№ 2-368/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля « 10 » мая 2018 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Коваленко Е.Н.,
при секретаре Чичеровой О.В.,
с участием старшего помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Чекуновой Е.С.,
представителя ответчика Чупина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности разработать проекты устройства кладбищ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности разработать проекты устройства трёх кладбищ, расположенных на территории Сиротинского сельского поселения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства при эксплуатации кладбищ, расположенных на территории Сиротинского сельского поселения в ст. Сиротинская, х. Камышинский, х. Хмелевской Иловлинского района Волгоградской области выявлен ряд нарушений норм действующего законодательства. Так, при устройстве названных кладбищ и принятии их на баланс муниципального имущества Сиротинского сельского поселения, их проект не разрабатывался и не утверждался. На территории кладбищ не обустроены подъездные пути и автостоянки, отсутствуют общественные туалеты, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
В связи с изложенным, просил суд обязать администрацию Сиротинского сельского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, разработать проекты кладбищ, расположенных в ст. Сиротинской, х. Камышинском, х. Хмелевском Иловлинского района Волгоградской области, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11"Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84.
В судебном заседании старший помощник прокурора Иловлинского района Волгоградской области Чекунова Е.С. поддержала исковые требования в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить. Суду пояснила, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды нарушают социальные, эстетические и религиозные права неопределённого круга лиц при посещении кладбищ, а также права на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, и благоприятную окружающую среду. Не соблюдение норм санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства может повлечь за собой создание условий для возникновения ситуаций, угрожающих безопасности населения, стать причиной возникновения массовых инфекционных и иных заболеваний.
Представитель ответчика – администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Чупин А.А. в судебном заседании иск не признал. Суду пояснил, что указанные кладбища были основаны задолго до введения в действие СанПиН 2.1.2882-11"Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84. Переданы в муниципальную собственность сельского поселения кладбища были в 2006 году на основании Закона Волгоградской области № 1379 ОД от 7 декабря 2006 года. По указанным основаниям полагает, что законных оснований для разработки проектов названных кладбищ не имеется.
Также указал о том, что Иловлинский муниципальный район является высокодотационным, бюджет на 2018-2019 г.г. утверждён, и денежные средства на изготовление проектов кладбищ им не предусмотрены. Учитывая отсутствие денежных средств в бюджете поселения на текущий финансовый год, а также объем необходимых работ, в случае удовлетворения иска просил установить срок исполнения решения суда 1 год.
В представленных в суд возражениях глава Сиротинского сельского поселения считает требования прокурора необоснованными, указала, что кладбища, расположенные на территории поселения были основаны в 1800 году, то есть задолго до введения в действие СанПиН 2.1.2882-11"Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84, в связи с чем законных оснований для разработки проектов названных кладбищ не имеется.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
К объектам, являющимся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, кроме всего прочего, относятся кладбища.
На основании п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в частности, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (ст. 17 ч. 1).
По смыслу пункта 4 статьи 18 и пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 8-ФЗ определение порядка деятельности общественных кладбищ и организация похоронного дела осуществляются органами местного самоуправления.
При разрешении спора судом установлено, что на территории Сиротинского сельского поселения расположены 3 кладбища.
Указанные кладбища в соответствии с положениями Закона Волгоградской области № 1379-ОД от 7 декабря 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Иловлинский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями», безвозмездно были переданы в собственность Сиротинского сельского поселения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 утверждены СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором, в частности, необходимо предусмотреть наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
В силу пунктов 6.4, 6.6, 6.7 раздела VI СанПиН 2.1.2882-11, при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил;
на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним;
площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твёрдое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Содержание кладбищ на территории Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района осуществляет ответчик - администрация Сиротинского сельского поселения, в связи с чем, в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о похоронном деле, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, орган местного самоуправления должен руководствоваться указанными СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми организациями, чья деятельность связана с содержанием кладбищ.
Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически всё население.
В ходе прокурорской проверки исполнения федерального законодательства установлено несоблюдение требований законодательства к содержанию мест захоронения (кладбищ) на территории Сиротинского сельского поселения.
Так, в нарушение требований СанПиН 2.1.2882-11, территория санитарно-защитной зоны вышеназванных кладбищ не спланирована, не благоустроена, на территории кладбищ отсутствуют общественные туалеты, не предусмотрены стоянки автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Данные обстоятельства в судебном заседании по существу представителем ответчика не оспаривались.
По результатам проверки прокурором Иловлинского района Волгоградской области 08 февраля 2018 года в адрес главы администрации Сиротинского сельского поселения было внесено представление об устранении выявленных нарушений в сфере похоронного дела (л.д.5-10).
Как следует из письма главы Сиротинского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области от 28 февраля 2018 года, кладбища на территории Сиротинского сельского поселения обустроены лишь урнами для сбора мусора, площадками для мусоросборников с подъездами к ним (л.д. 10-11).
Таким образом, суд считает установленным факт несоблюдения органом местного самоуправления требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, расположенных на территории Сиротинского сельского поселения, а именно пунктов 2.7., 6.4., 6.6. и 6.7. санитарных правил 2.1.2882-11.
Вместе с тем, непринятие администрацией Сиротинского сельского поселения необходимых мер по надлежащему содержанию кладбищ влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду.
Установив, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Сиротинского сельского поселения относится к вопросам местного значения и полномочиям сельской администрации, которая мер по надлежащему содержанию мест захоронения не принимает, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении обязанности на администрацию Сиротинского сельского поселения устранить вышеназванные нарушения.
Довод представителя ответчика о том, что санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", применяются только в отношении кладбищ, образованных после их принятия, суд считает необоснованным, поскольку они устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации и в том числе эксплуатации, т.е. распространяют своё действие на все кладбища, независимо от времени их образования.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по содержанию мест захоронения не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения, не должно нарушать права и законные интересы граждан на обеспечение безопасности жизни и здоровья, и не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание изложенное, с учётом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определённое количество времени в связи со значительным объёмом, суд считает необходимым установить администрации Сиротинского сельского поселения срок для исполнения решения суда - 10 месяцев с момента вступления его в законную силу, что является разумным и достаточным.
Предоставление более длительного срока исполнения решения, о котором указывал представитель ответчика, отдалит исполнение решения, что приведёт к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов взыскателя, должника, а также неопределённого круга лиц.
При этом предложенный прокурором шестимесячный срок является явно недостаточным для выполнения возложенных на ответчика требований.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ администрация Сиротинского сельского поселения подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности разработать проекты устройства кладбищ удовлетворить.
Обязать администрацию Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течение десяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты кладбищ, расположенных в ст. Сиротинская, х. Камышинский, х. Хмелевской Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Коваленко