копия
Дело № 2а-498/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Можайск Московской области 05 июня 2020 года
Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Миронова А.С., при секретаре Коротковой К.В., с участием административного истца ФИО3, представителя административного ответчика – Можайского ФИО2, ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Можайскому управлению социальной защиты населения Министрества социального развития ФИО2 <адрес>, Министерству социального развития ФИО2 <адрес>, об оспаривании отказа в предоставлении меры социальной поддержки и понуждении к предоставлению такой меры, -
у с т а н о в и л :
ФИО3 обратилась в суд с указанным административным иском, просив суд признать незаконным решение административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ об отказе несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, меры социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации платы за занимаемую общую жилую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг и понудить ФИО2 предоставить ей такую меру социальной поддержки, ссылаясь на необоснованность доводов государственного органа об отсутствии у ребёнка оснований для представления названных мер соцподдержки из-за отсутствия постоянной регистрации на территории ФИО2 <адрес>.
В судебном заседание административный истец настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика просила отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, указанным в оспариваемом заявителем административного иска решении.
Заслушав участников процесса и изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела установлено, что на основании постановления Главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из паспортных данных ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения, следует, что она зарегистрирована по адресу: <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, а согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ начальника Отдела социальной защиты населения в <адрес>, этот ребёнок не является получателем каких-либо видов пособий.
Заявитель административного иска - ФИО3, является опекуном ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается Договором № и Распоряжением №-Р руководителя территориального органа опеки и попечительства о передачи несовершеннолетней в приёмную семью, удостоверением №, выданным ФИО3
В жилом помещении по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежащем супругам ФИО3 и ФИО7 на праве общей совместной собственности, зарегистрированы и проживают собственники и их несовершеннолетние дети: ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, что удостоверено справкой должностного лица МБК «МФЦ Можайского ГО» и домовой книгой.
На основании справок должностных лиц ОВМ ОМВД России по Можайском ГО ГУ МВД России по МО, ГУ – УПФР № по <адрес> и ФИО2 <адрес> и ГБУЗ МО «Можайская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, несовершеннолетняя ФИО1 зарегистрирована в указанном жилом доме на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, является получателем государственной пенсии по инвалидности на основании п.1 ст.11 Закона РФ № 166-ФЗ и ежемесячной денежной выплаты на основании п.1 ст.28 Ф Федерального закона №, прикреплена к детской поликлинике Можайской ЦРБ.
Решением начальника Можайского управления социальной защиты населения ФИО11 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, как опекуну несовершеннолетней ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения, отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг по месту временной регистрации, в связи с постоянной регистрацией ребёнка в <адрес>.
Статья 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч.3 ст.7, ч.1 ст.19, ст.38 Конституции Российской Федерации).
Этим положениям Конституции Российской Федерации, обусловливающим необходимость обеспечения на основе общепринятых в социальных государствах стандартов родителям и другим лицам, воспитывающим детей, возможности достойно выполнять соответствующие социальные функции, корреспондируют требования Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ), которая исходя из принципа приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за них ответственность по закону (п.2 ст.3 Конвенции).
В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что предполагает реализацию социальной функции государства как федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти субъектов РФ.
В силу п.24 ст.26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» вопросы назначения компенсации оплаты коммунальных услуг семьям, имеющим ребёнка-инвалида, находятся в ведении Российской Федерации.
На основании 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социально поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с абзацем 13 ст.17 этого же Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Кроме того, меры социальной поддержки для инвалидов установлены п.22 ст.1 Закона ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в ФИО2 <адрес>».
Статьёй 1.1 данного Закона его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в ФИО2 <адрес>, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в ФИО2 <адрес>, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Положениями ст.3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено: граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Статьей 2 названного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно абзаца 2 ст.2 этого же Закона, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Место жительства в том понимании, как это установлено абзацом 8 ст.2 данного Закона - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
В соответствии с п.2 ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Как следует из обстоятельств дела, установленных судом, ребёнок-инвалид ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, опекуном которой является административный истец, проживает в приёмной семье последней и проживает совместно с заявителем административного иска, по месту своей регистрации – в <адрес>, какими-либо мерами социальной поддержки не пользуется, что, безусловно, даёт право несовершеннолетней на получение таких мер по месту своего проживания в ФИО2 <адрес>.
Доводы представителя административного ответчика об обратном основаны на ошибочном толковании приведённых выше норм права и Конституции Российской Федерации, в связи с чем, судом во внимание не принимаются.
Учитывая указанное выше, суд находит требования административного истца законными и обоснованными, в связи с чем, подлежащими удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст.6-9, 11-14, 16, 175-180, 218 КАС РФ, -
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░2 <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ №-░░ «░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░2 <░░░░░>», ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░.░. ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░2 ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░2 <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░ _____________________ (░░░░░░░)