Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ермаковское 07 ноября 2017 года.
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шабловского А.О.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Ермаковского района Флегентовой О.С.,
представителя административного ответчика администрации Жеблахтинского сельсовета – Маркелова А.В.,
при секретаре Степановой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ермаковского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Жеблахтинского сельсовета об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества, объектов водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования Жеблахтинский сельсовет Ермаковского района Красноярского края,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ермаковского района обратился в суд с указанными требованиями, уточненными в ходе рассмотрения дела. Просит обязать администрацию Жеблахтинского сельсовета Ермаковского района в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества объектов коммунального хозяйства, расположенных на территории муниципального образования Жеблахтинский сельсовет: водопроводной скважины, расположенной по адресу: с. Жеблахты, ул. Сосновая,7А, водопроводной башни, расположенной по адресу: с. Жеблахты, ул. Сосновая,7А и водопроводных сетей, расположенных по адресу: с. Жеблахты, ул. Школьная – ул. Мира и ул. Молодежная. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Ермаковского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Ермаковского района законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе которой установлено, что администрацией Жеблахтинского сельсовета допущены существенные нарушения названного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муниципального образования. На территории Жеблахтинского сельского поселения Ермаковского района имеются бесхозяйные: водопроводная скважина, расположенная по адресу: с. Жеблахты, ул. Сосновая,7А, водопроводная башня, расположенная по адресу: с. Жеблахты, ул. Сосновая,7А и водопроводные сети, расположенные по адресу: с. Жеблахты, ул. Школьная – ул. Мира и ул. Молодежная, собственник и эксплуатирующая организация которых неизвестны. Каких-либо действенных мер со стороны органа местного самоуправления по обеспечению безопасности указанных объектов не предпринимается. 14.12.2012 года администрацией Жеблахтинского сельсовета с ООО «Олимп» заключен договор на выполнение кадастровых работ в отношении указанных выше объектов капитального строительства, однако начатые мероприятия по постановке бесхозяйного имущества на учет органом местного самоуправления окончены не были. Поскольку указанные объекты, являются объектами водоснабжения и водоотведения, а в обязанность органа местного самоуправления поселения входит осуществление мероприятий направленных на водоснабжение и водоотведение, данный орган местного самоуправления должен принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Ермаковского района Красноярского края Флегентова О.С. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Жеблахтинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края – Маркелов А.В. исковые требования не признал в полном объеме, просил в удовлетворении иска прокурора Ермаковского района отказать.
Представители заинтересованных лиц: СПК (колхоз) «Жеблахтинский» и администрации Ермаковского района, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин своей неявки в суд не представили и об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п.п. 3 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с п.п. 4 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3, ч.4 ст. 14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу п. 4.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п. 1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно Закону Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», организация в границах поселения водоснабжения населения, относится к вопросам местного значения поселения в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «водоснабжении и водоотведении», в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Приведенные нормы закона не предусматривают передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований и без решения суда.
По смыслу указанных выше правовых норм орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой Ермаковского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Ермаковского района законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе которой установлено, что на территории Жеблахтинского сельского поселения Ермаковского района имеются бесхозяйные: водопроводная скважина, расположенная по адресу: с. Жеблахты, ул. Сосновая,7А, водопроводная башня, расположенная по адресу: с. Жеблахты, ул. Сосновая,7А и водопроводные сети, расположенные по адресу: с. Жеблахты, ул. Школьная – ул. Мира и ул. Молодежная, собственник и эксплуатирующая организация которых неизвестны.
В связи с выявленными нарушениями в адрес и.о. главы Жеблахтинского сельсовета Сидельниковой В.А. прокурором Ермаковского района направлено представление об устранении нарушений требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере.
В соответствии с ответом главы администрации Жеблахтинского сельсовета Маркелова А.В. на представление прокурора от 28.04.2017 года водозаборная скважина, водонапорная башня и водораспределительные сети, расположенные на территории Жеблахтинского сельсовета, находятся на балансе СПК (колхоз) «Жеблахтинский».
Из представленной председателем СПК (колхоз) «Жеблахтинский» ФИО4 в прокуратуру района информации от 25.05.2017 года следует, что указанные коммунальные объекты никогда на балансе колхоза не состояли, что подтверждается актом разделительной комиссии по разделу колхоза им. «Ванеева» и товарищества «Колос» в 1992 году, актом передачи основных средств из колхоза им. «Ванеева» в ТОО «Колос», который был реорганизован в 2000 году в ОАО «Жеблахтинский», а в 2003 году в СПК (колхоз) «Жеблахтинский».
Из ответа директора ООО «Олимп» ФИО5 от 24.05.2017 года следует, что ООО «Олимп» выполняло кадастровые работы по договору № 27 от 14.12.2012 года, заключенного с администрацией Жеблахтинского сельсовета в отношении объектов капитального строительства: скважина водопроводная по адресу: Красноярский край, Ермаковский район, с. Жеблахты, ул. Сосновая, д.7А; башня водопроводная по адресу: Красноярский край, Ермаковский район, с. Жеблахты, ул. Сосновая, д.7А; водопроводная сеть по адресу: Красноярский край, Ермаковский район, с. Жеблахты, ул. Школьная – ул. Мира, ул. Молодежная.
Согласно уведомлению отдела земельных и имущественных отношений администрации Ермаковского района от 30 сентября 2017 года, в реестре муниципальной собственности Ермаковского района отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества: скважина водопроводная, адрес: Красноярский край, Ермаковский район, с. Жеблахты, ул. Сосновая, 7А; башня водопроводная, адрес: Красноярский край, Ермаковский район, с. Жеблахты, ул. Сосновая, 7А; водопроводная сеть, адрес: Красноярский край, Ермаковский район, с. Жеблахты, ул. Школьная – ул. Мира, ул. Молодежная.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках на объект недвижимости, сооружения, расположенные по адресу: Красноярский край, Ермаковский район, с. Жеблахты, ул. Сосновая, д.7А, являются скважиной водоподъемной, с кадастровым номером 24:13:2301001:980 и башней водонапорной, с кадастровым номером 24:13:2301001:978. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Отсутствие собственника вышеуказанных объектов жилищно-комунального хозяйства (водозаборная скважина, водонапорная башня и водораспределительные сети) влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данных объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного кругу лиц – населения муниципального образования Жеблахтинский сельский совет.
Поскольку указанные объекты расположены в административных границах муниципального образования Жеблахтинский сельсовет, отсутствие обращения администрации поселения в Территориальное управление Федеральной регистрационной службы Красноярского края с заявлением о принятии указанных объектов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ермаковского района к администрации Жеблахтинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать администрацию Жеблахтинского сельсовета Ермаковского района в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества объектов коммунального хозяйства, расположенных на территории муниципального образования Жеблахтинский сельсовет: водопроводной скважины, расположенной по адресу: Красноярский край, Ермаковский район, с. Жеблахты, ул. Сосновая, 7А, водопроводной башни, расположенной по адресу: Красноярский край, Ермаковский район, с. Жеблахты, ул. Сосновая, 7А, водопроводных сетей, расположенных по адресу: Красноярский край, Ермаковский район, с. Жеблахты, ул. Школьная – ул. Мира и ул. Молодежная.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ермаковский районный суд.
Председательствующий Шабловский А.О.
Резолютивная часть Решения объявлена 07 ноября 2017 года.
Мотивированное Решение составлено 13 ноября 2017 года.