УИД: 66RS0025-01-2021-002140-96
г/д 2-226/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Верхняя Салда 10 апреля 2023 года
Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Юкиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Пунктовой А.А.,
с участием: представителя истца - помощника Верхнесалдинского городского прокурора Мурсенковой А.А.,
представителя ответчиков и представителя Думы Верхнесалдинского городского округа Ивасюк И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верхнесалдинского городского прокурора, действующего в интересах Верхнесалдинского городского округа к председателю Думы городского округа седьмого созыва Гурееву Игорю Геннадьевичу, председателю Думы Верхнесалдинского городского округа восьмого созыва Суровой Елене Борисовне о признании распоряжений не законными, взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Верхнесалдинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Верхнесалдинского городского округа к Председателю Думы городского округа седьмого созыва Гурееву И.Г., в котором, с учетом уточненных требований, просит признать незаконными распоряжения председателя Думы Верхнесалдинского городского округа № 79-к от 23.11.2018 «О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за ноябрь 2018 года», № 86-к от 18.12.2018 «О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за 2018 год», № 89-к от 19.12.2018 «О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за декабрь 2018 года», № 61-к от 19.12.2019 «О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2019 года», № 65-к от 24.12.2020 «О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2020 года»; взыскать с председателя Думы Верхнесалдинского городского округа седьмого созыва Гуреева И.Г. в пользу бюджета Верхнесалдинского городского округа незаконно полученные премии в сумме 165 211 руб. 85 коп., и дополнительные денежные вознаграждения в сумме 45 197 руб. 28 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что Верхнесалдинской городской прокуратурой были проведены надзорные мероприятия в части начисления выплат Председателю Думы Верхнесалдинского городского округа седьмого созыва Гурееву И.Г., осуществляемому полномочия на основании решения Думы Верхнесалдинского городского округа № 2 от 03.10.2017. В ходе проверки установлено, что порядок установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе, единовременного характера, к должностным окладам выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, до 01.01.2019 регламентировался решением Думы Верхнесалдинского городского округа № 461 от 28.04.2011, с 01.01.2019 – решением Думы Верхнесалдинского городского округа № 118 от 25.09.2018. Согласно п. 1 решения № 118 от 25.09.2018 заработная плата состоит из месячного должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам в п. 6 решения № 118 относятся ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. В период с ноября 2018 года по декабрь 2020 года ответчиком самому себе в результате издания оспариваемых распоряжений незаконно установлены и финансовым органом администрации Верхнесалдинского городского округа произведены выплаты на общую сумму 210 409 руб. 13 коп. При этом ответчиком нарушены положения ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.п.10 п.2 ст.12-2 Закона Свердловской области от 20.02.2009 № 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области», которое выразилось в не урегулировании в установленном порядке конфликта интересов при решении вопроса о выплате самому себе премий и дополнительных вознаграждений. В результате незаконного начисления и выплаты денежных средств ответчиком причинен ущерб бюджету Верхнесалдинского городского округа.
В судебном заседании прокурор Мурсенкова А.А. уточненные заявленные требования и доводы, изложенные в обоснование иска, поддержала в полном объеме.
Ответчик Гуреев И.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя.
Ответчик - председатель Думы Верхнесалдинского городского округа восьмого созыва Сурова Е.Б. в судебное заседание также не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие, воспользовавшись правом ведения дел через представителя.
Представитель ответчиков Ивасюк И.В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, по доводам и основаниям, указанным в письменном отзыве на иск.
Представитель Думы Верхнесалдинского городского округа восьмого созыва в судебном заседании пояснил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поддержав возражения представителя ответчика.
В письменном отзыве представитель администрации Верхнесалдинского городского округа указал, что Дума городского округа является самостоятельным органом местного самоуправления, оспариваемые распоряжения вынесены уполномоченным органом, не противоречат требованиям действующего законодательства, не нарушают прав и законных интересов администрации округа, поскольку бюджету Верхнесалдинского городского округа ущерб не был причинен.
Представитель третьего лица – Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области в судебное заседание своего представителя не направил. Ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, направив в суд отзыв на иск, в котором поддержал требования прокуратуры, просил исковые требования удовлетворить.
Судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ депутат это член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения. Лицом, замещающим муниципальную должность, является депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
В соответствии с абзацем 20 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ депутатом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования, признается председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности, вследствие чего отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 15-П).
Указанные особенности статуса выборных должностных лиц местного самоуправления обусловливают необходимость специального регулирования, предполагающего, что гарантии осуществления полномочий, в частности, Председателя Думы городского округа, избранного из числа депутатов представительного органа муниципального образования, устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абзац восемнадцатый части 1 статьи 2 и абзац первый части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Пунктом 9 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных данным Кодексом, и относит принятие муниципальных правовых актов по указанному вопросу к числу оснований возникновения расходных обязательств муниципального образования.
В целях регулирования отношений, связанных с установлением гарантий осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, принят Закон Свердловской области от 26 декабря 2008 года N 146-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области".
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 26.12.2008 № 146-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области», уставами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, устанавливаются за счет средств местного бюджета гарантии осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе, своевременная и в полном объеме выплата заработной платы депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, в размерах и порядке, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу положений статьи 22 Устава Верхнесалдинского городского округа, принятого решением Думы от 16 июня 2005 года N 28, Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Дума городского округа состоит из 20 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Организацию деятельности Думы городского округа осуществляет Председатель Думы городского округа, избираемый этим органом из своего состава на первом заседании тайным голосованием. Председатель Думы городского округа осуществляет свои полномочия на постоянной основе по решению Думы городского округа. Расходы на обеспечение деятельности Думы городского округа осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов.
В силу части 2 статьи 23 Устава Верхнесалдинского городского округа в исключительной компетенции Думы городского округа находятся рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Гарантии осуществления полномочий депутата Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области предусмотрены статьей 27 Устава Верхнесалдинского городского округа, принятого решением Думы от 16 июня 2005 года N 28. Так, в силу пункта 6 части 1 статьи 27 Устава, за счет средств местного бюджета гарантируется своевременная и в полном объеме выплата заработной платы депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, в размерах и порядке, установленных муниципальными правовыми актами.
Из системного анализа приведенных норм права следует, что представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления, депутат представительного органа местного самоуправления является лицом, замещающим выборную муниципальную должность, председатель представительного органа муниципального образования признается лицом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования. Выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности. Учитывая особенности статуса выборных должностных лиц местного самоуправления им предоставляются гарантии осуществления полномочий. К числу таких гарантий относится своевременная и в полном объеме выплата заработной платы. При этом органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Названный кодекс относит принятие муниципальных правовых актов по указанному вопросу к числу оснований возникновения расходных обязательств муниципального образования. Вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание Председателя Думы городского округа, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области.
Из материалов дела следует, что Решением Думы Верхнесалдинского городского округа № 461 от 28.04.2011 утвержден Порядок установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе выплат единовременного характера, к должностным окладам выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Верхнесалдинского городского округа.
В соответствии с п. 3 данного Порядка (в ред. от 31.08.2017) ежемесячные и дополнительные выплаты, в том числе выплаты единовременного характера, к должностным окладам выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются и выплачиваются председателю Думы городского округа - председателем Думы городского округа.
Указанным решением Думы Верхнесалдинского городского округа от 28.04.2011 № 461 (действовало до 01.01.2019) предусмотрены размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат: ежемесячная надбавка за особые условия исполнения полномочий в размере 85% от должностного оклада; ежемесячная надбавка за выслугу лет - в установленных размерах в зависимости от наступления срока, дающего право на ее установление федеральным и областным законодательством; ежемесячная премия по результатам работы - до 50 процентов от должностного оклада; единовременная выплата материальной помощи в размере до двух должностных окладов в год; надбавка к должностному окладу гражданам, допущенным к государственной тайне, - в зависимости от степени секретности сведений: «совершенно секретно» - 30-50 процентов; «секретно» с проведением проверочных мероприятий - 10-15 процентов; «секретно» без проведения проверочных мероприятий - 5-10 процентов.
Премия по результатам работы работникам выплачивается ежемесячно в размере до 50 процентов от должностного оклада. Положение о премировании утверждается локальным актом органов местного самоуправления (пункт 18).
Премия выплачивается по результатам работы работникам, добросовестно исполняющим трудовые обязанности, не имеющим нарушений правил внутреннего трудового распорядка и упущений в работе, с учетом выполнения мероприятий, предусмотренных планами работы, качества и подготовленности вопросов (пункт 20).
Выплата премии по результатам работы производится с учетом фактически отработанного времени, в пределах установленного фонда оплаты труда по соответствующей категории работников (пункт 21).
При наличии экономии по фонду оплаты труда работникам может выплачиваться квартальная премия и премия по итогам работы за год в соответствии с положением о премировании, утвержденным локальным актом органов местного самоуправления (пункты 24, 25).
Материальная помощь оказывается при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска на основании личного заявления работника в размере до двух должностных окладов в год. Выплата производится без учета районного коэффициента, в пределах установленного фонда оплаты труда (пункт 26).
Премия, материальная помощь выплачивается с таким расчетом, чтобы общая сумма выплат в течение года не превышала годовой фонд оплаты труда по данной категории работников (пункт 36).
Решением Думы от 25.09.2018 № 118 «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе» (далее - решение Думы № 118) (действует с 01.01.2019) установлено, что в состав дополнительных выплат председателю Думы, входят: ежемесячное денежное поощрение - в размере 1,58 должностного оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - 10% должностного оклада; единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, - два должностных оклада в год.
Таким образом, судом установлено, что в период с 2011 года до 01.01.2019 Порядок установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе выплат единовременного характера, для выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, регулировался решением Думы Верхнесалдинского городского округа № 461 от 28.04.2011, с 01.01.2019 оплата труда для лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе, регулируется решением Думы городского округа от 25.09.2018 № 118.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Думы Верхнесалдинского городского округа седьмого созыва от 03.10.2017 № 2 председателем Думы городского округа на постоянной основе избран Гуреев И.Г.
Распоряжением № 107к от 04 октября 2017 года Председателю Думы городского округа Гурееву И.Г. установлена с 04 октября 2017 года система оплаты труда, в состав которой входит должностной оклад в размере 37 563 рубля, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 85% и ежемесячная премия по результатам работы в размере до 50% от должностного оклада.
Кроме этого, председателем Думы Верхнесалдинского городского округа Гуреевым И.Г. изданы следующие распоряжения:
- № 79-к от 23 ноября 2018 года "О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за ноябрь 2018 года", размер премии - 50% от должностного оклада с учетом фактически отработанного времени;
- № 86-к от 18 декабря 2018 года "О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за 2018 год", размер премии определен в сумме 146 265 руб. 43 коп.;
- № 89-к от 19 декабря 2018 года "О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за декабрь 2018 года", размер премии - 50% от должностного оклада с учетом фактически отработанного времени;
- № 61-к от 19 декабря 2019 года "О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2019 года", размер дополнительного денежного вознаграждения определен в сумме 1 641 руб. 36 коп. с учетом уральского коэффициента;
- № 65-к от 24 декабря 2020 года "О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2020 года", размер дополнительного денежного вознаграждения определен в сумме 24 938 руб. 53 коп.
Указанные в распоряжениях суммы отражены в расчетных листках за соответствующий месяц как премия за выполнение особо важных и сложных заданий и выплачены Гурееву И.Г. из бюджета Верхнесалдинского городского округа Свердловской области.
Вместе с тем, принимая во внимание положения вышеперечисленных норм права, суд приходит к выводу, что распоряжение № 107к от 04 октября 2017 года, которым Председателю Думы городского округа установлена с 04 октября 2017 года система оплаты труда, включающая ежемесячную премию по результатам работы в размере до 50% от должностного оклада, не соответствует требованиям положений статей 35, 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 2 Закона Свердловской области от 26 декабря 2008 года N 146-ОЗ, статей 22, 23, 27 Устава Верхнесалдинского городского округа, принятого решением Думы от 16 июня 2005 года N 28.
Как указывалось выше, с 01 января 2019 оплата труда для лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе, регулируется решением Думы городского округа от 25 сентября 2018 года N 118 "О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе".
В силу пункта 10 названного решения, исключенного решением Думы Верхнесалдинского городского округа от 29 сентября 2021 года N 374, лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, может выплачиваться материальная помощь и дополнительное денежное вознаграждение по итогам года за счет экономии фонда оплаты труда в пределах средств, утвержденных на содержание лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе. Именно на основании пункта 10 названного решения Гуреевым И.Г. самостоятельно принимались решения о назначении и выплате самому себе дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2019 и 2020 года.
Однако, порядок назначения спорной выплаты и определение ее размера председателю Думы Верхнесалдинского городского округа в указанном решении не приведен, в решении указывается лишь на возможность такой выплаты. Более того, названным решением Гурееву И.Г. как председателю Думы Верхнесалдинского городского округа не предоставлены правомочия на решение данного вопроса.
Таким образом, у Гуреева И.Г., как председателя Думы, отсутствовали полномочия на установление самому себе системы оплаты труда, включающей выплаты стимулирующего характера, поскольку муниципальный правовой акт, принятый уполномоченным органом - Думой Верхнесалдинского городского округа и предусматривающий систему оплаты труда Председателя Думы городского округа не принимался, в материалах дела отсутствует, следовательно, распоряжения председателя Думы Верхнесалдинского городского округа № 79-к от 23.11.2018 «О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за ноябрь 2018 года», № 86-к от 18.12.2018 «О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за 2018 год», № 89-к от 19.12.2018 «О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за декабрь 2018 года», № 61-к от 19.12.2019 «О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2019 года», № 65-к от 24.12.2020 «О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2020 года» являются незаконными и подлежат отмене.
Действия председателя Думы Гуреева И.Г. по установлению размера дополнительных выплат и последующее получение им на основании этих решений денежных средств являются коррупционным правонарушением, которое влечет несоблюдение требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, так как размеры выплат установлены самим Гуреевым И.Г., а не Думой Верхнесалдинского городского округа.
На основании части 71 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ депутат обязан соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ для лиц, замещающих муниципальные должности, установлена обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 12-2 Закона Свердловской области № 2-03 на депутатов представительных органов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, возложена обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (осуществлении полномочий), которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
При этом Гуреев И.Г. уведомление в порядке направления сообщений о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими отдельные муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, и предварительного рассмотрения таких сообщений, предусмотренном Указом Губернатора Свердловской области от 17.02.2020 № 55-УГ, на имя Губернатора Свердловской области не направил.
В соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России от 26.07.2018 № 18-0/10/П-5146 по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов для квалификации ситуации в качестве конфликта интересов необходимо установить одновременное наличие у должностного лица: личной заинтересованности; полномочий для реализации личной заинтересованности; связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
Личная заинтересованность Гуреева И.Г. выражается в получении собственной материальной выгоды. Для реализации личной заинтересованности Гуреевым И.Г. использованы полномочия председателя Думы.
Так, вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Думы Верхнесалдинского городского округа.
В силу действующего до 01 января 2019 года Порядка установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе выплат единовременного характера, к должностным окладам выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Верхнесалдинского городского округа, утвержденного решением Думы Верхнесалдинского городского округа N 461 от 28 апреля 2011 года, с учетом изменений, внесенных решением Думы Верхнесалдинского городского округа N 567 от 31 августа 2017 года, выплата премии предусмотрена муниципальным служащим Верхнесалдинского городского округа. Порядок назначения и определения размера премии Председателю Думы городского округа не предусмотрен.
Премия по результатам работы, предусмотренная решениями Думы № 461 и № 118, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности председателя Думы представительным органом муниципального образования - Думой Верхнесалдинского городского округа.
Таким образом, в действиях Гуреева И.Г. имеются признаки недобросовестности, поскольку им самостоятельно в отсутствие муниципального правового акта установлена система оплаты труда, включающая выплату премии. При осуществлении деятельности им самостоятельно производилось начисление и выплата премии в максимальном размере 50% должностного оклада, при этом в расчетных листках такая премия указывалась как премия за выполнение особо важных и сложных заданий, что материалами дела не подтверждено.
Как уже указывалось выше, в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.
Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее по тексту - Федеральный закон о противодействии коррупции) противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона о противодействии коррупции под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона о противодействии коррупции).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона о противодействии коррупции лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 122 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года N 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области" на депутатов представительных органов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области возложена обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (осуществлении полномочий), которая приводит или может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Согласно подпункту 3 статьи 14 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года № 2-03 «О противодействии коррупции в Свердловской области» (далее - Закон Свердловской области № 2-03) контроль за соблюдением лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области по профилактике коррупционных правонарушений.
В соответствии с частью второй пункта 1 Положения о Департаменте противодействия коррупции Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 25.01.2023 № 23-УГ (далее - Положение о Департаменте) (на момент возникновения спорных взаимоотношений аналогичные нормы Указа Губернатора Свердловской области от 11.06.2019 Na 295-УГ), уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по профилактике коррупционных правонарушений, наделенным полномочиями, предусмотренными статьей 14 Закона Свердловской области № 2-03, является Департамент противодействия коррупции и контроля Свердловской области.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 Положения о Департаменте, осуществлен контроль за соблюдением запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, председателем Думы Гуреевым И.Г.
В рамках контроля установлено, что по решениям председателя Думы определены размеры и выплачены Гурееву И.Г.: в 2018 году: ежемесячные премии по результатам работы, надбавки к должностному окладу за допуск к государственной тайне, единовременная выплата материальной помощи и премия по результатам работы за год в сумме 496 476,54 руб.; в 2019 году: дополнительное денежное вознаграждение по результатам работы за год в сумме 1 641,36 руб.; в 2020 году: дополнительные денежные вознаграждения по результатам работы, за 1 полугодие и год в сумме 43 555,89 руб.
Общая сумма установленных и выплаченных Гуреевым И.Г. себе дополнительных выплат за 2018-2020 годы составила 541 673,79 руб.
Департамент противодействия коррупции Свердловской области пришел к выводу, что председатель Думы при принятии решений о размере премий при имеющейся вариативности сумм самостоятельно оценил свою деятельность, чем нарушил право Думы Верхнесалдинского городского округа на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных полномочий. Действия председателя Думы Гуреева И.Г. по изданию распоряжений о выплате материальной помощи без наличия установленных решениями Думы Верхнесалдинского городского округа размеров и оснований и последующее получение им на основании этих распоряжений денежных средств являются коррупционным правонарушением - несоблюдением требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов.
Основываясь на положениях, содержащихся в части 71 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, части 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ и подпункта 8 пункта 2 статьи 12-2 Закона Свердловской области № 2-03, учитывая, что сообщение о возникновении личной заинтересованности от Гуреева И.Г. не поступало, Департаментом подготовлено заключение от 30.06.2021, которое в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 Положения о рабочей группе, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 09.10.2015 № 449-УГ, представлено Заместителю Губернатора Свердловской области -Руководителю Аппарата Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, руководителю рабочей группы Чайникову В.А.
Согласно выписке из протокола заседания рабочей группы от 27.09.2021 № 3 при рассмотрении материалов о несоблюдении председателем Думы Гуреевым И.Г. требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов установлено, что в рассматриваемом случае им допущено несоблюдение требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов (решение принято единогласно, проголосовало 6 членов рабочей группы из 6 присутствующих).
Приведенные выводы комиссии явились основанием для рассмотрения Думой городского округа вопроса об освобождении Гуреева И.Г. от занимаемой должности (письмо Департамента от 07.10.2021 № 43-01-81/1383-К).
Согласно информации Думы от 16.11.2021 №П-170 выписка из протокола заседания рабочей группы рассмотрена на очередном заседании Думы Верхнесалдинского городского округа 12.11.2021, полномочия председателя Думы Гуреева И.Г. решено не прекращать досрочно в связи с утратой доверия (решение Думы от 12.11.2021 №387).
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Принимая во внимание положения Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий и иных выплат, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Такое поведение свидетельствует о совершении коррупционного правонарушения.
При установленных обстоятельствах, с учетом того, что доказательств наличия оснований для назначения и выплаты премии и дополнительных денежных вознаграждений Гурееву И.Г., принимая во внимание допущенную им недобросовестность при назначении самому себе и получении им в 2018 - 2020 годах премий и дополнительного денежного вознаграждения с учетом требований антикоррупционного законодательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик не уполномочен был принимать решение о своем премировании за ноябрь и декабрь 2018 года, по итогам работы за 2018 год, а также получение дополнительного денежного вознаграждения за 2019 и 2020 годы.
Из расчетных листков следует, что Гурееву И.Г. произведены выплаты премий за указанный период в общей сумме 165 211 руб. 85 коп., и дополнительные денежные вознаграждения в общей сумме 45 197 руб. 28 коп.
Поскольку материалами дела подтвержден факт недобросовестных действий со стороны ответчика, заключающихся в назначении себе премий и дополнительных денежных вознаграждений в отсутствие правовых на то оснований, в соответствии со статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, денежные средства в размере 210 409 руб. 13 коп. подлежат взысканию с ответчика как неосновательное обогащение.
Доводы представителя ответчиков о законности назначения и выплаты премий и дополнительных денежных вознаграждений Председателю Думы Гурееву И.Г. судом во внимание не принимается, поскольку нормативно-правовой акт, содержащий в себе критерии и порядок начисления соответствующих поощрительных выплат Председателю Думы Верхнесалдинского городского округа самой Думой Верхнесалдинского городского округа не принимался, иным лицам право назначения и выплаты Председателю Думы премий и дополнительных денежных вознаграждений законодательством не предусмотрен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 79-░ ░░ 23.11.2018 «░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2018 ░░░░», № 86-░ ░░ 18.12.2018 «░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░░░», № 89-░ ░░ 19.12.2018 «░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2018 ░░░░», № 61-░ ░░ 19.12.2019 «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2019 ░░░░», № 65-░ ░░ 24.12.2020 «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2020 ░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 165 211 ░░░. 85 ░░░., ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 45 197 ░░░. 28 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.