Решение по делу № 2-466/2022 (2-3251/2021;) от 01.07.2021

Дело № 2-466/2022

УИД 24RS0013-01-2021-002927-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года пгт. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Хомченко И.Ю.,

при секретаре Гореловой А.А.,

с участием помощника прокурора Емельяновского района Красноярского края Серовой А.В.,

представителя ответчиков Акционерного общества «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района», Общества с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» Антонова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района», Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с уточненным исковым заявлением к АО «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» (далее по тексту АО «КЭК»), АО «Коммунально-энергетический сервис» (далее по тексту ООО «КЭС»), в котором просит обязать ООО «Коммунально-энергетический сервис» ИНН 2411030823 провести инвентаризацию стационарных источников, расположенных и эксплуатируемых на производственной площадке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13 и выбросов вредных (загрязняющих) веществ, определить предельно допустимые выбросы от данных источников в атмосферный воздух не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда; поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда в срок не позднее 2 месяцев со не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда; организовать осуществление производственного экологического контроля, утвердить программу производственного экологического контроля, и назначить ответственных лиц в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда в срок не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу решения суда; обеспечить оборудование газоочистными установками объекта хозяйственной деятельности, зарегистрированного в качестве источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с действующим законодательством не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда; провести подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности должностных лиц не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда; организовать движение отходов производства в соответствии с действующим законодательством, а именно провести инвентаризация образующихся отходов, с определением перечня и объемов образующихся отходов предприятием, организовать учет образующихся отходов, составить паспорта опасных отходов и завести журнал учета движения отходов не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу решения суда; оборудовать площадку накопления (временного хранения) отходов с учетом требований природоохранного законодательства и обеспечения экологической безопасности не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу решения суда; обязать АО «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» ИНН 2411029049 очистить почву от навала в 337 квадратных метров зола от сжигания угля, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером номером , а также площадью 18 кв.м., на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером и площадью 2 кв.м. на земельном участке с неразграниченной собственностью; взыскать с АО «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие загрязнения почв в размере 295883,24 руб. в бюджет Емельяновского района. Заявленные требования мотивированы тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха и об отходах производства и потребления в деятельности АО «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района». В ходе проведенной проверки были выявлены следующие нарушения: АО «КЭК» при осуществлении деятельности по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13, осуществляется выброс вышеуказанных вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; в установленном порядке не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не поставлены на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет не получено, заявка на получение указанного свидетельства в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края не направлялась; отсутствует программа производственного экологического контроля, производственный экологический контроль фактически не осуществляется, отчетность о его проведении за 2019 год не представлена; лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду не определено, руководитель указанную подготовку не прошел; деятельность по эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования; инвентаризация образующихся отходов, с определением перечня и объемов образующихся отходов предприятием не проведена, учет образующихся отходов не ведется, не составлены паспорта опасных отходов, протоколы биотестирования не проведены; журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не ведется. В результате уточнения фактическим обстоятельств, истцом установлено, что 06.09.2021 муниципальное имущество теплоснабжения, в том числе котельная, расположенная на земельном участке , переданы администрацией Солонцовского сельсовета обществу с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» по договору аренды № 09/2021. Однако, в нарушение норм природоохранного законодательства деятельность по эксплуатации ООО «КЭС» производственной площадки по адресу: п. Солонцы, ул. Новостроек, 13, объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования; лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду не определено; руководителем подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не пройдена; ООО «КЭС» не имеет программы производственного экологического контроля, производственный экологический контроль фактически не осуществляется; отчетность о проведении ПЭК не предоставляется; не поставлены на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет не получено; заявка на получение указанного свидетельства в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края не направлялась; не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы предельно допустимых выбросов от источников не установлены; журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов ООО «КЭС» не ведется, при этом от котельной образуется отход - зола. В ходе проведения проверочный мероприятий установлено, что на почве земельного участка с кадастровым номером расположен навал отходов, образованный в результате эксплуатации котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13/2. Площадь навала составляет 337 квадратных метров. Зола от сжигания угля малоопасная (ФККО 61110001404) накоплена АО «КЭК» навалом открытым способом (не укрыта от воздействия атмосферных осадков и ветра, отсутствует водонепроницаемая площадка). При этом часть навала площадью 18 кв.м. располагается за пределом земельного участка с кадастровым номером , на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером и площадью 2 кв.м на земельном участке с неразграниченной собственностью. Кроме того, в результате проведенных дополнительных проверочных мероприятий, установлено, что в результате произведенного отбора проб отхода и их измерений (исследований) установлено наличие острого токсического действия на тест-объекте Chlorella vulgaris beiger: проба 35О-БКР 6,2 раза; в результате произведенного отбора проб почвы, установлено загрязнение почвы по следующим показателям: марганец 1,094081 раз, железо 1,211588 раз, кадмий 1,666667 раз. Исчисление размера вреда при химическом загрязнении почв производится по формуле № 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 08.07.2010 № 238, в соответствии с которой вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды составил 295883,25 руб. По данному факту в адрес руководителя АО «КЭК» 03.08.2021 внесено представление об устранении выявленных нарушений. На основании изложенного, истец обратился в суд с данным иском (л.д. 2-11, 110-121).

В судебном заседании помощник прокурора Емельяновского района Красноярского края Серова А.В., действующая по поручению Красноярского природоохранного прокурора, заявленные исковые требования в уточненной редакции поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчиков Акционерного общества «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района», Общества с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» Антонов А.А., действующий на основании доверенностей (л.д. 173, 174), в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал частично, по основаниям изложенным, в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 151-152,210-211).

Представители третьих лиц Администрации Емельяновского района, Администрации Солонцовского сельсовета надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, посредством направления судебного извещения (л.д. 209), в суд не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Из статьи 12 ГК РФ следует, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем исполнения обязанности в натуре, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлены обязанности для юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники, в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствие с ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.

Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Рассматриваемый перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» (далее – Перечень загрязняющих веществ).

Частью 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии с п. 1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

В соответствии с положениями ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды», руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В силу ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны в том числе соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

Согласно п.п. 8, 9 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России № 498 15.09.2017, запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ. При этом законодательствам указанное возложено именно на эксплуатирующую организацию.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») названы обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно ч. 1,3 ст. 14 Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных норм.

В силу ч. 1, 3 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частью 2 той же статьи запрещаются в том числе: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Исчисление размера вреда при химическом загрязнении почв производится по формуле № 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 08.07.2010 № 238 (далее - Методика).

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора №11/2019-2 от 20.10.2020, заключенного между администрацией Солонцовского сельсовета и АО «КЭК», последнее осуществляло хозяйственную деятельность по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13, путем эксплуатации котельной. Котельная представлена 6 котлоагрегатами мощностью 1,0 Гкал. Газоочистное оборудование в котельной отсутствует. В качестве твердого топлива при осуществлении хозяйственной деятельности АО «КЭК», использовался уголь бурый Канско-Ачинского бассейна Орловского месторождения.

В ходе проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой, с участием главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, проверки исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха и об отходах производства и потребления в деятельности АО «КЭК», в были выявлены следующие нарушения: АО «КЭК» при осуществлении деятельности по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13, осуществляется выброс вышеуказанных вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; в установленном порядке не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не поставлены на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет не получено, заявка на получение указанного свидетельства в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края не направлялась; отсутствует программа производственного экологического контроля, производственный экологический контроль фактически не осуществляется, отчетность о его проведении за 2019 год не представлена; лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду не определено, руководитель указанную подготовку не прошел; деятельность по эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования; инвентаризация образующихся отходов, с определением перечня и объемов образующихся отходов предприятием не проведена, учет образующихся отходов не ведется, не составлены паспорта опасных отходов, протоколы биотестирования не проведены; журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не ведется. В связи с выявленными нарушениями, 14.05.2021 Красноярский природоохранным прокурором генеральному директору АО «КЭК» было вынесено представление об устранении нарушения законодательства об охране окружающей среды (л.д. 13-21).

По делу установлено, что 06.09.2021 между администрацией Солонцовского сельсовета (арендодатель) и ООО «КЭС» (арендатор) заключен договор аренды № 09/2021, в с соответствии с п. 1.1 которого, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование муниципальное имущество нежилое здание (котельная), с кадастровым номером , сооружение топливной промышленности (тепловые сети) с кадастровым номером (л.д. 131-132, 133).

Согласно п. 5.2.2 указанного договора арендатор обязан использовать имущество в соответствии с его назначением и условиями, предусмотренными договором. Обеспечить качественную, надежную и бесперебойную работу арендованного имущества.

В силу п. 5.2.4 договора арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет техническое обслуживание и эксплуатацию, технический ремонт арендуемого имущества с периодичностью, установленной правилами технической эксплуатации, нести за свой счет расходы по содержанию имущества и все другие расходы, связанные с использованием и эксплуатацией имущества.

Таким образом, предусмотренные природоохранным законодательством обязанности хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего объект негативного воздействия – котельную, расположенную по адресу: п. Солонцы, ул. Новостроек 13, возлагаются на арендатора имущества ООО «КЭС».

В нарушение вышеуказанных норм природоохранного законодательства деятельность по эксплуатации ООО «КЭС» производственной площадки по адресу: п. Солонцы, ул. Новостроек, 13, объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования, лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду не определено, руководителем подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не пройдена, ООО «КЭС» не имеет программы производственного экологического контроля, производственный экологический контроль фактически не осуществляется, отчетность о проведении ПЭК не предоставляется, не поставлены на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет не получено, заявка на получение указанного свидетельства в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края не направлялась, так же не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы предельно допустимых выбросов от источников не установлены; журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов ООО «КЭС» не ведется, при этом от котельной образуется отход - зола.

По делу также установлено, что на почве земельного участка с кадастровым номером имеется навал отходов, образованный в результате эксплуатации котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13/2. Площадь навала составляет 337 квадратных метров. Зола от сжигания угля малоопасная (ФККО 61110001404) накоплена АО «КЭК» навалом открытым способом (не укрыта от воздействия атмосферных осадков и ветра, отсутствует водонепроницаемая площадка). При этом часть навала площадью 18 кв.м. располагается за пределом земельного участка с кадастровым номером , на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером и площадью 2 кв.м на земельном участке с неразграниченной собственностью.

Данные обстоятельства в судебном заседании представителем ответчика Антоновым А.А. не оспаривались.

Таким образом, по делу установлено, что АО «КЭК», в отсутствие правовых оснований, при осуществлении деятельности и эксплуатации котельной, использовал земельный участок площадью 18 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером и земельный участок с неразграниченной собственностью площадью 2 кв.м под размещение отходов, образованных в результате эксплуатации котельной (золы).

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в Красноярском крае по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 09.08.2021 АО «КЭК» в лице генерального директора Беляева Д.С. признано виновным в нарушении земельного законодательства, выразившегося в самовольном занятии, в том числе использовании части земельных участков с кадастровым номером , , при отсутствии установленных прав на землю, под размещение отходов (золы), образованных в результате эксплуатации котельной, привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа (л.д. 72-81).

Аккредитованной лабораторией КГБУ «ЦРМПиООС» (аттестат аккредитации № РОСС RA.RU. 518643 от 18.10.2016) произведен отбор проб отходов и почвы с целью установления степени негативного воздействия от расположенных отходов на почве. Согласно справке к протоколу результатов измерений (исследований) отходов № 15-О от 31.05.2021 в результате проведенных измерений (исследований) пробы отхода установлено наличие острого токсического действия на тест-объекте Chlorella vulgaris beiger: проба 35О-БКР 6,2 раза. Согласно полученным результатам анализа (протокол результатов измерений (исследований) почвы от 17.06.2021 № 13-П КГБУ «ЦРМПиООС») установлено загрязнение почвы по следующим показателям: марганец 1,094081 раз, железо 1,211588 раз, кадмий 1,666667 раз.

В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам
как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 08.07.2010 № 238, с учетом полученных измерений, рассчитана сумма вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, которая составила 295883,25 руб. При установленных по делу обстоятельствах, сумма вреда, причиненного почвам в размере 295883,25 руб. подлежит взысканию с ответчика АО «КЭК».

В связи с выявленными нарушениями, 03.08.2021 Красноярский природоохранным прокурором генеральному директору АО «КЭК» было вынесено представление об устранении нарушения законодательства об охране окружающей среды (л.д. 65-69).

Разрешая требования прокурора, судом установлено, 20.09.2021 ответчиком АО «КЭК» в адрес Красноярского природоохранного прокурора был направлен ответ, из которого следует, что ответчиком запланирован ряд мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования в том числе, мероприятия, указанные в представлении от 03.08.2021 (л.д. 70-71).

В ходе судебного разбирательства не оспаривая заваленные исковые требования по существу, представитель ответчиков Антонов А.А. просил учесть имущественное положение ООО «КЭС», сославшись на выписку операций по лицевому счету ООО «КЭС» из «СберБизнес» по состоянию на 10 июня 2022 года, согласно которой на банковские счета ответчика наложены ограничения, в банковскую картотеку к счету ответчика помещено 26 расчетных документов, ожидающих исполнения на сумму 2 251 748,00 рублей. Кроме того ответчик имеет высокую кредиторскую задолженность в размере 12 061 726,87 рублей.

Кроме того, полагал, что исполнение требований истца в сроки, указанные в исковом заявлении, не представляется возможным, указав, что ответчиком проводится работа с целью устранения допущенных нарушений. Так, между ООО «КЭС» и ФЕБУ «ЦЛАТИ по СФО» в целях соблюдения требований природоохранного законодательства заключены соответствующие договоры, в том числе, на проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ; по подготовке паспортов отходов; по оформлению заявки о постановке на государственный учет объекта, оказывающие негативное воздействие (л.д. 157-168). Просил учесть, что в соответствии с и. 1 ст. 4.2, п. 1 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды все объекты, которые соответствуют Критериям отнесения объектов НВОС к I, II, III и IV категории, подлежат постановке на государственный учет. Форма заявки о постановке на государственный учет объекта НВОС утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554. Утвержденного порядка заполнения заявки нет. Он следует из ее формы. В заявке нужно раскрыть информацию в том числе о воздействии объекта на окружающую среду. В частности, нужно указать: сведения о стационарных источниках выбросов; сведения о количестве и составе выбросов; сведения о выпусках и сбросах сточных вод; сведения о размещении отходов. Данные сведения могут быть получены исключительно по итогам проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Программа производственного экологического контроля разрабатывается на основании сведений, получаемых по итогам проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов 1-1У классов опасности. По итогам инвентаризации, которая определит перечень, вид и типы образующихся отходов, ответчиком будет организован учет образующихся отходов, а также учет движения отходов, в том числе будет сформирован журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученным от других лиц, а также размещенных отходов.

Также просил учесть, что мероприятия по оборудованию газоочистными установками объекта - котельной п. Солонцы, а также по оборудованию площадки накопления отходов требуют значительных капитальных вложений в имущественный комплекс объекта теплоснабжения. В связи с отсутствием экономически обоснованных тарифов, финансовое положение ответчика не позволяет осуществить указанные мероприятия в пределах 2022 года. В настоящее время ответчиком ведется активная работа с министерством тарифной политики по получению экономически обоснованных тарифов для ООО «Коммунально­энергетический сервис». Затраты на оборудование котельной п. Солонцы газоочистными установками и площадкой накопления отходов, заложенные в тариф для ответчика на 2023 год, позволят осуществить все необходимые капитальные вложения в имущественный комплекс котельной п. Солонцы.

На основании изложенного, просил увеличить сроки для устранения выявленных Красноярским природоохранным прокурором нарушений.

С учетом установленных по делу обстоятельств и требований действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. При установлении сроков для устранения ответчиками нарушений действующего законодательства, с учетом мнения сторон, суд руководствуется установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района», Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» о возложении обязанности, удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» провести инвентаризацию стационарных источников, расположенных и эксплуатируемых на производственной площадке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13 и выбросов вредных (загрязняющих) веществ, определить предельно допустимые выбросы от данных источников в атмосферный воздух не позднее четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду не позднее двух месяцев со дня вступления в силу решения суда в срок не позднее 2 месяцев со дня проведения инвентаризации стационарных источников, расположенных и эксплуатируемых на производственной площадке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» организовать осуществление производственного экологического контроля, утвердить программу производственного экологического контроля, предоставить соответствующую отчетность в органы контроля и назначить ответственных лиц не позднее 2 месяцев со дня проведения инвентаризации стационарных источников, расположенных и эксплуатируемых на производственной площадке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» обеспечить оборудование газоочистными установками объекта хозяйственной деятельности, зарегистрированного в качестве источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с действующим законодательством не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» провести подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности должностных лиц не позднее двух месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» организовать движение отходов производства в соответствии с действующим законодательством, а именно провести инвентаризация образующихся отходов, с определением перечня и объемов образующихся отходов предприятием, организовать учет образующихся отходов, составить паспорта опасных отходов и завести журнал учета движения отходов не позднее четырех месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» оборудовать площадку накопления (временного хранения) отходов с учетом требований природоохранного законодательства и обеспечения экологической безопасности не позднее четырех месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Обязать Акционерное общество «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» очистить почву от навала в 337 квадратных метров зола от сжигания угля, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером , а также площадью 18 кв.м. на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером и площадью 2 кв.м на земельном участке с неразграниченной собственностью, не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Акционерного общества «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» в бюджет Емельяновского района Красноярского края вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие загрязнения почв, в размере 295883 (Двести девяносто пять тысяч восемьсот восемьдесят три) рубля 25 копеек.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Емельяновский районный суд.

Судья И.Ю. Хомченко

Дело № 2-466/2022

УИД 24RS0013-01-2021-002927-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года пгт. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Хомченко И.Ю.,

при секретаре Гореловой А.А.,

с участием помощника прокурора Емельяновского района Красноярского края Серовой А.В.,

представителя ответчиков Акционерного общества «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района», Общества с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» Антонова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района», Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с уточненным исковым заявлением к АО «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» (далее по тексту АО «КЭК»), АО «Коммунально-энергетический сервис» (далее по тексту ООО «КЭС»), в котором просит обязать ООО «Коммунально-энергетический сервис» ИНН 2411030823 провести инвентаризацию стационарных источников, расположенных и эксплуатируемых на производственной площадке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13 и выбросов вредных (загрязняющих) веществ, определить предельно допустимые выбросы от данных источников в атмосферный воздух не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда; поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда в срок не позднее 2 месяцев со не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда; организовать осуществление производственного экологического контроля, утвердить программу производственного экологического контроля, и назначить ответственных лиц в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда в срок не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу решения суда; обеспечить оборудование газоочистными установками объекта хозяйственной деятельности, зарегистрированного в качестве источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с действующим законодательством не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда; провести подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности должностных лиц не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда; организовать движение отходов производства в соответствии с действующим законодательством, а именно провести инвентаризация образующихся отходов, с определением перечня и объемов образующихся отходов предприятием, организовать учет образующихся отходов, составить паспорта опасных отходов и завести журнал учета движения отходов не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу решения суда; оборудовать площадку накопления (временного хранения) отходов с учетом требований природоохранного законодательства и обеспечения экологической безопасности не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу решения суда; обязать АО «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» ИНН 2411029049 очистить почву от навала в 337 квадратных метров зола от сжигания угля, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером номером , а также площадью 18 кв.м., на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером и площадью 2 кв.м. на земельном участке с неразграниченной собственностью; взыскать с АО «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие загрязнения почв в размере 295883,24 руб. в бюджет Емельяновского района. Заявленные требования мотивированы тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха и об отходах производства и потребления в деятельности АО «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района». В ходе проведенной проверки были выявлены следующие нарушения: АО «КЭК» при осуществлении деятельности по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13, осуществляется выброс вышеуказанных вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; в установленном порядке не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не поставлены на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет не получено, заявка на получение указанного свидетельства в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края не направлялась; отсутствует программа производственного экологического контроля, производственный экологический контроль фактически не осуществляется, отчетность о его проведении за 2019 год не представлена; лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду не определено, руководитель указанную подготовку не прошел; деятельность по эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования; инвентаризация образующихся отходов, с определением перечня и объемов образующихся отходов предприятием не проведена, учет образующихся отходов не ведется, не составлены паспорта опасных отходов, протоколы биотестирования не проведены; журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не ведется. В результате уточнения фактическим обстоятельств, истцом установлено, что 06.09.2021 муниципальное имущество теплоснабжения, в том числе котельная, расположенная на земельном участке , переданы администрацией Солонцовского сельсовета обществу с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» по договору аренды № 09/2021. Однако, в нарушение норм природоохранного законодательства деятельность по эксплуатации ООО «КЭС» производственной площадки по адресу: п. Солонцы, ул. Новостроек, 13, объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования; лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду не определено; руководителем подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не пройдена; ООО «КЭС» не имеет программы производственного экологического контроля, производственный экологический контроль фактически не осуществляется; отчетность о проведении ПЭК не предоставляется; не поставлены на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет не получено; заявка на получение указанного свидетельства в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края не направлялась; не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы предельно допустимых выбросов от источников не установлены; журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов ООО «КЭС» не ведется, при этом от котельной образуется отход - зола. В ходе проведения проверочный мероприятий установлено, что на почве земельного участка с кадастровым номером расположен навал отходов, образованный в результате эксплуатации котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13/2. Площадь навала составляет 337 квадратных метров. Зола от сжигания угля малоопасная (ФККО 61110001404) накоплена АО «КЭК» навалом открытым способом (не укрыта от воздействия атмосферных осадков и ветра, отсутствует водонепроницаемая площадка). При этом часть навала площадью 18 кв.м. располагается за пределом земельного участка с кадастровым номером , на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером и площадью 2 кв.м на земельном участке с неразграниченной собственностью. Кроме того, в результате проведенных дополнительных проверочных мероприятий, установлено, что в результате произведенного отбора проб отхода и их измерений (исследований) установлено наличие острого токсического действия на тест-объекте Chlorella vulgaris beiger: проба 35О-БКР 6,2 раза; в результате произведенного отбора проб почвы, установлено загрязнение почвы по следующим показателям: марганец 1,094081 раз, железо 1,211588 раз, кадмий 1,666667 раз. Исчисление размера вреда при химическом загрязнении почв производится по формуле № 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 08.07.2010 № 238, в соответствии с которой вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды составил 295883,25 руб. По данному факту в адрес руководителя АО «КЭК» 03.08.2021 внесено представление об устранении выявленных нарушений. На основании изложенного, истец обратился в суд с данным иском (л.д. 2-11, 110-121).

В судебном заседании помощник прокурора Емельяновского района Красноярского края Серова А.В., действующая по поручению Красноярского природоохранного прокурора, заявленные исковые требования в уточненной редакции поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчиков Акционерного общества «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района», Общества с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» Антонов А.А., действующий на основании доверенностей (л.д. 173, 174), в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал частично, по основаниям изложенным, в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 151-152,210-211).

Представители третьих лиц Администрации Емельяновского района, Администрации Солонцовского сельсовета надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, посредством направления судебного извещения (л.д. 209), в суд не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Из статьи 12 ГК РФ следует, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем исполнения обязанности в натуре, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлены обязанности для юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники, в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствие с ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.

Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Рассматриваемый перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» (далее – Перечень загрязняющих веществ).

Частью 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии с п. 1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

В соответствии с положениями ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды», руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В силу ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны в том числе соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

Согласно п.п. 8, 9 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России № 498 15.09.2017, запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ. При этом законодательствам указанное возложено именно на эксплуатирующую организацию.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») названы обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно ч. 1,3 ст. 14 Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных норм.

В силу ч. 1, 3 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частью 2 той же статьи запрещаются в том числе: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Исчисление размера вреда при химическом загрязнении почв производится по формуле № 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 08.07.2010 № 238 (далее - Методика).

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора №11/2019-2 от 20.10.2020, заключенного между администрацией Солонцовского сельсовета и АО «КЭК», последнее осуществляло хозяйственную деятельность по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13, путем эксплуатации котельной. Котельная представлена 6 котлоагрегатами мощностью 1,0 Гкал. Газоочистное оборудование в котельной отсутствует. В качестве твердого топлива при осуществлении хозяйственной деятельности АО «КЭК», использовался уголь бурый Канско-Ачинского бассейна Орловского месторождения.

В ходе проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой, с участием главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, проверки исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха и об отходах производства и потребления в деятельности АО «КЭК», в были выявлены следующие нарушения: АО «КЭК» при осуществлении деятельности по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13, осуществляется выброс вышеуказанных вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; в установленном порядке не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не поставлены на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет не получено, заявка на получение указанного свидетельства в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края не направлялась; отсутствует программа производственного экологического контроля, производственный экологический контроль фактически не осуществляется, отчетность о его проведении за 2019 год не представлена; лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду не определено, руководитель указанную подготовку не прошел; деятельность по эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования; инвентаризация образующихся отходов, с определением перечня и объемов образующихся отходов предприятием не проведена, учет образующихся отходов не ведется, не составлены паспорта опасных отходов, протоколы биотестирования не проведены; журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не ведется. В связи с выявленными нарушениями, 14.05.2021 Красноярский природоохранным прокурором генеральному директору АО «КЭК» было вынесено представление об устранении нарушения законодательства об охране окружающей среды (л.д. 13-21).

По делу установлено, что 06.09.2021 между администрацией Солонцовского сельсовета (арендодатель) и ООО «КЭС» (арендатор) заключен договор аренды № 09/2021, в с соответствии с п. 1.1 которого, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование муниципальное имущество нежилое здание (котельная), с кадастровым номером , сооружение топливной промышленности (тепловые сети) с кадастровым номером (л.д. 131-132, 133).

Согласно п. 5.2.2 указанного договора арендатор обязан использовать имущество в соответствии с его назначением и условиями, предусмотренными договором. Обеспечить качественную, надежную и бесперебойную работу арендованного имущества.

В силу п. 5.2.4 договора арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет техническое обслуживание и эксплуатацию, технический ремонт арендуемого имущества с периодичностью, установленной правилами технической эксплуатации, нести за свой счет расходы по содержанию имущества и все другие расходы, связанные с использованием и эксплуатацией имущества.

Таким образом, предусмотренные природоохранным законодательством обязанности хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего объект негативного воздействия – котельную, расположенную по адресу: п. Солонцы, ул. Новостроек 13, возлагаются на арендатора имущества ООО «КЭС».

В нарушение вышеуказанных норм природоохранного законодательства деятельность по эксплуатации ООО «КЭС» производственной площадки по адресу: п. Солонцы, ул. Новостроек, 13, объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования, лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду не определено, руководителем подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не пройдена, ООО «КЭС» не имеет программы производственного экологического контроля, производственный экологический контроль фактически не осуществляется, отчетность о проведении ПЭК не предоставляется, не поставлены на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет не получено, заявка на получение указанного свидетельства в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края не направлялась, так же не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы предельно допустимых выбросов от источников не установлены; журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученных от других лиц, а также размещенных отходов ООО «КЭС» не ведется, при этом от котельной образуется отход - зола.

По делу также установлено, что на почве земельного участка с кадастровым номером имеется навал отходов, образованный в результате эксплуатации котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13/2. Площадь навала составляет 337 квадратных метров. Зола от сжигания угля малоопасная (ФККО 61110001404) накоплена АО «КЭК» навалом открытым способом (не укрыта от воздействия атмосферных осадков и ветра, отсутствует водонепроницаемая площадка). При этом часть навала площадью 18 кв.м. располагается за пределом земельного участка с кадастровым номером , на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером и площадью 2 кв.м на земельном участке с неразграниченной собственностью.

Данные обстоятельства в судебном заседании представителем ответчика Антоновым А.А. не оспаривались.

Таким образом, по делу установлено, что АО «КЭК», в отсутствие правовых оснований, при осуществлении деятельности и эксплуатации котельной, использовал земельный участок площадью 18 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером и земельный участок с неразграниченной собственностью площадью 2 кв.м под размещение отходов, образованных в результате эксплуатации котельной (золы).

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в Красноярском крае по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 09.08.2021 АО «КЭК» в лице генерального директора Беляева Д.С. признано виновным в нарушении земельного законодательства, выразившегося в самовольном занятии, в том числе использовании части земельных участков с кадастровым номером , , при отсутствии установленных прав на землю, под размещение отходов (золы), образованных в результате эксплуатации котельной, привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа (л.д. 72-81).

Аккредитованной лабораторией КГБУ «ЦРМПиООС» (аттестат аккредитации № РОСС RA.RU. 518643 от 18.10.2016) произведен отбор проб отходов и почвы с целью установления степени негативного воздействия от расположенных отходов на почве. Согласно справке к протоколу результатов измерений (исследований) отходов № 15-О от 31.05.2021 в результате проведенных измерений (исследований) пробы отхода установлено наличие острого токсического действия на тест-объекте Chlorella vulgaris beiger: проба 35О-БКР 6,2 раза. Согласно полученным результатам анализа (протокол результатов измерений (исследований) почвы от 17.06.2021 № 13-П КГБУ «ЦРМПиООС») установлено загрязнение почвы по следующим показателям: марганец 1,094081 раз, железо 1,211588 раз, кадмий 1,666667 раз.

В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам
как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 08.07.2010 № 238, с учетом полученных измерений, рассчитана сумма вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, которая составила 295883,25 руб. При установленных по делу обстоятельствах, сумма вреда, причиненного почвам в размере 295883,25 руб. подлежит взысканию с ответчика АО «КЭК».

В связи с выявленными нарушениями, 03.08.2021 Красноярский природоохранным прокурором генеральному директору АО «КЭК» было вынесено представление об устранении нарушения законодательства об охране окружающей среды (л.д. 65-69).

Разрешая требования прокурора, судом установлено, 20.09.2021 ответчиком АО «КЭК» в адрес Красноярского природоохранного прокурора был направлен ответ, из которого следует, что ответчиком запланирован ряд мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования в том числе, мероприятия, указанные в представлении от 03.08.2021 (л.д. 70-71).

В ходе судебного разбирательства не оспаривая заваленные исковые требования по существу, представитель ответчиков Антонов А.А. просил учесть имущественное положение ООО «КЭС», сославшись на выписку операций по лицевому счету ООО «КЭС» из «СберБизнес» по состоянию на 10 июня 2022 года, согласно которой на банковские счета ответчика наложены ограничения, в банковскую картотеку к счету ответчика помещено 26 расчетных документов, ожидающих исполнения на сумму 2 251 748,00 рублей. Кроме того ответчик имеет высокую кредиторскую задолженность в размере 12 061 726,87 рублей.

Кроме того, полагал, что исполнение требований истца в сроки, указанные в исковом заявлении, не представляется возможным, указав, что ответчиком проводится работа с целью устранения допущенных нарушений. Так, между ООО «КЭС» и ФЕБУ «ЦЛАТИ по СФО» в целях соблюдения требований природоохранного законодательства заключены соответствующие договоры, в том числе, на проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ; по подготовке паспортов отходов; по оформлению заявки о постановке на государственный учет объекта, оказывающие негативное воздействие (л.д. 157-168). Просил учесть, что в соответствии с и. 1 ст. 4.2, п. 1 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды все объекты, которые соответствуют Критериям отнесения объектов НВОС к I, II, III и IV категории, подлежат постановке на государственный учет. Форма заявки о постановке на государственный учет объекта НВОС утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554. Утвержденного порядка заполнения заявки нет. Он следует из ее формы. В заявке нужно раскрыть информацию в том числе о воздействии объекта на окружающую среду. В частности, нужно указать: сведения о стационарных источниках выбросов; сведения о количестве и составе выбросов; сведения о выпусках и сбросах сточных вод; сведения о размещении отходов. Данные сведения могут быть получены исключительно по итогам проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Программа производственного экологического контроля разрабатывается на основании сведений, получаемых по итогам проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов 1-1У классов опасности. По итогам инвентаризации, которая определит перечень, вид и типы образующихся отходов, ответчиком будет организован учет образующихся отходов, а также учет движения отходов, в том числе будет сформирован журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим или полученным от других лиц, а также размещенных отходов.

Также просил учесть, что мероприятия по оборудованию газоочистными установками объекта - котельной п. Солонцы, а также по оборудованию площадки накопления отходов требуют значительных капитальных вложений в имущественный комплекс объекта теплоснабжения. В связи с отсутствием экономически обоснованных тарифов, финансовое положение ответчика не позволяет осуществить указанные мероприятия в пределах 2022 года. В настоящее время ответчиком ведется активная работа с министерством тарифной политики по получению экономически обоснованных тарифов для ООО «Коммунально­энергетический сервис». Затраты на оборудование котельной п. Солонцы газоочистными установками и площадкой накопления отходов, заложенные в тариф для ответчика на 2023 год, позволят осуществить все необходимые капитальные вложения в имущественный комплекс котельной п. Солонцы.

На основании изложенного, просил увеличить сроки для устранения выявленных Красноярским природоохранным прокурором нарушений.

С учетом установленных по делу обстоятельств и требований действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. При установлении сроков для устранения ответчиками нарушений действующего законодательства, с учетом мнения сторон, суд руководствуется установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района», Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» о возложении обязанности, удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» провести инвентаризацию стационарных источников, расположенных и эксплуатируемых на производственной площадке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13 и выбросов вредных (загрязняющих) веществ, определить предельно допустимые выбросы от данных источников в атмосферный воздух не позднее четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду не позднее двух месяцев со дня вступления в силу решения суда в срок не позднее 2 месяцев со дня проведения инвентаризации стационарных источников, расположенных и эксплуатируемых на производственной площадке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» организовать осуществление производственного экологического контроля, утвердить программу производственного экологического контроля, предоставить соответствующую отчетность в органы контроля и назначить ответственных лиц не позднее 2 месяцев со дня проведения инвентаризации стационарных источников, расположенных и эксплуатируемых на производственной площадке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Новостроек, 13.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» обеспечить оборудование газоочистными установками объекта хозяйственной деятельности, зарегистрированного в качестве источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с действующим законодательством не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» провести подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности должностных лиц не позднее двух месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» организовать движение отходов производства в соответствии с действующим законодательством, а именно провести инвентаризация образующихся отходов, с определением перечня и объемов образующихся отходов предприятием, организовать учет образующихся отходов, составить паспорта опасных отходов и завести журнал учета движения отходов не позднее четырех месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-энергетический сервис» оборудовать площадку накопления (временного хранения) отходов с учетом требований природоохранного законодательства и обеспечения экологической безопасности не позднее четырех месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Обязать Акционерное общество «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» очистить почву от навала в 337 квадратных метров зола от сжигания угля, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером , а также площадью 18 кв.м. на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером и площадью 2 кв.м на земельном участке с неразграниченной собственностью, не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Акционерного общества «Коммунально-энергетический комплекс Емельяновского района» в бюджет Емельяновского района Красноярского края вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие загрязнения почв, в размере 295883 (Двести девяносто пять тысяч восемьсот восемьдесят три) рубля 25 копеек.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Емельяновский районный суд.

Судья И.Ю. Хомченко

2-466/2022 (2-3251/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор
Ответчики
АО "КЭК Емельяновский"
Другие
Администрация Емельяновского района
Администрация Солонцовского сельсовета
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Хомченко Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
emel.krk.sudrf.ru
01.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2021Передача материалов судье
08.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.09.2021Предварительное судебное заседание
28.09.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.11.2021Предварительное судебное заседание
29.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.01.2022Предварительное судебное заседание
18.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.04.2022Предварительное судебное заседание
28.04.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.05.2022Предварительное судебное заседание
06.06.2022Судебное заседание
06.06.2022Судебное заседание
14.06.2022Судебное заседание
21.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее