№ №3а-2/2020
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2020 года г. Курск
Курский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мигущенко Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём Александровой А.В.,
с участием представителя административного истца Черкашиной О.В. – Морозова А.Г.,
представителя административного ответчика Администрации Курской области - Олейникова П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Черкашиной О.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Администрации Курской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Черкашана О.В. обратилась в Курский областной суд в порядке главы 25 КАС РФ с вышеуказанными административными исковыми заявлениями об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, а именно: нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей; нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей, мотивируя тем, что определенные и внесенные в государственный кадастр недвижимости кадастровые стоимости данных объектов недвижимости значительно превышают их рыночную стоимость и нарушают права Черкашиной О.В., как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца Черкашиной О.В. – Морозов А.Г. заявленные требования поддержал по указанным в административном иске основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Курской области Олейников П.С. полагал, что исковые требования Черкашиной О.В. подлежат частичному удовлетворению, рыночную стоимость вышеназванных объектов с кадастровыми номерами № следует определить по состоянию на 19 марта 2013 г. – <данные изъяты> рубля и <данные изъяты> рублей соответственно в размере, определенном заключением экспертизы № от 14 февраля 2020 года.
Представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области, заинтересованного лица Администрации г. Курска, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В силу положений части 4 статьи 247 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных данной статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с указанной статьей.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что Черкашиной О.В. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: нежилое здание <данные изъяты>; нежилое здание <данные изъяты>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 16.05.2019 года (т.1 л.д. 8-10, т.2 л.д. 8-10).
Кадастровая стоимость названных объектов недвижимости определена по состоянию на 19 марта 2013 года Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области в связи с постановкой объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, на кадастровый учет на основании ст. 24.19 Закона об оценке и в соответствии с п.2.1. порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости", утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2011 N 113 в размере <данные изъяты> рублей, и <данные изъяты> рублей соответственно с использованием удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 25.09.2012 года №802- па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области».
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, отзывами на иск ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, актами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и никем не оспариваются.
Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Аналогичное предусмотрено положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее Постановление Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. № 28), с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Курской области №84-ФЗ от 10.09.2015 года установлена единая дата начала применения на территории Курской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2016 года.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (пункты 1 и 2 статьи 403 НК РФ).
Анализ приведенных правовых положений в их системном единстве позволяет сделать вывод о том, что Черкашана О.В. как собственник спорных объектов недвижимости имеет самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере, равном их рыночной стоимости. Указанное свидетельствует о том, что Черкашана О.В. вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами №, №.
Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как установлено судом, на момент обращения в суд в ЕГРН результаты определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами №, №, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, не внесены. Оспариваемая кадастровая стоимость является актуальной, затрагивает права административного истца, с учетом указанного, а также принимая во внимание, что право собственности на названные объекты недвижимости административный истец приобрела только в 2018 году, суд приходит к выводу о наличии оснований для восстановления Черкашиной О.В. указанного в ч.3 ст. 245 КАС РФ срока обращения в суд и пересмотра данной кадастровой стоимости в судебном порядке.
Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В силу положений статьи 246 КАС РФ, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
В обоснование рыночной стоимости вышеназванных объектов недвижимости, административным истцом представлен отчет ИП Требесовой Н.В. от 19 июня 2019 года N №, которым определена рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, расположенных по адресу: <адрес>, по состоянию на 19.03.2013 год в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно.
В силу разъяснений п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в связи с возникновением вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, определением суда от 25.12.2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на проверку соответствия вышеуказанного отчета требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и установление рыночной стоимости данных объектов недвижимости.
Согласно экспертному заключению ИП Батурина Д.А. № от 14 февраля 2020 года, представленный административным истцом отчет от 19 июня 2019 года N № об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 19.03.2013 года составляет <данные изъяты> рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 19.03.2013 года составляет <данные изъяты> рублей.
Оценивая представленные сторонами доказательства величины рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 46:29:103201:57, 46:29:103201:58, суд приходит к следующему:
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ, заключение эксперта относится к числу доказательств, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценив заключение судебной экспертизы № от 14.02.2020 года в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, по правилам статей 82 и 84 КАС РФ, суд пришел к выводу о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», законодательству РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в части, подлежащей применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение экспертизы отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на 19.03.2013 года - дату определения их кадастровой стоимости.
Правильность выводов, изложенных в экспертизе, сторонами под сомнение не ставилась, ходатайств о назначении дополнительных, повторных экспертиз заявлено не было. Основания для выводов о недостоверности экспертизы у суда отсутствуют. В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что экспертное заключение № от 14.02.2020 года достоверно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на 19.03.2013 года и может быть положено в основу решения.
Суд не находит оснований для определения рыночной стоимости объектов в размере, определенном в отчете об оценке от 19 июня 2019 года N 204/06-19, поскольку, как обоснованно указано в заключении экспертизы № от 14.02.2020 года, данный отчет не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, выявленные в отчете нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки и привели к ее занижению.
Вследствие изложенного, суд полагает, что названный отчет об оценке от 19 июня 2019 года N № не подтверждает достоверно размер рыночной стоимости объектов оценки и не может быть положен в основу решения. В связи с чем, требования административного истца в части установления кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами №, №, в размере их рыночной стоимости - <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно удовлетворению не подлежат.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований и установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 19.03.2013 года в размере <данные изъяты> рублей; нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 19.03.2013 года в размере <данные изъяты> рублей.
При этом доводы представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска, ввиду того, что учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, нельзя признать обоснованными.
В части 2 статьи 247 КАС РФ определено, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
На основании статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", статьи 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, приказов Росреестра от 12 мая 2015 года N П/210, от 18 октября 2016 года N П/0515, от 13 января 2015 года N П/3 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии передала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" некоторые полномочия в сфере государственной кадастровой оценки.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 46:29:103201:57, 46:29:103201:58 определена актами филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области N б/н от 14.04.2014 года. В связи с этим довод ФГБУ "ФКП Росреестра", что учреждение не является органом, установившим кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости и надлежащим ответчиком по делу, основан на неправильном толковании вышеназванных норм права.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, дате подачи соответствующего заявления (в данном случае дата обращения в суд – 9 октября 2019 года).
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8, пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые заявления Черкашиной О.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Администрации Курской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на 19 марта 2013 года – <данные изъяты> рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на 19 марта 2013 года – <данные изъяты> рублей.
Датой подачи заявления считать 9 октября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с 25 марта 2020 года.
Председательствующий судья Н.А. Мигущенко