные интересы.
Протокольным определением Свердловского районного суда г. Костромы от 24 августа 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы.
Администрация г. Костромы, НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 27 сентября 2021 года административное исковое заявление Резчиковой С.Н. удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы Ермакова Е.Н., считая решение суда незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что решение суда не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения. Указывает, что судом необоснованно не приняты во внимание письма Фонда капитального ремонта, содержащие информацию о прогнозном объеме взносов на капитальный ремонт, в пределах которого многоквартирные дома включены в краткосрочный план, и подтверждающие правомерность действий ответчика по невключению многоквартирного дома <адрес> в краткосрочный план. Закон Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО (подпункт 1.1 статьи 13) не предусматривает включение в краткосрочный план всех многоквартирных домов, а лишь содержит требование о наличии таких многоквартирных домов в региональной программе. Объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году.
Частью 8 статьи 20 Закона Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО установлено, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Распоряжение № 01-17/96 от 2 июля 2020 года не содержит указание о необходимости включения в краткосрочный план реализации региональной программы многоквартирных домов из приложения к указанному распоряжению.
В соответствии со статьей 12 главы 1 Региональной программы контроль за ходом реализации Региональной программы осуществляют администрация Костромской области, департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области.
Пунктом 22 Региональной программы определено, что конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определение видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта осуществляются в рамках краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации Региональной программы, утверждаемых департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области и органами местного самоуправления.
Из приведенных норм следует, что орган местного самоуправления не наделен полномочиями по единоличному утверждению краткосрочных планов реализации региональной программы, в том числе по изменению утвержденного краткосрочного плана.
Признавая оспариваемое бездействие незаконным, суд не принял во внимание императивные нормы, регулирующие порядок утверждения краткосрочных планов, не привлек к участию в деле в качестве соответчика департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, не дал оценки доводам ответчика о нарушении прав собственников других многоквартирных домов, которые необходимо будет исключить из краткосрочного плана в случае исполнения судебного акта.
Отмечает, что согласно части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта собственники приняли 14 мая 2021 года, 21 июня 2021 года направили решение региональному оператору. На дату вынесения судебного решения протокольное решение собственников отозвано не было и в июле 2022 года вступит в законную силу. Из этого следует, что собственники реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта дома. Орган местного самоуправления, получив протокольное решение собственников, не вправе был включать дом в краткосрочный план реализации региональной программы.
Указывает также, что судом не исследован довод административного ответчика о том, что краткосрочный план утвержден на три года с 2020 по 2022 годы, срок его реализации истекает 31 декабря 2022 года, право на внесение изменений в краткосрочный план сохраняется за органом местного самоуправления в течение всего трехлетнего периода, следовательно, требования административного истца преждевременны, права административного истца не нарушены.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель административного истца по доверенности Камодина Е.Н. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Административный истец Резчикова С.Н., представители Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы, НКО «Фонд капитального ремонта», департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы Торопова Е.В. просила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Управления. На основании части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 168 ЖК РФ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (часть 1).
Региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт; 4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2).
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3).
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (часть 5).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (часть 7).
Согласно части 6 статьи 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, урегулированы Законом Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области».
Статьей 11 данного Закона предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта утверждается администрацией Костромской области, этой программой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (часть 1).
Согласно части 2 названной статьи региональная программа капитального ремонта формируется на срок 30 лет и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Костромской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме, включенном в региональную программу капитального ремонта; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ.
Статьей 13 названного Закона установлена обязанность органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по утверждению краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта и определен порядок разработки и утверждения таких планов.
Согласно части 1 указанной статьи органы местного самоуправления утверждают краткосрочные планы на три года с распределением по годам в пределах указанного срока с учетом прогнозного объема взносов на капитальный ремонт.
При этом частью 1.1 этой же статьи Закона установлен перечень сведений, которые подлежат обязательному включению в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, утверждаемый органом местного самоуправления.
Так, в него включаются следующие сведения:
1) перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (городского округа) Костромской области, включенных в региональную программу капитального ремонта, с указанием:
а) адреса многоквартирного дома;
б) года ввода многоквартирного дома в эксплуатацию;
в) года завершения последнего капитального ремонта;
г) типа многоквартирного дома;
д) общей площади многоквартирного дома, в том числе площади жилых помещений, находящихся в собственности граждан;
е) количества граждан, зарегистрированных в многоквартирном доме на дату утверждения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта;
2) стоимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе размер муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
3) плановая дата завершения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также объем таких услуг и (или) работ;
5) сведения о наличии (реквизиты) задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, если многоквартирный дом является объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, в силу пункта 1 части 1.1 статьи 13 Закона многоквартирные дома, включенные в региональную программу капитального ремонта, должны быть включены и в краткосрочный план реализации этой программы на соответствующий плановый период.
Постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года № 100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.
Пунктом 22 региональной программы определено, что конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определение видов и объеме государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта осуществляется в рамках краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации региональной программы, утверждаемых департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области и органами местного самоуправления.
Постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года № 535-а утвержден порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области.
В соответствии с пунктом 2 названного Порядка он распространяется на многоквартирные дома, включенные в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы и применяется, в том числе в случаях: актуализации региональной программы; установления в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, если в срок, определенный в региональной программе, капитальный ремонт не был проведен.
В целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта (пункт 3 Порядка).
Протокол заседания комиссии является основанием внесения изменения в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы, а также подготовки актуализации региональной программы уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 Порядка).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Резчикова С.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Собственниками помещений многоквартирного дома по данному адресу был избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества на плановый период проведения капитального ремонта 2020-2022 годов, шифр работ 11: ремонт фундамента, включая ПСД и технадзор (2956), (приложение № 1 к Региональной программе в редакции от 15 марта 2021 года).
Распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы от 3 апреля 2020 года № 01-17/38 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы.
Многоквартирный дом <адрес> не включен в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Костромы, проведение капитального ремонта которых планируется в 2020-2022 годах.
В связи с тем, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме <адрес> не был проведен собственниками на основании распоряжения начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 2 июля 2020 года №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома», Администрацией г. Костромы принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на счете некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области».
Согласно приложению к распоряжению начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 2 июля 2020 года №01-17/96 сумма средств, собранных на специальном счете многоквартирного дома <адрес>, на 1 апреля 2020 года составляла <данные изъяты>
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Резчиковой С.Н. в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы по вопросу капитального ремонта многоквартирного дома Управление сообщило о том, что многоквартирный дом <адрес> в краткосрочный план на 2020-2022 годы не вошел в связи с недостаточным финансированием программы капитального ремонта, возможность включения дома в краткосрочный план капитального ремонта с видом капитального ремонта – ремонт фундамента будет рассмотрена при следующей актуализации при условии дополнительного финансирования программы капитального ремонта.
Разрешая административный спор по существу и удовлетворяя заявленные Резчиковой С.Н. требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, Закона Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО, Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, и исходил из неправомерности бездействия административного ответчика, не выполнившего обязанность по включению многоквартирного дома по адресу: <адрес> в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014 - 2043 годы. При этом суд принял во внимание, что региональной программой капитального ремонта предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту фундамента дома по указанному адресу в 2020-2022 годах, а также то, что изменения, предусматривающие перенос указанного срока на более поздний период, в Региональную программу не вносились.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается.
Как уже отмечалось выше, предельные сроки проведения капитального ремонта общего имущества того или иного многоквартирного дома, очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования устанавливаются региональной программой капитального ремонта.
Изменение очередности работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перенос установленных сроков проведения капитального ремонта возможны лишь в случаях, предусмотренных законом, путем внесения в региональную программу изменений в порядке ее актуализации.
В соответствии с Порядком актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, являющимся приложением № 2 к утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года № 100-а названной региональной программе, актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы заключается в изменении информации по перечню многоквартирных домов (пункт 2).
Согласно пункту 3 данного Порядка основаниями для актуализации Региональной программы являются:
1) признание в установленном порядке многоквартирных домов, включенных в Региональную программу, аварийными и подлежащими сносу;
2) принятие исполнительным органом государственной власти Костромской области или органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области решения об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, включенный в Региональную программу;
3) ввод в эксплуатацию вновь построенных многоквартирных домов;
4) выявление многоквартирных домов, не включенных в Региональную программу при ее формировании или предыдущей актуализации;
5) изменение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в Региональную программу;
6) изменение периодов проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в Региональную программу, с учетом проведенных в текущем году работ по капитальному ремонту;
7) иные основания, влекущие необходимость внесения изменений в Региональную программу.
В целях актуализации Региональной программы органы местного самоуправления и региональный оператор ежегодно, в срок до 15 октября года, в котором осуществляется актуализация Региональной программы:
1) обновляют сведения о техническом состоянии многоквартирных домов на основании результатов мониторинга, в том числе вносят сведения о проведенных в рамках Региональной программы работах (услугах) по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;
2) отображают сведения о выбытии или появлении многоквартирных домов, подлежащих исключению (включению) в Региональную программу по состоянию на 1 октября года, в котором осуществляется актуализация Региональной программы, представляют соответствующие сведения о них (пункт 5).
Сведений о том, что в региональную программу в рассматриваемой части вносились изменения в процедуре, установленной Порядком актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, не представлено.
При этом протоколом комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Костромы, от 8 сентября 2020 года многоквартирный дом <адрес> признан требующим капитального ремонта фундамента, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой, НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» указано на необходимость выполнить капитальный ремонт фундамента в 2021 году.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о бездействии административного ответчика, выразившемся в невключении многоквартирного дома <адрес> в краткосрочный план проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в 2020-2022 годах и возложении на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы обязанности привести распоряжение от 3 апреля 2020 года № 01-17/38 в соответствие с постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2004 года № 100-а.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Закон Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО не предусматривает включение в краткосрочный план всех многоквартирных домов, а лишь содержит требование о наличии таких домов в региональной программе, несостоятельна, поскольку действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления при утверждении краткосрочных планов право на изменение установленных региональной программой сроков проведения капитального ремонта или перечня многоквартирных домов иным образом, нежели в порядке ее актуализации в соответствии с частью 5 статьи 168 ЖК РФ, частью 3 статьи 12 Законом Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области» и Порядком актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, являющимся приложением № 2 к утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года № 100-а названной региональной программе.
Довод апелляционной жалобы о непривлечении к участию в деле в качестве административного соответчика департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, что, по мнению апеллянта, повлекло незаконность судебного акта, судебная коллегия считает несостоятельным.
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Обжалуемым решением суда никаких обязанностей на департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области не возложено, вопросы о его правах не разрешены, в связи с чем основание для отмены решения суда, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 310 КАС РФ, отсутствует.
Кроме того, административным истцом оспаривается бездействие административного ответчика в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы по невключению в краткосрочный план реализации региональной программы, начальник которого уполномочен издавать распоряжения об утверждении краткосрочного (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы (подпункт 1.24 пункта 1 постановления Администрации города Костромы от 29 декабря 2018 года № 3022 «Об установлении перечня вопросов, по которым начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы издает распоряжения и приказы».
Довод жалобы о возможном нарушении прав собственников других многоквартирных домов, которые, как указано в апелляционной жалобе, в случае исполнения решения суда будут исключены из краткосрочного плана, не опровергает вывод суда о нарушении прав административного истца на проведение капитального ремонта фундамента многоквартирного дома <адрес> в сроки, установленные Региональной программой.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд принимает одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, по смыслу закона основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий (бездействия) и решений органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями является совокупность таких обстоятельств, как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) и решений закону, и нарушение ими прав и свобод административного истца, а не иных лиц.
Доводы апелляционной жалобы о наличии решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, сохранении за органом местного самоуправления права на внесение изменений в краткосрочный план в течение трехлетнего периода не могут служить основанием считать решение по делу ошибочным.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, утверждения административного ответчика об обратном не свидетельствуют о незаконности судебного решения.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Судом первой инстанции во втором абзаце резолютивной части решения допущена описка в наименовании органа, утвердившего региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, вместо администрации Костромской области указана Администрация г. Костромы, данная описка подлежит исправлению.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы – без удовлетворения.
Исправить описку, допущенную судом во втором абзаце резолютивной части решения в наименовании органа, утвердившего региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, указав вместо «Администрации города Костромы» «администрации Костромской области».
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:-
Судьи:-