УИД № 34RS001-01-2023-003952-62-07
Дело № 2-101/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 18 января 2024 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Горочкиной В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никоновой ФИО8 к ООО «Управляющая компания «Комфортный дом» о признании незаконным отказа в предоставлении копии договора управления многоквартирным домом и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Никонова ФИО8 обратилась в суд с иском, в котором с учетом внесенных в порядке ст. 39 ГПК РФ изменений просит признать незаконным отказ ООО «Управляющая компания «Комфортный Дом» в предоставлении ей копии договора управления многоквартирным домом № по <адрес> по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в связи с причиненными указанными действиями управляющей компании нравственными страданиями в размере 10 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что проживает в <адрес> и является собственником данного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в ООО «Управляющая компания «Комфортный Дом» о выдаче копии договора управления многоквартирным домом № по <адрес>. В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче бумажной копии истребуемого документа ей было отказано и рекомендовано ознакомиться с содержанием данного документа на сайте ГИС ЖКХ в сети Интернет. Однако отсутствие в ее распоряжении договора управления не позволяет ей в полной мере реализовать права, как собственника жилого помещения, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом РФ и Законом РФ «О защите прав потребителей», тогда как отказ в выдаче бумажной копии документа нарушает ее гражданские права и право потребителя об информировании об услугах, оказываемых при управлении многоквартирным домом. Считая в этой связи отказ ООО «Управляющая компания «Комфортный дом» в выдаче копии договора управления многоквартирным домом неправомерным и нарушающим ее права и законные интересы, обратилась за судебной защитой нарушенных прав.
В судебное заседание истец Никонова ФИО8 будучи надлежаще извещенной, не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила, об отложении слушания дела не ходатайствовала, воспользовавшись правом на ведение гражданского дела в суде через представителя.
Представитель истца Никонова ФИО11. иск поддержала, суду пояснила, что Никонова ФИО8. в силу возраста и состояния здоровья лишена возможности явки в управляющую компанию для ознакомления договором управления многоквартирным домом и не имеет доступа к сети Интернет, в связи с чем она лишена иной возможности для ознакомления с истребуемым у ответчика документом, что препятствует ей в реализации жилищных прав и прав потребителя.
Представитель ответчика Алешин ФИО13 возражал по заявленным требованиям и просил в удовлетворении иска отказать. Суду пояснил, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по выдаче копий договора управления по обращениям граждан на управляющую компанию не возложена. В соответствии с требованиями закона управляющая компания разместила договор управления многоквартирным домом № по <адрес> в сети Интернет на сайте ГИС ЖКХ и в разумный срок дала письменный ответ на обращение Никоновой ФИО8 в котором указало о месте размещения запрашиваемой информации, тем самым оснований для вывода о незаконности отказа в выдаче данного документа не имеется. Более того, просил учесть, ДД.ММ.ГГГГ ответчик все-таки направил в адрес истца истребуемый документ, который согласно данным суду объяснениям представителя истца Никонова ФИО8 так и не изучала. В этой связи полагал, что права и законные интересы истца управляющей компанией не нарушены, предъявление в суд настоящего иска фактически имеет своей целью неосновательное обогащение истца.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению.
Согласно статье 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По смыслу закона судебной защите подлежит лишь нарушенное право, в то время, как оснований для подобных выводов в настоящем случае судом не установлено.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Никонова ФИО8. является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном <адрес>, управление которым осуществляет управляющая компания ООО «Управляющая компания «Комфортный Дом».
ДД.ММ.ГГГГ Никонова ФИО8 обратилась в управляющую компанию с заявлением о выдаче копии договора управления многоквартирным домом № по <адрес>.
В ответе № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью генерального директора ООО «Управляющая компания «Комфортный Дом» ФИО5 управляющая компания указала Никоновой ФИО8 о размещении договора управления в свободном доступе в сети Интернет на официальном сайте ГИС ЖКХ и разъяснила ей право на ознакомление с истребуемым документом посредством обращения к указанному источнику информации.
Получение данного письменного ответа Никонова ФИО8 не отрицает.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Никонова ФИО8 утверждает о несоответствии вышеуказанных действий управляющей компании действующему законодательству, приведшим к причинению ей нравственных страданий.
Документально подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик все-таки направил в адрес истца по почте истребуемый документ, получение которого истцом не отрицается.
Находя требования истца лишенными правовых оснований и отказывая в удовлетворении иска, суд руководствуется следующим.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает общие правила регулирования жилищных отношений и предусматривает, что жилищное законодательство состоит также из нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом, в том числе в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом настоящие Правила понимают выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 Правил).
Управление многоквартирным домом согласно настоящим Правилам обеспечивается выполнением определенных стандартов, включая: прием, хранение и передачу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491; прием и рассмотрение заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме (п. 4 Правил).
Согласно п. 27, 28 Правил управляющая организация обязана обеспечить взаимодействие с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, в том числе посредством предоставления указанным лицам возможности личного обращения в действующий офис управляющей организации либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае заключения управляющей организацией с указанным центром договора, предусматривающего возможность обеспечения такого взаимодействия (далее - представительство управляющей организации). Представительство управляющей организации должно располагаться в пределах муниципального образования, в том числе в пределах внутригородского района в городском округе с внутригородским делением либо внутригородской территории города федерального значения, на территории которого располагаются многоквартирные дома, управление которыми осуществляет такая управляющая организация, в пешей доступности от указанных многоквартирных домов, то есть в пределах не более 3 километров, преодолеваемое пешком. Представительство управляющей организации предназначено для приема собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, предоставления оперативных ответов на поступающие вопросы, а также оказания любой другой помощи собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме по возникающему у него вопросу, связанному с управлением многоквартирным домом, собственником, пользователем помещения в котором он является.
По смыслу п. 31 Правил управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию путем размещения на постоянной основе:
а) на вывесках, расположенных у входа в представительство управляющей организации: наименование (фирменное наименование) управляющей организации; адрес местонахождения управляющей организации; контактные телефоны управляющей организации, адрес электронной почты; режим работы управляющей организации;
б) на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом: наименование (фирменное наименование) управляющей организации, номер лицензии, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию, адрес местонахождения, в том числе представительства управляющей организации, режим работы, информация о днях и часах приема, адрес официального сайта управляющей организации (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет"; контактные телефоны управляющей организации, представительства управляющей организации, аварийно-диспетчерской службы и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций; уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме либо потребовать присутствия таких собственников и пользователей или их представителей в помещении в многоквартирном доме в определенное время, с указанием времени проведения таких мероприятий; уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги.
в) на информационных стендах (стойках) в представительстве управляющей организации: наименование (фирменное наименование) управляющей организации, номер лицензии, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию, адрес местонахождения, в том числе представительства управляющей организации, режим работы, информация о днях и часах приема, адрес официального сайта управляющей организации в сети "Интернет" (при наличии), адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет"; контактные телефоны управляющей организации, представительства управляющей организации, аварийно-диспетчерской службы и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций; пошаговая инструкция о порядке установки индивидуального прибора учета; информация о сроках внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения такой платы, об обязательных и (или) рекомендуемых сроках передачи показаний приборов учета исполнителю коммунальных услуг в соответствии с порядком и условиями приема таких показаний, которые установлены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; информация об органе государственного жилищного надзора (функции, наименование, адрес, контактный телефон, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя); сведения о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, и о реквизитах нормативных правовых актов, решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (при их наличии), которыми они установлены; сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) - сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений; информационная памятка о правилах безопасного использования газа в быту, информация об обязанности потребителя заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования; информационная памятка, содержащая сведения о составе ежемесячной платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, контактные телефоны лиц, ответственных за начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги; образцы заполнения заявок, жалоб и иных обращений граждан и организаций; стенд с перечнем предлагаемых управляющей организацией работ и услуг; сведения о местах накопления отходов, сбора (в том числе раздельного сбора) отходов I - IV классов опасности; информация о правилах обращения с отходами I - IV классов опасности, порядке осуществления раздельного сбора отходов; информационная памятка о правилах безопасного использования ртутьсодержащих ламп и приборов; уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги;
г) на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет" информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 34 Правил управляющая организация предоставляет по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме соответствующую информацию в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное (п. 35 Правил).
Согласно ст. 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Исходя из части 18 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ, лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 г. "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" определен порядок, состав, сроки раскрытия в системе ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, касающейся деятельности управляющей организации.
Таким образом, в свете приведенного выше нормативного регулирования следует признать обоснованным утверждение ответчика о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность управляющей организации по предоставлению собственнику помещения в многоквартирном доме бумажных копий документов, связанных с оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, к каковым относится и договор управления многоквартирным домом, поскольку данные документы по перечню, определенному приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 г., подлежат размещению в системе ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Как установлено, договор управления многоквартирным домом № по <адрес> размещен в сети Интернет на официальном сайте ГИС ЖКХ, где находится в свободном доступе, и согласно утверждению представителя ответчик он был доступен к ознакомлению истцом на дату дачи ответа на его обращение.
Доказательств обратному стороной истца не представлено, а потому оснований для критической оценки доводов ответчика у суда не имеется.
Анализ установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и правовая оценка представленных доказательств препятствуют признанию неправомерными оспариваемых Никоновой ФИО8 действий ООО «Управляющая компания «Комфортный Дом» и установлению факта незаконного отказа управляющей компании в предоставлении истцу на бумажном носителе копии договора управления многоквартирным домом по обращению от ДД.ММ.ГГГГ, а потому требования истца о признании такого отказа незаконным нельзя признать обоснованными и подлежащими удовлетворению, что влечет отказ в удовлетворении соответствующей части иска.
Доводы истца со ссылкой на отсутствие у него возможности для ознакомления с договором управления многоквартирным домом в установленном законом порядке нельзя признать состоятельными, поскольку отвечающих принципу относимости и допустимости доказательств тому Никоновой ФИО8 суду не предоставлено.
Более того, следует учесть, что о таких обстоятельствах ответчик не был поставлен в известность истцом, поскольку в поданном им обращении от ДД.ММ.ГГГГ подобные сведения отсутствуют.
А потому в сложившейся ситуации оснований для установления в действиях ответчика дискриминируемого поведения, равно как и факта ущемления социальных прав истца, имеющего статус инвалида, вопреки доводам не имеется.
Иные доводы истца также являются несостоятельными, поскольку они основаны на неверной оценке имеющих правовое значение для дела обстоятельств и неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Не усматривая правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда и отказывая Никоновой ФИО8 в указанной части иска, суд руководствуется следующим.
Правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (статья 151 и глава 59 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно приведенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснениям под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной <данные изъяты>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Согласно п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
При этом моральный вред, причиненный правомерными действиями, компенсации не подлежит (п. 13 Постановления).
Поскольку в ходе судебного разбирательства доказательств нарушения виновным поведением ответчика личных неимущественных прав истца или посягательства на принадлежащие ему иные нематериальные блага суду не представлено, и указанные обстоятельства своего объективного подтверждения не нашли, тогда как оспариваемые истцом действия ответчика признаны судом правомерными, требования истца о взыскании компенсации морального вреда следует признать лишенными правовых оснований.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска Никоновой ФИО8 надлежит отказать полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Никоновой ФИО8 в удовлетворении иска к ООО «Управляющая компания «Комфортный Дом» о признании незаконным отказа в предоставлении копии договора управления многоквартирным домом по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ и взыскании компенсации морального вреда в полном объеме отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 25 января 2024 года.
Председательствующий Т.Ю. Болохонова