Решение по делу № 2-7959/2016 от 29.09.2016

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2016 года ....

Центральный районный суд .... края в составе:

Судьи Наконечниковой И.В.,

При секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском и просит взыскать с ответчика денежную компенсацию причиненного морального вреда в сумме 70 000 руб.. В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ИВС ..... Указывает, что условия содержания в ИВС .... не соответствовали требованиям закона, условия содержания были унижающими и бесчеловечными:

1. На одного человека приходилось очень мало личного пространства, 2-3 кв.м..

2. В камере отсутствовала душевая комната, дезинфекционная камера.

3. В ИВС не было прогулочного двора.

4. Не выдавались постельные принадлежности, средства индивидуального гигиенического использования.

5. В камере отсутствовали кровати, нары.

6. Не было столов, лавок по лимиту мест в камерах.

7. Отсутствовали полки и шкафы для хранения индивидуальных предметов и продуктов питания. Пищу истец принимал сидя на полу.

8. В камере не было дневного освещения, вентиляционного оборудования. В камере установлена одна лампа-ночник, из-за нехватки освещения напрягались глаза, истец не мог читать, писать; отсутствовали форточки.

9.Отсутствовали кабинки на сан-узлах, нарушена приватность туалета. Приходилось справлять нужду на глазах других сокамерников. В связи с этим испытывал стыд, переживания, чувство страха и неполноценности.

Нарушались права истца, так как он не мог ежедневно совершать прогулку на свежем воздухе. Такие нечеловеческие условия унижали честь и достоинство истца.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерства Финансов РФ ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях. Считала, что моральный вред не доказан.

Представители третьего лица ГУ МВД России по АК в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Представил отзыв, согласно которому просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица УМВД России по .... в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которому просил отказать в удовлетворении исковых требований в виду недоказанности факта наличия нравственных страданий.

Представитель третьего лица УФК по .... в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Суд, выслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

Согласно п.3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительств Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы. Органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Пункт 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1314
«Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» на ФСИН России возложены функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

При этом к числу функций не отнесено участие в судах в качестве ответчика от имени государства и возмещение вреда в связи с незаконными действиями сотрудников и органов ФСИН России.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Таким образом, надлежащим ответчиком по предъявленным истцом требованиям является финансовый орган, выступающий от имени казны Российской Федерации, -Министерство Финансов Российской Федерации.

При этом УФК России по .... в силу возложенных полномочий осуществляет представление интересов Министерства Финансов Российской Федерации в судах, к числу финансовых органов, выступающих от имени казны Российской Федерации, не относится.

Статьёй 21 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учётом практических требований режима содержания.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 приговором Индустриального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.30 ч.3, ст. 158 ч.3 УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года без штрафа.

Меру пресечения в отношении ФИО1 изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Засчитан в срок отбытия наказания время содержания под стражей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Из приговора следует, что истец содержался под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поэтому мог находиться в ИВС .... в указанный им период.

Из справки ИЦ ГУ МВД России по .... следует, что ФИО1 арестован ДД.ММ.ГГГГ Индустриальным районным судом ...., ДД.ММ.ГГГГ составлена ИЗ 22/.... дактилоформула.

Таким образом, истец содержался в ИВС .... в указанный им период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, доказательств обратного ответчиком и третьими лицами не представлено.

ФИО1 просит взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, по его мнению, ненадлежащими условиями его содержания в ИВС .... в ДД.ММ.ГГГГ г. и унижающими его достоинство.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регламентируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон № 103-ФЗ).

В силу ст. 4 Закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Статьей 7 Закона № 103-ФЗ установлено, что местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных войск Российской Федерации предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда (ст. 13 Закона № 103-ФЗ).

В соответствии со ст. 15 Закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно ст. 16 Закона № 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Главой II Закона № 103-ФЗ регулируются права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение во время содержания под стражей (ст. 17 - ст. 31).

В силу ст. 23 Закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, все камеры обеспечиваются вентиляционным оборудованием.

Требования к медико-санитарному обеспечению в местах содержания под стражей установлены в ст. 24 Закона № 103-ФЗ, в соответствии с которой на администрацию указанных мест возложена обязанность выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ , регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В спорный период действовали Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с разделом 3 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ , подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом (при наличии соответствующих условий); постельными принадлежностями, постельным бельем. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания в ИВС. Камеры ИВС оборудуются столом и санитарным узлом. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Размещение подозреваемых и обвиняемых в не приспособленных для этих целей помещениях запрещается (п. 2.15). Подозреваемые и обвиняемые имеют право обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания в ИВС и нарушения законных прав и интересов; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа (п. 6.1).

Из ответа на запрос ИВС УМВД России по .... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что до ДД.ММ.ГГГГ года ИВС подозреваемых и обвиняемых при ГУВД АК располагался в здании по адресу: ..... С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время ИВС УМВД России по .... находится по адресу: .... «а».

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООДСМиК УООП ГУВД следует, что в старом здании ИВС ГУВД АК камерная площадь составляла 222 кв.м., полезная площадь на 1 человека равна 4 кв.м., что является нормой, согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Среднесуточная наполняемость в 2003 году составила 55 человек подозреваемых и обвиняемых. Окна камер и искусственное освещение изготовлены в соответствии с главой приказа МВД РФ дсп-1996. Дневной свет в камеру поступал через остекленные двойные рамы окна. Освещение в ночное время суток не отключалось. Камера ИВС была оборудована только естественной вентиляцией по воздуховодам. Температурный режим в камерах соблюдался в соответствующих нормах от квартальной котельной. В зимнее время окна камер дополнительно закрывались пленкой, отопление в камеры подавалось от квартальной котельной согласно нормам (не ниже 18 градусов). Порядок медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения спецконтингента в ИВС проводился в соответствии с требованиями приказа МВД России дсп-1996 года и контролировался санитарно-эпидемиологической службой ГУВД, а также ежедневными проверками надзирающей прокуратуры. Камеры ИВС ежедневно обрабатывались дезинфицирующими средствами медицинским работником ИВС. Генеральная уборка проводилась во всех помещениях изолятора не реже 1 раза в месяц. Водоснабжение и канализация централизованные. Все камеры в ИВС были оборудованы санузлом, водопроводом. Камеры были оборудованы водопроводом. Вода пригодная для питья, что также контролировалось санитарно-эпидемиологической службой. Камеры ИВС были оборудованы нарами. Прогулки спецконтингента в ИВС проводились не менее 1 часа в соответствии с требованиями «Правил внутреннего распорядка». При ежедневном обходе камер ИВС содержащихся лиц опрашивали на наличие жалоб и заявлений. Для составления жалоб и заявлений содержащемуся спецконтингенту выдавались письменные принадлежности, полученные жалобы направлялись адресатам, что фиксировалось в специальном журнале.

Актом технического обследования ИВС при УВД .... подтверждается, что в наличии имелся прогулочный двор, перекрытый металлической решеткой. Камеры оборудованы нарами, водопроводом и санузлами, имеется вентиляция естественная и принудительная, постельные принадлежности.

Из санитарного паспорта ИВС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ИВС имеется естественное и искусственное освещение; естественная и вытяжная вентиляция; площадь прогулочного двора 64 кв.м., ограждение высотой 3 м., продолжительность прогулок не менее 1 часа; наличие дезинфекционной камеры; душевых сеток две. В ИВС имеется 19 камер, по санитарным нормам на 55 человек при общей площади камер 222 кв.м..

Документы, касающиеся приобретения, установки и нахождения в камерах ИВС, расположенного по адресу: ...., в период 2005 года санитарных узлов с ограждениями зон приватности, постельных принадлежностей, средств гигиены, а также оказания услуг по дезинфекции и дератизации камер, не сохранились в связи с их уничтожением по истечению сроков хранения.

По сведениям о получении УВД –ОВД края материалов для ИВС с централизованного склада при ГУВД за ДД.ММ.ГГГГ г.следует, что для ИВС было получено: покрывало -0, матрац-0.

Согласно акта на уничтожение документов, журналов ИВС при ГУВД ДД.ММ.ГГГГ произведено уничтожение документов, в том числе журналы за 2005 год. Так же в материалы дела представлен акт об уничтожении дел ИВС от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно поступившим в материалы гражданского дела ответам какие-либо документы и сведения, подтверждающие условия содержания и санитарно-техническое состояние камер ИВС представлены быть не могут в связи с их уничтожением по истечению срока хранения.

Информация о фактах обращений истца с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ИВС Управления МВД России по .... в материалах гражданского дела отсутствует.

Ссылаясь на нарушение своих прав ненадлежащими условиями в период содержания в ИВС, ФИО1 не представлено достоверных доказательств в обоснование своих требований в полном объеме.

Судом предприняты исчерпывающие меры для оказания истцу содействия по получению доказательств в подтверждение его доводов. Однако, длительное не обращение ФИО1 в установленном законом порядке за защитой своего нарушенного права привело к истечению сроков хранения номенклатурных дел, регистрационных журналов и их уничтожению, что лишает ответчика возможности представить доказательства, подтверждающие или опровергающие доводы истца, а суд проверить обоснованность данных доводов. Представителями третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, представлены в материалы гражданского дела акты об уничтожении документов за истечением сроков хранения.

При этом наличие естественной вентиляции в здании ИВС отражено в выписке из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ. В то же время в соответствии со ст. 23 Закона № 103-ФЗ вентиляционным оборудованием камеры обеспечиваются по возможности, в связи с чем отсутствие в ИВС принудительной вентиляции при наличии естественной не является нарушением. Выпиской из технического паспорта также подтверждается наличие в камерах окон и скрытой проводки электроосвещения, что предполагает их естественное и искусственное освещение.

Вместе с тем, из представленных доказательств усматривается, что имели место нарушения в части оборудования камер туалетом с соблюдением правил приватности.

Так же данное обстоятельство установлено решением Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу .

Вышеуказанным решением суда было установлено, что на период 2000 года в указанном ИВС камеры не были оборудованы санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности. Доказательств того, что на период 2005 года указанное нарушение было устранено, камеры ИВС оборудовали санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности, при рассмотрении дела не представлено.

Европейский суд по правам человека во многих случаях отмечал, что в российских ИВС унитаз находится в углу камеры и либо вообще не отделен от жилой зоны, либо имеет одну перегородку приблизительно от 1 до 1,5 м. высотой. Такое тесное соседство было не только неприемлемо с санитарно-гигиенической точки зрения, но и лишало заключенных, пользующихся туалетом, какого-либо уединения, поскольку они вынуждены находиться на виду у сокамерников, сидевших на кроватях, и надзирателей, наблюдавших в дверной глазок (постановление по делу «Ананьев и другие против Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, Европейский суд по правам человека признал нарушением ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод факт проживания лиц в условиях, когда они вынуждены есть, спать, пользоваться туалетом в одной комнате со многими другими заключенными. По мнению Европейского суда, этих обстоятельств достаточно, чтобы причинить страдания и лишения такого характера, которые бы превышали неизбежный уровень страданий, присущих лишению свободы, и вызывали у лица ощущение страха, страданий и неполноценности, способных оскорбить и унизить его (Постановления по делам «Мамедова против России от ДД.ММ.ГГГГ, «Калашников против России» от ДД.ММ.ГГГГ).

Поскольку стороной ответчика и третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, не оспаривался факт нарушения правил приватности при оборудовании туалетов в камерах ИВС Управления МВД России по .... в спорный период, суд приходит к выводу о том, что указанные обстоятельства сами по себе предполагают причинение истцу нравственных страданий. При этом вина государства заключается в не обеспечении в этой части надлежащих условий содержания, что является основанием для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

Принимая во внимание установленные судом нарушения Закона № 103-ФЗ, суд приходит к выводу о праве ФИО1 требовать компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает степень нравственных и физических страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен вред (период нахождения в ИВС с ненадлежащими условиями пребывания, характер ненадлежащих условий содержания), особенности личности истца (нахождение в ИВС в связи с совершением преступления), отсутствие каких-либо умышленных действий со стороны должностных лиц ИВС Управления МВД России по ....), требования разумности и справедливости, в связи с чем полагает требуемую истцом сумму завышенной и приходит к выводу о взыскании в пользу ФИО1 морального вреда в размере 1 000 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФИО1 за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд в течение месяца через Центральный районный суд .... со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.В. Наконечникова

2-7959/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Волков К.В.
Ответчики
Министерство финансов РФ
Другие
УМВД по г.Барнаулу
УФК по АК
УМВД России по АК
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
29.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2016Передача материалов судье
30.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.10.2016Предварительное судебное заседание
14.11.2016Судебное заседание
19.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2016Дело оформлено
14.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее