Дело № 3а-279/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 15 октября 2018 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.,
при секретарях Пановой М.А., Борщове А.В.,
с участием представителя административного истца Варушкина С.В. – Плисецкого П.Г., представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Спицыной А.С., представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю Зотовой Т.А., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Варушкина Сергея Владиславовича о признании недостоверными сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости,
у с т а н о в и л:
Варушкин Сергей Владиславович, являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером **, обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением (с учётом административного искового заявления от 8 октября 2018 г.), в котором просит признать недостоверными сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в Акте определения кадастровой стоимости № 3992 от 25 июня 2014 г. о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ** об отнесении земельного участка к 13 виду разрешённого использования земельных участков согласно постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 г. № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населённых пунктов Пермского края» (далее – Постановление № 1610-п) и определении его кадастровой стоимости в размере 4748192,07 рублей, а также определить кадастровую стоимость спорного земельного участка соответствующей 2 виду разрешённого использования земельных участков согласно Постановлению № 1610-п в размере 2399440,47 рублей с 1 января 2016 г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что согласно Правилам землепользования и застройки Фроловского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером ** отнесён к территориальной зоне Ж-3. 3 августа 2017 г. он обратился в федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра) в лице филиала по Пермскому краю с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости в связи с изменением сведений о разрешённом использовании земельного участка на «Для ведения личного подсобного хозяйства» (предусмотрен для зоны Ж-3), однако ему в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на то, что часть спорного земельного участка отнесена к зоне ТОП-1 (территория общего пользования). Вместе с тем, учитывая вступившее в законную силу решение Пермского краевого суда от 10 апреля 2018 г. по делу № 3а-69/2018, земельный участок с кадастровым номером ** находился и находится в пределах территориальной зоны Ж-3.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена на основании Акта определения кадастровой стоимости № 3992 от 25 июня 2014 г. ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю в сумме 4748192,07 рублей в соответствии с 13 видом разрешённого использования земельных участков в составе земель населённых пунктов согласно Постановлению № 1610-п. Однако территориальная зона Ж-3 (Зона индивидуальных жилых домов с участками, предназначенными для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства) относится к 2 виду разрешённого использования в соответствии с Постановлением № 1610-п. Следовательно, имеет место недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка (вместо кадастровой стоимости в 143,43 рубля за 1 кв. м (по 2-му вид разрешённого использования) применена кадастровая стоимость 283,84 рубля за 1 кв. м (по 13 виду разрешённого использования), при определении кадастровой стоимости допущена техническая ошибка, которая может быть оспорена в суде. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** должна составлять 2399440,47 рублей (16729 кв. м * 143,43 рубля).
В судебном заседании представитель административного истца Варушкина С.В. – Плисецкий П.Г., действующий на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивал.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра по Пермскому краю) Спицына А.С., действующая на основании доверенности, просила отказать Варушкину С.В. в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю Зотова Т.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Администрация Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, привлечённая к участию в деле в качестве заинтересованного лица, извещённая о месте и времени судебного разбирательства, в суд своего представителя не направила.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, материалы административных дел № 3а-1/2016, 3а-69/2018, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 Налогового кодекса РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации следует, что при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлён государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утверждён приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 г. № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости».
Согласно пункту 1.1 Порядка № 113 определение кадастровой стоимости вышеприведённых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. № 222.
Судом установлено, что Варушкин С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под объекты транспорта автомобильного, общей площадью 16729 кв. м, расположенного по адресу: ****, на основании договора купли-продажи земельного участка от 22 июня 2016 г., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 9).
Первоначально земельный участок с кадастровым номером ** был поставлен на кадастровый учёт 8 февраля 2013 г. со следующими характеристиками – категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешённого использования – под объекты транспорта автомобильного.
25 июня 2014 г. ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю был произведён государственный кадастровый учёт изменений категории земельного участка на «Земли населённых пунктов» в связи с поступившим решением Совета депутатов Фроловского сельского поселения от 30 мая 2013 г. № 296 «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Фроловское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края. При этом вид разрешённого использования спорного земельного участка не изменялся. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** в связи с изменением категории земель была пересчитана и определена Актом определения кадастровой стоимости земельных участков № 3992 от 25 июня 2014 г. на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утверждённого Постановлением № 1610-п, в размере 283,83 рубля за 1 кв. м, что соответствует 13 виду разрешённого использования согласно постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 г. № 1610-п (приложение № 146), в общей сумме 4748192,07 рублей.
25 июня 2015 г. Боровик Л.С. (прежний собственник спорного земельного участка) обратилась в ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ** путём изменения вида разрешённого использования на вид разрешённого использования, предусмотренный зонированием территории.
29 июня 2015 г. ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю вынесено решение № 5900/301/15-51228 о приостановлении государственного кадастрового учёта изменений объекта недвижимости, согласно которому необходимые для кадастрового учёта документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Орган кадастрового учёта в решении указал, что в представленном заявлении о смене вида разрешённого использования указано изменённое разрешённое использование земельного участка «Для индивидуального жилищного строительства». Однако, как следует из ответа на межведомственный запрос от 24 июня 2015 г., земельный участок с кадастровым номером ** в соответствии с Правилами землепользования и застройки Фроловского сельского поселения, утверждёнными решением Совета депутатов Фроловского сельского поселения от 22 августа 2013 г. № 312, находится в территориальной зоне (ТОП-1) – «Территория общего пользования», а согласно пункту 2 части 4, части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс РФ) действие градостроительного регламента на земельные участки в границах территорий общего пользования не распространяется. Кроме того, конфигурация земельного участка не соответствует выбранному виду разрешённого использования.
Решением регистрирующего органа от 30 сентября 2015 г. № 5900/301/15-71723 Боровик Л.С. отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта объекта недвижимости.
3 ноября 2017 г. в Управление Росреестра по Пермскому краю поступило заявление Варушкина В.С. о государственном кадастровом учёте изменений спорного земельного участка (изменение вида разрешённого использования на «Для ведения личного подсобного хозяйства»).
11 ноября 2017 г. органом государственного кадастрового учёта принято решение № 59-0-1-41/3001/2017-12139 о приостановлении государственного кадастрового учёта изменений в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером ** расположен в территориальной зоне Ж-3 (Индивидуальная жилая застройка), а также в границах территорий общего пользования, где градостроительные регламенты не устанавливаются. Заявителю предложено устранить причины, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении государственного кадастрового учёта.
В связи с не устранением в установленный срок причин приостановления решением Управления Росреестра по Пермскому краю от 13 февраля 2018 г. № 59-0-1-41/3001/2017-12139/1 Варушкину С.В, отказано в государственном кадастровом учёте изменений.
Решением Пермского краевого суда от 10 апреля 2018 г., вступившим в законную силу 17 мая 2018 г., по административному делу № 3а-69/2018 удовлетворены административные исковые требования Варушкина С.В. Данным судебным актом признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу решение Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 27 октября 2016 г. № 170 «О внесении изменений в Генеральный план Фроловского сельского поселения, утверждённый решением Совета депутатов Фроловского сельского поселения от 30.05.2013 № 296» и решение Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 27 октября 2016 г. № 171 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Фроловского сельского поселения, утверждённые решением Совета депутатов Фроловского сельского поселения от 22.08.2013 № 312» в части отнесения части земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под объекты транспорта автомобильного, общей площадью 16729 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловское сельское поселение, в 0,002 км западнее хутора Русское поле, к территории общего пользования.
Удовлетворяя иск Варушкина С.В., суд в решении по административному делу № 3а-69/2018 установил, что земельный участок с кадастровым номером ** отнесён к функциональной зоне «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (согласно Генеральному плану Фроловского сельского поселения) и территориальной зоне Ж-3 «Зона индивидуальных жилых домов с участками для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства» (согласно Правилам землепользования и застройки Фроловского сельского поселения), указав, что отнесение части земельного участка с кадастровым номером ** к территории общего пользования противоречит пункту 8 статьи 27, пунктам 2, 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениям Градостроительного кодекса РФ (статьи 24, 30, 32, 33, 34).
Согласно ответу на запрос из управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района от 31 августа 2018 г., спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж-3 «Зона индивидуальной жилой застройки» в соответствии с Правилами землепользования и застройки Фроловского сельского поселения, при этом одним из основных видов разрешённого использования этой территориальной зоны является «Для ведения личного подсобного хозяйства».
В соответствии с приложением № 146 к Постановлению № 1610-п к 13 виду разрешённого использования земельных участков в составе земель населённых пунктов относятся земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
К 2 виду разрешённого использования земельных участков в составе земель населённых пунктов в соответствии с приложением № 146 к Постановлению № 1610-п относятся земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ определено, что земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Принимая во внимание изложенное выше, спорный земельный участок, принадлежащий на праве собственности Варушкину С.В., должен быть отнесён к 2 виду разрешённого использования земельных участков в составе земель населённых пунктов в соответствии с приложением № 146 к Постановлению № 1610-п, учитывая, что он расположен в границах территориальной зоны Ж-3 «Зона индивидуальной жилой застройки» в соответствии с Правилами землепользования и застройки Фроловского сельского поселения, в связи с чем кадастровая стоимость объекта недвижимости должна составлять 2399440,47 рублей (16729 кв. м * 143,43 рубля).
Таким образом, определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ** в соответствии с 13 видом разрешённого использования земельных участков в составе земель населённых пунктов в соответствии с приложением № 146 к Постановлению № 1610-п является ошибочным, в связи с чем исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.
Поскольку с заявлением об изменении вида разрешённого использования в орган государственного кадастрового учёта предыдущий собственник земельного участка с кадастровым номером ** (Боровик Л.С.) первоначально обращалась ещё в июне 2015 года, а Варушкин С.В. является собственником спорного земельного участка с июня 2016 года, требование административного истца об определении кадастровой стоимости земельного участка соответствующей 2 виду разрешённого использования земельных участков согласно Постановлению № 1610-п в размере 2399440,47 рублей с 1 января 2016 г. является обоснованным.
Доводы представителей Управления Росреестра по Пермскому краю и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю в обоснование возражений по административному иску являются ошибочными.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешённое использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отнесение земельного участка с кадастровым номером ** при установлении его кадастровой стоимости к 13 виду разрешённого использования в соответствии с Постановлением № 1610-п с июня 2014 года является ошибкой, которая повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и подлежит исправлению в порядке, предусмотренном статьёй 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Варушкина Сергея Владиславовича удовлетворить.
Признать недостоверными сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в Акте определения кадастровой стоимости № 3992 от 25 июня 2014 г. о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловское сельское поселение, хутор Русское поле, кадастровый номер **, площадью 16729 кв. м, об отнесении земельного участка к 13 виду разрешённого использования земельных участков согласно постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 г. № 1610-п и определении его кадастровой стоимости в размере 4748192 (четыре миллиона семьсот сорок восемь тысяч сто девяносто два) рубля 07 копеек.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ** соответствующей 2 виду разрешённого использования земельных участков согласно постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 г. № 1610-п в размере 2399440 (два миллиона триста девяносто девять тысяч четыреста сорок) рублей 47 копеек с 1 января 2016 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 23 октября 2018 г.
Решение не вступило в законную силу.
Судья - подпись -