дело № 2а-887/19
УИД 19RS0010-01-2019-001101-10 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2019 года Ширинский районный суд с.Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., с участием:
административного истца Колыньяка В.Е.,
представителя административного ответчика – прокуратуры Республики Хакасия Ильиной И.К.,
при секретаре Переясловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Колыньяка В.Е. к прокурору Ширинского района и прокуратуре Республики Хакасия об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Административным истцом, в обоснование заявленных требований, указано в административном исковом заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в прокуратуру Ширинского района с жалобой на действия руководителя Ширинского участка РЭС ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», где указал о противоправных действиях энергоснабжающей организации в отношении него, выразившихся в незаконном допуске прибора учета электрической энергии в эксплуатацию и постановке его на коммерческие расчеты на опоре воздушной линии электропередач, находящейся за пределами его земельного участка, что нарушило установленную и согласованную расчетную схему поставки электроэнергии. На данный жалобу и.о. прокурора Ширинского района Сиротининым С.А. был дан ответ, из содержания которого следует об отсутствии нарушений законодательства со стороны энергоснабжающей организации. Административный истец с данным ответом не согласен, полагает, что проверка проведена не надлежащим образом, а потому просит в судебном порядке признать незаконным уклонение прокуратуры Ширинского района от проведения проверки по его жалобе, обязать прокурора Ширинского района устранить допущенные нарушения и решить вопрос допуска в эксплуатацию необоснованно снятых с коммерческих расчетов приборов учета электрической энергии в квартире и гараже и обратной их постановке на коммерческие расчеты, а также обязать прокурора привлечь к ответственности должностных лиц филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» за подделку актов проверки приборов учета электрической энергии акта разграничения балансовой принадлежности сетей.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечена прокуратура Республики Хакасия.
В судебном заседании административным истцом требования поддержаны.
Административный ответчик прокурор Ширинского района – в судебном заседании отсутствовал.
Представителем административного ответчика прокуратуры Республики Хакасия исковые требования не признаны. В обоснование возражений представитель пояснила, что проверка прокурором по заявлению Колыньяка В.Е. проведена надлежащим образом, в соответствии с требованиями нормативных актов, в пределах доводов жалобы. Оснований для применения мер прокурорского реагирования не установлено, о чем заявителю был дан мотивированный ответ в установленный срок.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно доводам административного истца, оспариваемым бездействием прокурора нарушено его право на надлежащую защиту от неправомерных действий руководителя Ширинского участка РЭС ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго».
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела, 04 октября 2019 года Колыньяк В.Е. обратился к прокурору Ширинского района с жалобой на действия руководителя Ширинского участка РЭС ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», выразившиеся в незаконном допуске в эксплуатацию прибора учета поставляемой ему по договору энергоснабжения электрической энергии и установке данного прибора на опоре воздушной линии электропередач на опоре за пределами земельного участка заявителя. В результате данных действий заявитель вынужден оплачивать электроэнергию, потребленную электроустановками иных потребителей, запитанных от приемного устройств на кровле гаража, находящегося на его земельном участке. Просит принять меры прокурорского воздействия для прекращения нарушения его прав и отмене решений энергоснабжающей организации, решить вопрос о допуске в эксплуатацию необоснованно снятых с коммерческих расчетов приборов учета электрической энергии в квартире и в гараже и обратной их постановке на коммерческие расчеты.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Согласно названному Закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; при этом решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд; поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством; ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным (ст.10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность (п.1 ст. 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования прокурору предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в силу закона в его ведении; принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по результатам исследования доводов жалоб и иных обращений заявителя и материалов проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
В соответствии с положениями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации 30 января 2013 года N 45, поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры (пункт 2.3); запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (пункт 3.1.); обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством (пункт 5.1.).
Согласно исследованных в ходе судебного разбирательства материалов надзорного производства, по заявлению Колыньяка В.Е. прокуратурой Ширинского района проведена проверка. 05 ноября 2019 года за подписью и.о. прокурора Ширинского района Сиротинина С.А. заявителю направлен мотивированный ответ, согласно которого нарушений закона по результатам проверки не выявлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
У суда не оснований полагать, что прокурором, при проведении проверки по заявлению административного истца, не соблюдены вышеприведенные положения нормативных актов. Сроки дачи ответа по заявлению не нарушены, ответ дан уполномоченным должностным лицом, все изложенные заявителем доводы жалобы мотивированно отражены в направленном ему ответе.
В свою очередь, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, какая-либо форма вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора недопустима и потому суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным; оценка необходимости принятия мер прокурорского реагирования по поставленным в обращениях административного истца вопросам не может быть предметом проверки суда в рамках рассмотрения административного дела, является исключительной компетенцией административных ответчиков.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований полагать о незаконном бездействии административных ответчиков. Само по себе несогласие административного истца с ответом на жалобу об обратном не свидетельствует.
Кроме того, суд находит, что между административным истцом и ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» наличествуют гражданские правоотношения, возникшие из договора энергоснабжения.
Соответственно, в силу ст.3 ГПК РФ, ст.11 ГК РФ, административный истец вправе в судебном порядке разрешать возникающие в ходе исполнения договора споры.
Оснований полагать, что в связи с рассмотрением прокурором Ширинского района жалобы административного истца последнему созданы какие-либо препятствия для разрешения спора с ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», не имеется; он не лишен возможности защищать свои права в гражданских правоотношениях установленными законом способами самостоятельно, о чем ему также разъяснено в ответе на жалобу.
Изложенное дает суду основание полагать, что требования административного истца не обоснованны, а потому не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177 – 180, 226 – 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Колыньяка В.Е. к прокурору Ширинского района и прокуратуре Республики Хакасия о признании незаконным бездействия при проведении проверки по жалобе административного истца от 03 октября 2019 года в отношении действий руководителя Ширинского участка РЭС ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» – отказать.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения, т.е. с 01 января 2020 года.
Председательствующий:
судья Ю.А. Ячменев