Дело № 33- 2071/2020
Судья Словеснова А.А. (дело № 2-267/2020;
УИД 68RS0002-01-2019-003494-81)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 12 августа 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Босси Н.А.,
судей: Рязанцевой Л.В., Митюшниковой А.С.,
при секретаре Самарцевой Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баженовой Т.В. к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о перерасчете страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе начальника ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 12 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Рязанцевой Л.В., судебная коллегия
установила :
Баженова Т.В. с 25.07.2015 г. является получателем страховой пенсии по старости. Оценка пенсионных прав истца осуществлена из заработка за период с 01.07.2000 г. по 31.12.2001 г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета согласно личному заявлению от 15.07.2015 г.
13.11.2019 г. Баженова Т.В. обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив среди документов ксерокопию партийного билета с суммами заработка с февраля 1984 г. по июль 1990 г.
Решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 15.11.2019 г. № *** Баженовой Т.В. отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по представленному партийному билету, в связи с отсутствием документов, необходимых для перерасчета, указав, что партийный билет не является первичным документом, а для принятия его в качестве косвенного документа нет документального подтверждения причины утраты работодателем документов о заработке.
Баженова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области и просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по старости с 01.12.2019 г. с учетом среднемесячного заработка за период с 01.02.1984 г. по 31.07.1990 г. согласно сведениям партийного билета.
В обоснование требований указала, что согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, данным в письме от 27 ноября 2001 г. № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников, в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчете пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов и в других случаях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены в том числе. учетные карточки членов партии и партийные билеты, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Помимо партийного билета, другими документами о заработке за 60 месяцев подряд до 2002 года она не располагает. Она неоднократно обращалась с запросами во все имеющиеся архивы г.Тамбова с просьбой представить информацию о получаемой заработной плате в организациях, в которых она осуществляла трудовую деятельность до 2002 года, поскольку они все ликвидированы и в настоящее время их не существует. Сведения о заработной плате в отношении данных организаций в архив не поступали.
Считает, что отсутствие в архивах лицевых счетов, ведомостей по начислению заработной платы, справок о ее размере, по не зависящим от истца обстоятельствам, не может лишать ее права на начисление пенсии в соответствии с заработной платой, которая отражена в партийном билете. Сведения о размере заработной платы членов КПСС в партийный билет вносились исходя из ведомостей о заработной плате, предоставляемых бухгалтерией.
С учетом уточненных требований просит обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 01.12.2019 г. с учетом среднемесячного заработка за период с 01.08.1984 г. по 28.02.1987 г., с 01.04.1987 г. по 31.08.1989 г. согласно сведениям партийного билета.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 12 мая 2020 года исковые требования Баженовой Т.В. удовлетворены.
На Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области возложена обязанность произвести Баженовой Т.В. с 01.12.2019 г. перерасчет страховой пенсии по старости исходя из сведений о суммах заработной платы за периоды с 01.08.1984 г. по 28.02.1987 г., с 01.04.1987 г. по 31.08.1989 г., указанных в партийном билете № *** выданном 15.02.1984 г. Ленинским райкомом КПСС г.Тамбова.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что в соответствии с действующим законодательством исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится на основании документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке гражданина ( лицевые счета, платежные ведомости и другие первичные документы по оплате труда). Подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным.
Принятие косвенных документов для целей пенсионного обеспечения возможно при точном соблюдении процессуальных действий, изложенных в письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.11.2001 г. № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704. Указанное письмо содержит исчерпывающий перечень утраты документов и не предусматривает возможность установления среднемесячного заработка по косвенным документам в случае не сохранности первичных документов о заработке по вине работодателей.
В силу части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражений относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения представителя ГУ- УПФ РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области Топоркова И.Н., поддержавшего жалобу, объяснения Баженовой Т.В. и ее представителя Перелыгина С.С., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и исходит при этом из следующего.
Согласно статье 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 30.3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), подлежит перерасчету, в том числе в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Закона при установлении ему трудовой пенсии.
Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 16/19 был утвержден Перечень, определяющий документы, необходимые для установления трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости, доли страховой части трудовой пенсии по старости), в соответствии с которым среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Баженова Т.В. ( до замужества-*** осуществляла трудовую деятельность в период с 15.07.1977 по 11.03.1987 в *** №*** ***; с 12.03.1987 по 25.10.1989 в *** инженером-диспетчером.
Согласно справок их архивных фондов г.Тамбова и Тамбовской области документы по личному составу ***» за спорные периоды на хранение не поступали.
В подтверждение размера заработной платы Баженовой Т.В. представлен партийный билет.
При разрешении спора, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные истцом доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
В доводах жалобы, ответчик ссылается на Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001, поясняя, что оно содержит исчерпывающий перечень причин утраты документов, среди которых не предусмотрена возможность установления среднемесячного заработка по косвенным документам в случае не сохранности первичных документов о заработке по вине работодателей.
Судебная коллегия не может согласиться с данными доводами и положить их в основу для отмены решения суда и отказа в удовлетворении иска.
Согласно Письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке рекомендован определенный порядок по организации работы по реализации указанным гражданам права на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности, а именно, рассмотрение случаев утраты первичных документов с оформлением соответствующего акта с дальнейшим оказанием работнику содействия в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.
В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, к которым можно отнести, в том числе, и партийный билет.
Данное письмо не содержит каких либо запретов, не позволявших бы суду оценить представленное истцом доказательство- партийный билет в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Так, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из того, что в представленном истцом партийном билете имеются сведения о размере заработной платы в спорные периоды, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка истца.
Тот факт, что исчисление размера пенсии исходя из заработной платы за 60 мес. трудовой деятельности до 01.01.2002 г. будет являться для истца наиболее выгодным, ответчиком не оспаривается.
С учетом изложенного, у судебной коллегии не имеется оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 12 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: