Дело № 2а-3260/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 18 апреля 2019 г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе
судьи Бойко И.Н.,
при секретаре Чепурновой Е.В.,
представителя административного истца /административного ответчика по встречному иску/ Атаева А. А., действующего на основании доверенности №05-22/15143@ от 16.05.2018 г.,
административного ответчика /административного истца по встречному иску/ Калининой Е. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ИФНС России № 5 по г. Краснодару к Калининой Е. М. о взыскании обязательных платежей и санкций, по встречному административному иску Калининой Е. М. к ИФНС №5 по г. Краснодару о признании безнадежной ко взысканию задолженности по транспортному налогу,
установил:
ИФНС России № 5 по г. Краснодару обратилось в суд с административным исковым заявление о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование заявленных требований указали, что по сведениям об имуществе налогоплательщика – физического лица Калинина Е.М. является владельцем транспортных средств. Согласно требований от 23.11.2016 г. № 31291, от 27.12.2016 г. №56514 Калинина Е.М. имеет задолженность по налогам в размере 15 825 руб., пени 5 239 руб. 84 коп., а всего 21 064 руб. 84 коп. Однако налог по требованиям не оплачен. Определением мирового судьи судебного участка № 40 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара судебный приказ от 19.05.2017 г. №2а-656/2017 г. отменен. Просит суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок на взыскание задолженности. Взыскать с Калининой Е.М. /недоимку/ по транспортному налогу /срок уплаты 06.02.2017 г./ в размере 15 825 руб. и пени в размере 5 239 руб. 84 коп.
В свою очередь административный ответчик Калинина Е.М. подала встречное административное исковое заявление о признании безнадежной ко взысканию задолженности по транспортному налогу. В обоснование заявленных встречных требований указала, что согласно требований №31291 от 23.11.2016 г. №56514 от 27.12.2016 г. задолженность по транспортному налогу составляет 15 825 руб., пени 5 239 руб. 84 коп., а всего в размере 21 064 руб. 84 коп. определением мирового судьи судебного участка №40 КВО г. Краснодара отменен судебный приказ от 19.05.2017 г. №2а-656/2017, что является основание для обращения с административным исковым заявлением. Однако, срок обращения с настоящим иском истек. Согласно карточке расчетов с бюджетом по транспортному налогу Калининой Е.М. по состоянию на 14.03.2019 г., задолженность по транспортному налогу составляет 17 687 руб. и пени в размере 21 320 руб. 27 коп., а всего в размере 39 007 руб. 27 коп. Полагает, что требования административного истца не обоснованы, поскольку с 2010 г. по настоящее время налоги оплачены полностью, что подтверждается квитанциями. Считает, что указанная задолженность возникла за пределами срока исковой давности в связи с чем административный истец просит применить срок исковой давности. Налоговым органом утрачена возможность к взысканию указанной суммы задолженности в связи с истечением установленных Налоговым кодексом сроков ее взыскания. Просит суд отказать ИФНС России №5 по г. Краснодару в восстановлении пропущенного срока предъявления административного искового заявления. Признать безнадежными ко взысканию задолженности по транспортному налогу в размере 17 687 руб. и пени в размере 21 320 руб. 27 коп., а всего 39 007 руб. 27 коп., содержащиеся в карточке расчетов с бюджетом по транспортному налогу Калининой Е.М. Обязать ИФНС России №5 по г. Краснодару привести в соответствие карточку расчетов с бюджетом по транспортному налогу Калининой Е.М., исключив путем списания задолженности по транспортному налогу в размере 17 687 руб. и пени в размере 21 320 руб. 27 коп., а всего в размере 39 007 руб. 27 коп. Взыскать с ИФНС России № 5 по г. Краснодару судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 370 руб.
Представитель административного истца /ответчика по встречному иску/ по доверенности Атаев А.А. в судебном заседании на первоначальных исковых требованиях настаивал, просил суд удовлетворить. Возражал против удовлетворения заявленных встречных административных исковых требований, просил суд в удовлетворении встречных требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Административный ответчик /истец по встречному административному иску/ Калинина Е.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения первоначальных исковых требований, просила суд в удовлетворении отказать. Настаивала на удовлетворении встречных административных исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить. Пояснила, что налоги оплачены с 2010 г. по 2018 г., задолженность отсутствует.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
При вынесении решения суд учитывает положения ст. 62 КАС РФ о том, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом /ч. 1/.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений /ч. 2/.
Судом по делу установлено, что Калинина Е.М. является владельцем транспортного средства «Mercedes – BENZ E250», 2014 года выпуска, государственный регистрационный знак №, что подтверждается сведениями о транспортных средствах /л.д.5-6/.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст.ст. 363, 397, 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из представленной расшифровки задолженности налогоплательщика, у Калининой Е.М. имеется задолженность в следующих суммах: по транспортному налогу в размере 15 825 руб., по пене в размере 5 188 руб. /л.д. 7/.
Согласно представленным платежному документу от 11.10.2016 г., ответчик оплатила имеющуюся задолженность по налогу на имущество в размере 15 825 руб. /л.д.54/.
Таким образом, поскольку задолженность транспортному налогу административным ответчиком оплачена в предусмотренный законом срок, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в части основного долга и в части пени.
Разрешая встречные исковые требования суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 года N ЯК-7-8/393@ (зарегистрирован в Минюсте России 23.09.2010 года N 18528).
Согласно п. 2.4 данный документ применяется, в частности, в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела административному ответчику направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов /для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями №31291 от 23.11.2016 г., по которому по состоянию на 23.11.2016 г. за Калининой Е.М. числится общая задолженность в сумме 18 883 руб. 83 коп., в том числе по налогам /сборам/ 1 862 руб., которая подлежит уплате в срок до 10.01.2017 г. /л.д.10/.
Кроме того, в адрес административного ответчика направлено требования №56514 от 27.12.2016 г., согласно которому, по состоянию на 27.12.20116 г. за Калининой Е.М. числится общая задолженность в сумме 34 861 руб. 80 коп., в том числе по налогам /сборам/ 17 687 руб., которая подлежит уплате в срок до 06.02.2017 г. /л.д.14/.
Определением мирового судьи судебного участка №40 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 01.06.2017 г. судебный приказ №2а-565/2017 от 19.05.2017 г. по заявлению ИФНС России №5 по г. Краснодару о взыскании с Калининой Е.М., недоимки за 2015 г. по транспортному налогу с физических лиц в размере 15 825 руб., пени в размере 5 239 руб. 84 коп., в общей сумме 21 064 руб. 84 коп., пошлину в доход государства в размере 415 руб. 97 коп. отменен /л.д.10/.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 24.07.2017 г. в удовлетворении административного иска ИФНС России № 5 по г. Краснодару к Калининой Е. М. о взыскании обязательных платежей и санкций отказано. Решение вступило в законную силу 25.08.2017 г. /л.д.46-47/.
Согласно служебной записки №12-15/03173@ от 31.03.2017 г. по состоянию на 31.03.2017 г. на лицевом счете налогоплательщика числится задолженность по транспортному налогу в размере 17 687 руб., и по пени в размере 17 728 руб. 40 коп. /л.д.48/.
Как следует из карточки расчетов с бюджетом у Калининой Е.М. имеется задолженность по транспортному налогу за период с 2011 г. по 2019 г. в размере 17 687 руб., и пени в размере 21 320 руб. 27 коп. /л.д.65-68/.
Из вышесказанного следует, что решение Советского районного суда г. Краснодара от 24.07.2017 г. не нашло отражения в карточке расчетов с бюджетом по налогоплательщику Калининой Е.М.
Учитывая, что на протяжении более 3 лет с момента направления требований каких-либо мер по принудительному взысканию с Калининой Е.М. недоимки по налогам контролирующими органами не предпринималось, суд приходит к выводу, что в отношении задолженности по налогам за период с 2011 года истекли установленные законом сроки для принудительного взыскания. При этом обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с требованиями о взыскании указанной задолженности, судом не установлено, административным ответчиком не представлено. Суд, также учитывает представление Калининой Е.М. платежных документов подтверждающих уплату налогов за период с 2010 по 2018 г. г. Утрата возможности взыскания основной недоимки по транспортному налогу влечет за собой утрату возможности взыскания пени, начисленных на указанную недоимку, в силу положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку обязанность по уплате пени является производной от основного обязательства.
Принимая во внимание положения действующего законодательства, установленные обстоятельства, суд находит основания для удовлетворения встречных административных исковых требований в полном объеме заявленных требований, поскольку из материалов дела следует, что возможность взыскания недоимки по налогам и пени на указанную недоимку утрачена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 291-293 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ИФНС №5 по г. Краснодару к Калининой Е. М. № о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 г. и пени отказать полностью.
Встречные исковые требования Калининой Е. М. к ИФНС России №5 по г. Краснодару удовлетворить в полном объеме.
Признать безнадежными ко взысканию задолженности по транспортному налогу в размере 17 687 руб. и пени в размере 21 320 руб. 27 коп., а всего 39 007 /тридцать девять тысяч семь/ руб. 27 коп.
Обязать ИФНС России №5 по г. Краснодару привести в соответствие карточку расчетов с бюджетом, путем внесения записи о списании задолженности в размере 17 687 руб. и пени в размере 21 320 руб. 27 коп., а всего в размере 39 007 /тридцать девять тысяч семь/ руб. 27 коп.
Взыскать с ИФНС России № 5 по г. Краснодару в пользу Калининой Е. М. расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 370 /одна тысяча триста семьдесят/ руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд гор. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара подпись И.Н. Бойко
Мотивированное решение изготовлено: 22.04.2019 г.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара подпись И.Н. Бойко
копия верна: