Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2019 года г. Абакан
дело № 3а-43/2019
Верховный Суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Киричек О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Головина Андрея Александровича, Толмачева Андрея Петровича, Шоева Владимира Владимировича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Головин А.А., Толмачев А.П., Шоев В.В. 29 декабря 2018 г. обратились в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих им на праве общей долевой собственности нежилых помещений с кадастровыми № и №, находящихся по адресу: <адрес>, соответственно.
В обоснование административного иска указали, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, определённую в отчётах оценщика, выполненных по заказу истца, и составляющую 617708 рублей и 5101398 рублей, соответственно.
Полагая, что несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества их рыночной стоимости, нарушает права административного истца, возлагая на них обязанности по уплате налога на имущество в большем размере, чем следовало бы, просили установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимого имущества, равной их рыночной стоимости, определённой независимым оценщиком.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Шоев Ю.В., действующий на основании ордера от 28 декабря 2018 г., требования административного искового заявления поддержал, приводя изложенные в нем доводы.
Представитель административного ответчика федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Хакасия (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») Тачеева Н.Е., действующая на основании доверенности от 9 января 2019 г. № 2, возражений по требованиям административного иска не заявила.
Административные истцы Головин А.А., Толмачев А.П., Шоев В.В., представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - Управление Росреестра по Республике Хакасия), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее – Минимущество Хакасии), заинтересованного лица администрации г. Сорска в судебное заседание не прибыли, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
Представитель административного ответчика Минимущества Хакасии Зубец Н.В., действующая на основании доверенности от 26 сентября 2018 г. № 020-52-д, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указала на отсутствие оснований для удовлетворения требований к Минимуществу Хакасии, являющемуся, по мнению представителя, ненадлежащим административным ответчиком.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Хакасия Музалева Н.А., действующая на основании доверенности от 9 января 2019 г. № 03-30-1/19, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котом указала на отсутствие у ответчика спора с истцом по его праву на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном рыночной стоимости, а также просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения представителей административного истца и заинтересованного лица, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав пояснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административным истцам Головину А.А., Толмачеву А.А., Шоеву В.В. принадлежат на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли у каждого) объекты недвижимости – нежилое помещение площадью ..... кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, и нежилое помещение площадью ..... кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 7 ноября 2018 г. и от 6 ноября 2018 г.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 декабря 2018 г. сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми № и № в сумме 1457675,38 рублей и 11291134,19 рубля, соответственно, внесены в государственный кадастр недвижимости 7 ноября 2018 г. и 6 ноября 2018 г. в соответствии с Актами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 7 ноября 2018 г. № и от 6 ноября 2018 г. №, утвержденными ФГБУ «ФКП Росреестра». Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена по состоянию на 6 ноября 2018 г.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчёта об определении рыночной стоимости данного объекта недвижимости по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость.
В указанном случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке.
Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Кадастровая оценка, как правило, осуществляется методами массовой оценки (пункты 6 и 7 ФСО № 4), при которых могут не учитываться специфические характеристики объекта недвижимого имущества, что может привести к несоответствию кадастровой и рыночной стоимости данного объекта.
В силу статьи 19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней кадастровой оценки и датой проведения очередной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 г. № 113, предполагает при определении кадастровой стоимости помещения при образовании, создании здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или его изменения в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства в случае, если кадастровая стоимость помещений, расположенных в них, не установлена, применение среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание либо удельного показателя кадастровой стоимости этого здания (пункты 3.2, 2.1. и 2.2. Порядка), полученных с использованием методов массовой оценки.
Административным истцом представлены отчеты ООО «Старт», оценщик ФИО13, от 28 декабря 2018 г. №№ 124-18, 122-18 об определении рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимого имущества с указанием рыночной стоимости по состоянию на 6 ноября 2018 г. помещения с кадастровым № в размере 5101398 рублей и помещения с кадастровым № в размере 617708 рублей, свидетельствующие о том, что кадастровая стоимость данных объектов недвижимого имущества, определённая с применением методов массовой оценки, значительно превышает их рыночную стоимость.
Указанное обстоятельство затрагивает права и законные интересы административных истцов, поскольку размер уплачиваемого ими налога на имущество физических лиц зависит от его кадастровой стоимости (статьи 400, 401, пункт 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 12, 15 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Возражения по представленным отчетам административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлены.
Проверив представленные отчеты на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, суд не находит оснований для признания их недопустимыми доказательствами.
Выводы оценщика мотивированы, подтверждены необходимыми доказательствами о состоянии рынка недвижимости, и суд принимает за основу указанную в отчетах рыночную стоимость спорных объектов недвижимости.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его рыночная стоимость.
Административными истцами представлены все необходимые доказательства, подтверждающие в соответствии с требованиями статей 246, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рыночную стоимость вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на дату, на которую установлена их кадастровая стоимость.
Из содержания части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В абзаце 3 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно приказам Росреестра от 26 декабря 2011 г. № П/531 и от 12 мая 2015 г. № П/210 ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, административным ответчиком по делу является ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Хакасия, как орган, осуществляющий функции по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
При таких обстоятельствах административные исковые требования Головирна А.А., Толмачева А.П., Шоева В.В. к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Хакасия об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым №, равной его рыночной стоимости в размере 617708 рублей по состоянию на 6 ноября 2018 г., и об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым №, равной его рыночной стоимости в размере 5101398 рублей по состоянию на 6 ноября 2018 г., подлежат удовлетворению.
Управление Росреестра по Республике Хакасия и Минимущество Республики Хакасия являются ненадлежащими ответчиками, поскольку ими не утверждалась оспариваемая кадастровая стоимость, а также Росреестром, как указано выше, функции по определению кадастровой стоимости вновь образованных объектов недвижимости переданы ФГБУ «ФКП Росреестра».
При таких обстоятельствах требования административного искового заявления к Управлению Росреестра по Республике Хакасия и Минимуществу Республики Хакасия удовлетворению не подлежат.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 177, 249, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования административного искового заявления Головина Андрея Александровича, Толмачева Андрея Петровича, Шоева Владимира Владимировича к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поданного 29 декабря 2018 г. – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым №, площадью ..... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 617708 (шестьсот семнадцать тысяч семьсот восемь) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым №, площадью ..... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 5101398 (пять миллионов сто одна тысяча триста девяносто восемь) рублей.
В части требований административного искового заявления к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Хакасия в месячный срок со дня составления в мотивированной форме.
Председательствующий Вениченко О.В.
В мотивированной форме решение составлено 2 апреля 2019 г.