Решение по делу № 33а-5830/2018 от 11.05.2018

Дело № 33а-5830

Судья Макашина Е.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 18 июня 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Кустовой И.Ю.,

судей Копылова-Прилипко Д.А., Никитиной Т.А.,

при секретаре Болевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе департамента земельных отношений администрации г.Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 02 марта 2018 года, которым постановлено:

«Признать незаконным решение департамента земельных отношений администрации г. Перми № И-21-01-07И-9091 от 06.10.2017г. об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно Игошиной Галине Сергеевне земельного участка площадью 1 998 кв.м, расположенного в Орджоникидзевском районе ****.

Возложить обязанность на департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление Игошиной Галины Сергеевны о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 1 998 кв.м, расположенного в Орджоникидзевском районе ****.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу административный ответчик - департамент земельных отношений администрации г. Перми обязан сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу».

Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 03.05.2017 года установлен факт добросовестного, открытого и непрерывного владения Игошиной Г.С. жилым домом, расположенным по адресу: ****, без номера, инвентарный номер **, номер в реестре жилищного фонда **.

30.06.2017 на основании решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 03.05.2017 за Игошиной Г.С. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью 91,8 кв.м, кадастровый номер **, адрес: ****.

Согласно акту о присвоении адреса от 27.07.2017 жилому дому с кадастровым номером ** присвоен адрес: ****.

01.09.2017 Игошина Г.С. обратилась с заявлением в департамент земельных отношений администрации г. Перми о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 1998 кв.м под жилой дом, расположенный по адресу: ****. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решением начальника департамента земельных отношений администрации г. Перми от 06.10.2017 года № 21-01-07и-9091 Игошиной Г.С. в удовлетворении заявления отказано по основаниям того, что схема разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных п.6 ст. 11.9 ЗК РФ, что является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка (п.2.11.3 Регламента предоставления департаментом муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности»). Согласно представленной схеме и по данным публичной кадастровой карты, размещенной в сети «Интернет», фактически земельный участок площадью 1998 кв.м не используется для эксплуатации жилого дома, расположен в территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий (Р-2), в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Перми, утвержденными Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 года № 143, разрешенное использование – «под жилой дом» не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков в данной зоне.

Игошина Г.С. обратилась в суд с требованиями к департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании решения № И-21-01-07и-9091 от 06.10.2017 незаконным, возложении обязанности в 30-ти дневный срок принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, в предоставленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плате (карте) территории, ссылаясь на обстоятельство того, что оспариваемое решение является незаконным. Схема расположения земельного участка соответствует действующему законодательству, на земельном участке расположены строения, принадлежащие на праве собственности заявителю.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе департамент земельных отношений администрации г. Перми просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, мотивируя тем, что заключение кадастрового инженера, представленное административным истцом, является ненадлежащим доказательством, образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2, разрешенное использование – под жилой дом не относится к основным видам разрешенного использования земельного участка.

Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми жалобу административного ответчика поддерживает, что следует из его письменного отзыва.

В возражениях на апелляционную жалобу Игошина Г.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права (п.п. 3,4 ч.2, ч.3 ст. 310 КАС РФ).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался п.п. 1,2 ст. 11, п.6. ст.11.9, п.п.1,2,16 ст.11.10, пп.1 п.8 ст. 39.15,п.1 ст. 39.20 ЗК РФ, п.6 приказа Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

Признавая незаконным решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и отклоняя доводы административного ответчика о том, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, земельный участок не используется для эксплуатации жилого дома, расположен в территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий (Р-2), суд исходил из того, что согласно заключения кадастрового инженера М. «О соответствии схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории действующему земельному законодательству», вклиниваний, вкрапливаний в смежные земельные участки не имеется, участки друг от друга не отделены, то есть череполосица отсутствует, граница образуемого земельного участка сформирована по исторически сложившимся границам, на образуемом земельном участке расположено здание (индивидуальный жилой дом) с кадастровым номером ** и вспомогательные сооружения, территория используется полностью как личное подсобное хозяйство.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления.

С выводами суда судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

Из смысла положений ст.4 и ч.2 ст. 227 КАС РФ следует, что для удовлетворения требований о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходима совокупность условий: незаконность оспариваемых решения, действий (бездействия) и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд за их защитой.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в порядке, установленном ст. 39.14 ЗК РФ, который предусматривает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Из положений ст. 39.15 ЗК РФ следует, что уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с п.8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса;

В силу п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9. настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чертополосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

По смыслу положений ст. 39.20, п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, которая предусматривает, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, Правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации и т.д., а также местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости с учетом видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительной документацией.

Как следует из фрагмента карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 №143, копия имеется в материалах дела (л.д.44), испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий). Правилами землепользования и застройки г. Перми установлены назначения территориальных зон и их границ. В соответствии со ст. 52.6 Правил в основных, вспомогательных и условно разрешенных видах использования земельных участков и объектов капитального строительства территориальной зоны Р-2 не поименован такой вид разрешенного использования, как «индивидуальные жилые дома».

Согласно п.1 ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (п. 5 ст. 98 ЗК РФ).

Поскольку земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий), его использование для индивидуального жилого дома градостроительной документацией не предусмотрено, следовательно, испрашиваемый земельный участок не соответствует целям, указанным в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность лицами, являющимся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, закрепленное в ст. 39.20 ЗК РФ, не означает, что земельные участки подлежат предоставлению без учета правового режима их использования, установленного действующим законодательством.

При таких обстоятельствах отказ департамента земельных отношений в предварительном согласовании предоставления земельного участка соответствует требованиям закона.

Судебная коллегия также отмечает, что административным истцом не представлено достаточных, объективных и бесспорных доказательств в обоснование площади испрашиваемого земельного участка.

Из материалов дела следует, что жилой дом, принадлежащий на праве собственности административному истцу, имеет площадь 91,8 кв.м, земельный участок испрашивается площадью 1998 кв.м. Согласно представленной заявителем схемы формируемый земельный участок имеет форму многоуголька, постройки разрозненные, расположены на земельном участке на отдаленном друг от друга расстоянии, использование земельного участка в фактических границах безусловно не свидетельствует о том, что для эксплуатации жилого дома необходим земельный участок испрашиваемой площади.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.

С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе Игошиной Г.С. в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 02 марта 2018 года отменить, принять по делу новое решение.

Игошиной Галине Сергеевне в удовлетворении требований о признании незаконным решение департамента земельных отношений администрации г. Перми № И-21-01-07и-9091 от 16 октября 2017 года отказать.

Председательствующий

Судьи

33а-5830/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Игошина Галина Сергеевна
Ответчики
ДЗО администрации г. Перми
Другие
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Кустова Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее