56RS0038-01-2024-000892-54
Дело № 2-1039/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 сентября 2024 года с. Сакмара
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре Греб А.Ю.
с участием представителя истца – помощника прокурора Сакмарского района Оренбургской области Каражановой А.Б.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований администрации МО Краснокоммунарский поссовет <адрес> <адрес> – ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «ЖилСервис» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ,
У С Т А Н О В И Л:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к ООО «Жил Сервис» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ, указав, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой в ходе осуществления возложенных законодательством функций установлено, что ООО «ЖилСервис» осуществляет деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды, сбору и обработке сточных вод.
В указанных целях ООО «ЖилСервис» эксплуатируется Площадка 1. Очистные сооружения, расположенная в п. <адрес>, <адрес> <адрес>, являющаяся объектом негативного воздействия на окружающую среду. Номер объекта в реестре объектов HBOC №-П, относится к объектам, подлежащим федеральному экологическому контролю II категории.
В соответствии с пунктом 4 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых неблагоприятных метеорологических условий.
Поскольку Площадка 1. Очистные сооружения. №-П относится ко II категории объектов негативного воздействия, для нее является обязательным разработка и согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ).
Просит суд признать деятельность ООО «ЖилСервис» не соответствующей требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании в отсутствии разработанных и согласованных с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес> мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий, для стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на объекте HBOC №-П - Площадка 1. Очистные сооружения, в п. <адрес> <адрес>.
Обязать ООО «ЖилСервис» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать в соответствии с требованиями действующего законодательства мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, для стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на объекте HBOC №-П - Площадка 1. Очистные сооружения, в п. <адрес> <адрес> и согласовать их с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес>, путем направления соответствующих документов согласно требованиям действующего законодательства.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил суд признать деятельность ООО «ЖилСервис» не соответствующей требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании в отсутствии разработанных и согласованных с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес> мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий, для стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на объекте HBOC №-П - Площадка 1. Очистные сооружения, в п. <адрес> <адрес>.
Обязать ООО «ЖилСервис» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать в соответствии с требованиями действующего законодательства мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, для стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на объекте HBOC №-П - Площадка 1. Очистные сооружения, в п. <адрес> <адрес> и согласовать их с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес>, путем направления соответствующих документов согласно требованиям действующего законодательства.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований были привлечены Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес>, ООО "ЭкоРесурс", администрация МО Краснокоммунарский поссовет <адрес> <адрес>.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Сакмарского района <адрес> Каражанова А.Б. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «ЖилСервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд мотивированный отзыв на иск в котором заявленные требования истца признал частично, однако просил увеличить срок, заявленный в исковом заявлении для разработки и согласования плана мероприятий при НМУ до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ООО "ЭкоРесурс" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований администрации МО Краснокоммунарский поссовет <адрес> <адрес> – Киржаев В.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что ООО «ЖилСервис» арендует у администрации коммунальные сети, но исполнять требования закона должно само.
Суд, заслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой в ходе осуществления возложенных законодательством функций установлено, что ООО «ЖилСервис» осуществляет деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды, сбору и обработке сточных вод.
В указанных целях ООО «ЖилСервис» эксплуатируется Площадка 1. Очистные сооружения, расположенная в п. <адрес>, <адрес> <адрес>, являющаяся объектом негативного воздействия на окружающую среду. Номер объекта в реестре объектов HBOC №-П, относится к объектам, подлежащим федеральному экологическому контролю II категории.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЖилСервис» является арендатором имущественного муниципального комплекса- объектов теплоснабжения (водоснабжения, водоотведения). Арендодателем- администрация МО Краснокоммунарский поссовет <адрес> <адрес>. Срок договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 4 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых неблагоприятных метеорологических условий.
Поскольку Площадка 1. Очистные сооружения. №-П относится ко II категории объектов негативного воздействия, для нее является обязательным разработка и согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 96-ФЗ законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона № 96-ФЗ определено, что атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха; предельно допустимый выброс - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха; мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения; охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
На основании пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Статьей 19 Федерального закона № 96-ФЗ предусмотрены мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей.
Как установлено пунктом 3 статьи 19 Федерального закона № 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.
В соответствии с главой 1 Методических указаний Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (РД 52.04-52- 85) под регулированием выбросов вредных веществ в атмосферу понимается их кратковременное сокращение в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Согласно РД 5ДД.ММ.ГГГГ-85 мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ разрабатывают предприятия, организации, учреждения, расположенные в населенных пунктах, где органами Госкомгидромета проводится или планируется проведение прогнозирования НМУ.
Согласно реестру ОНВОС (uonvos.rpn.gov.ru) объект HBOC №-П - Площадка 1. Очистные сооружения, является источником выбросов загрязняющих веществ - масса выброса 6,348708580000 т/год.
Источник выбросов территориально располагается в населенном пункте - п. <адрес> <адрес>.
На расстоянии 2 км от объекта расположен стационарный пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха ГБУ «Экологическая служба <адрес>» (далее - СКАТ п. <адрес>).
Согласно информации ГБУ «Экологическая служба <адрес>» 09.01., 25.01., 28.02, 07.03, 20.03, ДД.ММ.ГГГГ СКАТ п. <адрес> фиксировались превышения ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. В указанные дни объявлялись НМУ.
Данные факты подтверждаются протоколами отбора проб атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Экологическая служба <адрес>».
Согласно информации, представленной министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес> (далее МПР области) ООО «ЖилСервис» в адрес МПР области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ на согласование не представлялись.
Как следует из материалов дела ООО «ЖилСервис» исх.46 от ДД.ММ.ГГГГ подготовлено заявление Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес> о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Министерством природных ресурсов экологии и имущественных отношений <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ №№ было отказано в предоставлении госуслуги по согласованию мероприятий при НМУ в связи с непредставлением полного пакета документов.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЖилСервис» за № подготовлено заявление в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес> о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно информации директора ООО «ЖилСервис» от ДД.ММ.ГГГГ № в настоящее время мероприятия не согласованы с Министерством в связи с отказом в согласовании ранее направленных мероприятий. Примерный срок повторного направления документов на согласование 60 календарных дней.
ДД.ММ.ГГГГ год между ООО «ЖилСервис» и ООО «ЭкоРесурс» заключен договор оказания услуг №-разработка и согласование мероприятий по уменьшению выбросов при НМУ.
Стратегическая цель, основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации определены в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012).
Реализация настоящих Основ осуществляется в соответствии со следующими принципами (в том числе): а) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; б) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; е) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее - органы государственной власти) за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ж) презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности, и) запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
При осуществлении своих задач органы государственной власти должны руководствоваться обеспечением благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Таким образом, деятельность ООО «ЖилСервис» по эксплуатации объекта HBOC №-П - Площадка 1. Очистные сооружения, без согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ не соответствует требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, может повлечь причинение вреда компонентам окружающей среды, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Со стороны ответчика начали подготавливаться документы по подготовке мероприятий по уменьшению выбросов периоды НМУ на объекте ООО»Жилсервис», очистные сооружения.
Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых интересов третьих лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Заявление представителя ответчика ООО «ЖилСервис» о признании иска приобщено к материалам дела.
До принятия признания иска ответчику разъяснены последствия указанного процессуального действия, предусмотренные п.3 ст.173 ГПК РФ, что отражено в протоколе судебного заседания.
Принимая во внимание, что признание иска ответчиком в данном случае закону не противоречит, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.
В соответствии с п.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «ЖилСервис» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ – удовлетворить.
Признать деятельность ООО «ЖилСервис» не соответствующей требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании в отсутствии разработанных и согласованных с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес> мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий, для стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на объекте HBOC №-П - Площадка 1. Очистные сооружения, в п. <адрес> <адрес>.
Обязать ООО «ЖилСервис» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать в соответствии с требованиями действующего законодательства мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, для стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на объекте HBOC №-П - Площадка 1. Очистные сооружения, в п. <адрес> <адрес> и согласовать их с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес>, путем направления соответствующих документов согласно требованиям действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.А. Долгова
В окончательной форме решение изготовлено 16 сентября 2024 года.