дело № 2-233/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2015 года р.п. Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Никина А.В.,
с участием старшего помощника прокурора Мокшанского района Пензенской области Дворянинова Я.Ю.,
при секретаре судебного заседания Кошкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в непринятии мер по содержанию территории Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области и о понуждении устранения несанкционированной свалки мусора, твердых фракций бытовых отходов производства и потребления, расположенной на территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в 300 метрах по направлению на восток от дома №74 по ул. Заводская с.Нечаевка Мокшанского района Пензенской области,
установил:
прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства и обязать администрацию Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в месячный срок устранить несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в 300 метрах по направлению на восток от дома №74 по ул. Заводская с.Нечаевка Мокшанского района Пензенской области. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мокшанского района в ходе проверки исполнения законодательства в сфере землепользования установлено, что на территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в 300 метрах по направлению на восток от дома №74 по ул. Заводская с.Нечаевка Мокшанского района, имеется несанкционированная свалка мусора, твердых фракций бытовых отходов производства и потребления. В соответствии со ст. 12 Земельного Кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. Согласно п.2 ч.1 ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие да окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Как предусмотрено ст. 51 данного Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов. Статьей 7 данного закона к вопросам местного значения муниципальных образований отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные обязанности на муниципальные образования возложены п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ "Об обоих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" согласно которому, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии экологическими, санитарными и иными требованиями. На основании положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской федерации в области обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно п.п. 3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Вопреки изложенным правовым нормам администрацией Нечаевского сельсовета не осуществляются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства. Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую среду, препятствует обработке земли должным образом и ставит под угрозу способность земли воспроизводить.
В судебном заседании старший помощник прокурора Мокшанского района Дворянинов Я.Ю. заявленные прокурором требования поддержал в полном объеме.
Представитель администрация Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в адресованном суду заявлении просит дело рассмотреть без его участия.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы старшего помощника прокурора Мокшанского района, суд считает требования прокурора Мокшанского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст.12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должно осуществляться, в частности, на основе таких принципов, как: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 51 данного Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и со ст.7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии со ст.21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.1999, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии п.3.1, 3.2 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий, населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
В ходе проверки установлено, что на территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в 300 метрах по направлению на восток от дома №74 по ул. Заводская с.Нечаевка Мокшанского района Пензенской области, имеется место несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
Наличие указанной свалки и непринятие мер по ее ликвидации, свидетельствует о бездействии со стороны администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, что создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье жителей, проживающих на территории Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства.
Обязать администрацию Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в срок до 25 мая 2015 года устранить несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в 300 метрах по направлению на восток от дома №74 по ул. Заводская с.Нечаевка Мокшанского района Пензенской области.
Обязать администрацию Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области опубликовать информацию о данном решении суда.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Мокшанский районный суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.