...
...
...
...
...
... ... ... |
... ... ... |
...
...
...
...
...
...
...
...
Судья Запарова Я.Е. Дело №33-8259/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 сентября 2015 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре |
Чубукова С.К., Александровой Л.А., Дмитриевой О.С., Быхуне Д.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Алтайского края на решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах К.К.Ф. к Военному комиссариату Алтайского края о возложении обязанности восстановить нарушенные пенсионные права.
Заслушав доклад судьи Александровой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.А.А. проходил военную службу в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны. Пенсионное обеспечение К.А.А. как участника Великой Отечественной войны производилось Военным комиссариатом Алтайского края.
ДД.ММ.ГГ К.А.А. умер.
С ДД.ММ.ГГ его супруга К.К.Ф. состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Алтайского края и получает пенсию по случаю потери кормильца.
Военной прокуратурой проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства, в ходе которой установлено, что ответчик не произвел К.К.Ф. перерасчёт пенсии и выплачивает её без учета повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту – Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1).
Военный прокурор Барнаульского гарнизона обратился в суд в интересах К.К.Ф. с иском к Военному комиссариату Алтайского края о признании права истца на повышенный размер пенсии в соответствии с пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, как члена семьи участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» с ДД.ММ.ГГ; возложении на ответчика обязанности произвести перерасчёт пенсии К.К.Ф. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года с учётом ежемесячного повышения в размере 100% минимального размера пенсии по старости, а с ДД.ММ.ГГ по настоящее время в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, и выплатить недоплаченные денежные средства; возложении на ответчика обязанности выплачивать К.К.Ф. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 02 июля 2015 года исковые требования Военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах К.К.Ф. удовлетворены.
На Военный комиссариат Алтайского края возложена обязанность произвести К.К.Ф. перерасчет пенсии по случаю потери кормильца и выплатить недополученные денежные средства с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года – на 100% минимального размера пенсии, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года – на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона.
На Военный комиссариат Алтайского края возложена обязанность производить с ДД.ММ.ГГ начисление и выплату К.К.Ф. пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1.
В апелляционной жалобе ответчик Военный комиссариат Алтайского края просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что правом на повышение пенсии на основании пункта «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 обладают лица, в отношении которых состоялись наступившие события, обусловленные приобретением права на подобное повышение (присвоение соответствующего звания, непосредственное прохождение службы в частях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, пребывание в несовершеннолетнем возрасте в качестве узника фашистских концлагерей и т.д.), что полностью корреспондирует нормам Федерального закона «О ветеранах».
Из положений статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 не вытекает право членов семьи умершего, которые не являются участниками Великой Отечественной войны и не имеют особых заслуг перед Отечеством, на получение пенсии в повышенном размере. Повышение пенсии устанавливается на основании выданных в установленном порядке документов, подтверждающих соответствующий статус получателя пенсии.
К.К.Ф. как родившейся до ДД.ММ.ГГ, произведено повышение пенсии на 16% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1.
Ссылаясь на Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года, статью 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 ответчик полагает, что перерасчет размеров пенсии по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом. Кроме того, перерасчёт пенсии носит заявительный характер, однако с заявлением о перерасчете пенсии К.К.Ф. не обращалась, каких-либо документов, подтверждающих статус участника Великой Отечественной войны (или члена его семьи) не представила.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Военного комиссариата Алтайского края на доводах жалобы настаивала, представитель Военной прокуратуры Барнаульского гарнизона полагал вынесенное по делу решение законным и обоснованным.
К.К.Ф., в судебное заседание судебной коллегии не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежаще, в связи с чем, на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав участников процесса, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд установил, что К.А.А. являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (л.д. 14-15).
К.К.Ф. (до брака - П.) К.Ф. с ДД.ММ.ГГ состояла в браке с К.А.А. и после его смерти с ДД.ММ.ГГ получает пенсию по случаю потери кормильца (л.д. 9, 13).
Перерасчёт пенсии К.К.Ф. в соответствии с пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 не производился, что не оспаривалось ответчиком при рассмотрении дела.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которым регулируется пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.
Указанный Закон Российской Федерации предусматривает три вида пенсий, два из которых – пенсию по инвалидности и пенсию за выслугу лет – получают сами военнослужащие, а третий вид пенсий – по случаю потери кормильца – в соответствии со статьей 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона Российской Федерации.
В соответствии с пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 №4468-1 (в редакции, действующей на момент вступления закона в силу) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года №68-ФЗ внесены изменения в пункт «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 №4468-1, согласно которым повышение пенсии полагается участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы – на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 вышеуказанного Закона.
Федеральным законом от 03 декабря 2007 года № 319-ФЗ в ту же норму внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2008 года, согласно которым назначаемые в соответствии с этим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона.
В силу статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Таким образом, вывод суда о наличии у К.К.Ф. права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца сделан на основании подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что надбавка, установленная пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона Российской Федерации, определяющей право на повышение пенсионных выплат.
Аналогичный вывод вытекает и из содержания абзаца 5 статьи 46 вышеуказанного Закона Российской Федерации, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Следовательно, повышение пенсии в силу пункта «г» статьи 45 Закона Российской Федерации предусмотрено не только для самих участников Великой Отечественной войны, но и для членов их семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что повышение пенсии производится только лицам, являющимся участникам Великой Отечественной войны и другим категориям граждан, перечисленным в этой статье, не основаны на нормах закона и противоречат положениям статей 29, 45, 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1.
Доводы ответчика о заявительном характере перерасчета пенсии и наличии оснований для выплаты пенсии за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения за перерасчетом, со ссылкой на Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
В соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 (в редакции, действующей на дату вступления закона в силу) при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии..
Вместе с тем, в силу абзаца 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Поскольку Военный комиссариат Алтайского края обладал всеми необходимыми сведениями и документами об основаниях назначения К.К.Ф. пенсии, являвшейся ее получателем до вступления в силу настоящего закона, и представления иных документов от пенсионера не требовалось, следовательно, с даты вступления в силу указанного закона, а также с даты вступления в силу Федеральных законов №68-ФЗ от 12 июня 2002 года, №319-ФЗ от 03 декабря 2007 года, ответчик имел все основания производить перерасчет пенсии К.К.Ф. с учетом повышений, установленных для членов семей участников Великой Отечественной войны, получающих пенсию по случаю потери кормильца, что вытекает из системного толкования вышеуказанных норм права.
Вопреки доводам жалобы ответчика, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года речь идет о возникновении права на получение пенсии с учетом повышения для новой категории лиц, отнесенных законом к ветеранам боевых действий. Соответственно, при назначении им пенсии пенсионный орган не знал и не мог знать о наличии у получателя пенсии соответствующего статуса, поэтому без заявления не мог применить указанную норму, в связи с чем данный довод жалобы является несостоятельным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым судебная коллегия не находит оснований не согласиться, о том, что сумма пенсии в повышенном размере не была своевременно получена К.К.Ф. по вине пенсионного органа, чем были нарушены её пенсионные права, что влечет возложение на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом ее повышения по пункту «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1.
Доводы жалобы ответчика о непредставлении истцом удостоверения члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны со ссылкой на статью 28 Федерального закона «О ветеранах» (в жалобе ошибочно указана статья 24) необоснован, поскольку для назначения пенсии по случаю потери кормильца при наличии иных документов, имеющихся у ответчика, К.К.Ф. оно не требовалось, кроме того, её право производно от права умершего супруга, который при жизни имел статус участника Великой Отечественной войны.
Безосновательной является и ссылка в апелляционной жалобе на то, что К.К.Ф. как родившейся до ДД.ММ.ГГ произведено повышение пенсии на 16% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации №4468-1 от 12 февраля 1993 года.
В соответствии со статьей 46 Закона при наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами «г», «д» и «з» части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, учитывая, что выплата пенсии К.К.Ф. производилась с учетом повышения, предусмотренного пунктом «д» статьи 45 Закона (которое является меньшим по размеру, чем повышение, предусмотренное пунктом «г» статьи 45 Закона), указал на необходимость учета ранее выплаченных сумм указанного повышения при перерасчете пенсии.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой установил имеющие значение для дела обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства и дал им мотивированную оценку в судебном решении. При этом нарушений норм материального права и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, суд не допустил.
Ввиду того, что доводы апелляционной жалобы признаны судебной коллегией несостоятельными, оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы по доводам, в ней изложенным, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 02 июля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи