№ 12-333/2021
УИД: 61RS0009-01-2021-004940-68
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
09 сентября 2021 года г. Азов, ул. Ленина, 67
Судья Азовского городского суда Ростовской области Кислова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием представителя лица, в отношении которого рассматривается дело об АП – Саморокова А.Ю., представителя Управления Россельхознадзора по Ростовской области – Гавриловой Ю.А., материалы дела об административном правонарушении в отношении АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» по жалобе генерального директора юридического лица – АО «Черномортранснефть» на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ о привлечении к административной ответственности юридическое лицо - АО «Черноморские магистральные нефтепроводы»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ. АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.6 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Признавая АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ, административный орган пришел к выводу о том, что юридическое лицо допустило плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения, и после чего не был согласован проект рекультивации и проведение рекультивации данной земельного участка.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, генеральным директором АО "Черномортранснефть" – ФИО2 подана жалоба, в которой он просил суд постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30000 рублей - отменить и производство по делу прекратить, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В жалобе указали, что должностным лицом административного органа были допущены процессуальные нарушения, а именно в нарушение ст.28.5 ч.1 КоАП РФ протокол не был составлен немедленно после выявления административного правонарушения.
Доказательства совершения правонарушения по ст.8.6 ч.1 КоАП РФ АО «Черномортранснефть» отсутствуют. В акте осмотра места сведения о факте перемещения земли АО «Черномортранснефть» не содержит. При этом, акт выезда на место от 25.01.2021г. (из фотоматериала), однако, обращение землепользователя в административный орган датировано – ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акта выезда на место следует, что он составлен ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, фотоматериал является недопустимым доказательством по делу, так как не соответствует дате акта выезда на место.
С учетом требований ст.26.2 КоАП РФ, доказательства на которые ссылается административный орган не могут служить доказательством вины АО «Черномортранснефть» в совершении правонарушения по ст.8.6 ч.1 КоАП РФ.
В судебном заседании АО "Черномортранснефть" –Самороков А.Ю., действующая на основании доверенности, поддержал доводы жалобы, просил жалобу удовлетворить и производство по делу прекратить. В дополнение к жалобе указал, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности юридическому лицу было вынесено Представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. И установлен срок исполнения Представления до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, указали что согласно ст.8.6 ч.1 КоАП РФ к административной ответственности может быть привлечено лицо, в случае самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы. Однако, что АО «Черномортранснефть» не осуществляло снятие плодородного слоя почвы. Вынесенное Представление от ДД.ММ.ГГГГ. также является незаконным и не обоснованным.
В связи с чем просили отменить постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении к административной ответственности АО «Черномортранснефть» по ст.8.6 ч.1 КоАП РФ. Признать незаконным и отменить Представление от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской области о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Черномортранснефть» о привлечении к административной ответственности по ст.8.6 ч.1 КоАП РФ прекратить, в связи с отсутствием события правонарушения и недоказанностью обстоятельств.
В судебное заседание явился представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия – Гаврилова Ю.А. возражала относительно доводов жалобы и просила отказать в удовлетворении жалобы на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора и приложила письменные возражения относительно жалобы.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя АО "Черномортранснефть" – Саморукова А.Ю., представителя Управления Россельхознадзора – Гаврилову Ю.А., исследовав материалы дела, принимая во внимание, отсутствие доказательств пропуска срока на подачу жалобы на оспариваемое постановление, установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу:
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление, судья проверяет законность и обоснованность постановления в полном объеме, в независимости от доводов жалобы.
Часть 1 статьи 8.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы и влечет назначение наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст.8 Федерального закона №101-ФЗ от 16.07.1998г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.78 Земельного Кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии со ст.79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями /садами, виноградниками и другими). В составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району /городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Основную и наиболее ценную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями), на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Это лучшие, продуктивные земли, поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия.
Почва - главный природный ресурс и один из важнейших компонентов окружающей среды. Все ее основные экологические функции сходятся на одном обобщающем показателе - почвенном плодородии. Плодородие - это способность удовлетворять потребности растений в питательных веществах и, следовательно, обеспечивать рост, развитие и биологическую продуктивность (урожай) сельскохозяйственных культур. Плодородный слой почвы является невозобновимым ресурсом, который формируется на протяжении сотен лет, а израсходоваться может в течение нескольких лет. Нерациональное отношение к земле может иметь глобальные последствия не только для окружающей среды, но и для благополучия человека.
Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон от 10 января 2002 года) установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, в том числе поверхностные и подземные воды.
Согласно статьи 42 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом. Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ).
В соответствии со ст. 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ч. 5. 6 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Общие для всех физических и юридических лиц требования при проведении работ, связанных с нарушением плодородного слоя почвы и рекультивацией земель, установлены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
Согласно п. 5 Постановления № 800, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения - также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В силу положений п. 6 Постановления №800, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации. Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Как следует и материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок сельскохозяйственного назначения с КН №, площадью 67500 кв.м, местоположение относительно ориентира в границах участка: <адрес> на северо-восток 2,73 км, находится с ДД.ММ.ГГГГ. в аренде ФИО1 по договору о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. №. По указанному земельному участку проходит нефтепровод Лесечанск-Тихорецк.
Согласно материалов дела, ФИО1 обратился с заявление по факту проведения сотрудниками АО «Черномортранснефть» работы по раскопке земель сельскохозяйственного назначения, на указанном земельном участке с КН №, в результате которых произведено самовольное перемещение (вскрытие) плодородного слоя земли. При этом, АО «Черномортранснефть» не согласовывал с арендатором вопрос о проведении каких-либо работ на данном участке.
Кроме того, после проведения работ и нарушения плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения в обязательном порядке подлежат рекультивации, осуществляемой только в соответствии с проектом рекультивации. При этом, АО «Черномортранснефть» проект рекультивации не предоставлен и не согласован с владельцем участка.
По данному факту государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора ФИО6 был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Указанный протокол послужил основанием для вынесения оспариваемого постановления № о привлечении АО " Черномортранснефть " к административной ответственность по ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Факт совершения АО "Черномортранснефть" административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ подтверждается совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об АП №№ от ДД.ММ.ГГГГ, актом выезда на место от ДД.ММ.ГГГГ., рапортом УУП МО МВД «Азовский», фото-таблицей, выпиской из ЕГРН, Правилами охраны магистральных трубопроводов и другими доказательствами, приобщенными к материалам дела об АП.
Должностное лицо начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской области, оценив в совокупности доказательства, представленные в материалы дела, пришел к обоснованному выводу о совершении АО "Черномортранснефть" административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ. Кроме того, в порядке ст.29.13 КоАП РФ в отношении АО "Черномортранснефть" вынесено Представление от ДД.ММ.ГГГГ. о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного право-нарушения. И предложено провести анализ причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и в течение месяца сообщить о принятых мерах начальнику отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской области.
Оценка должностным лицом имеющихся в деле доказательств произведена по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.
Все выводы должностного лица о правомерности привлечения АО " Черномортранснефть" к административной ответственности должным образом мотивированы.
Каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности АО " Черномортранснефть" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ, не усматривается.
Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении АО "Черномортранснефть" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Вынесение в адрес АО «Черномортранснефть» Представления от ДД.ММ.ГГГГ. о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения является законным и обоснованным.
Что касается назначенного АО "Черномортранснефть" наказания, то прихожу к следующему выводу.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 указанной статьи).
Должностным лицом был учтен характер административного правонарушения, разъяснения данные в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность АО " Черномортранснефть", а так же санкция, предусмотренная за совершение административного правонарушения по ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Административное наказание назначено АО " Черномортранснефть" в пределах санкции ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ и отвечает принципам соразмерности и справедливости, при этом, является минимальным.
На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении АО " Черномортранснефть" не установлено, суд приходит к выводу о том, что принятое по делу об административном правонарушении постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской области – Пушкова И.В. № является законным, обоснованным и не отмене, не изменению не подлежит.
Оснований для прекращения производства по данному делу об административном правонарушении, не усматриваю.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что им были допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ о признании юридического лица АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа, оставить без изменения, а жалобу – генерального директора юридического лица – АО «Черномортранснефть» ФИО2 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Азовский городской суд в течение 10 дней с момента вручения (получения).
Судья: Кислова Е.В.