Судья Котов Г.П. Дело № 21-118/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
29 марта 2016 года г. Смоленск
Судья Смоленского областного суда Чеченкина Е.А., при секретаре Коротиной А.В., рассмотрев жалобу директора ООО «МинералТрансКомпани» Михайлова С.А. на решение судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 27 января 2016 года, вынесенное в отношении ООО «МинералТрансКомпани» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Смоленской области № от (дата) ООО «МинералТрансКомпани» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Решением судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 27 января 2016 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Смоленский областной суд, законный представитель ООО «МинералТрансКомпани» Михайлов С.А. просит решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность, производство по делу прекратить.
Ознакомившись с жалобой, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом; предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения должностного лица Государственной инспекции груда в Смоленской области от (дата) проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «МинералТрансКомпани».
По результатам проверки (дата) составлен акт проверки № а также выдано предписание от (дата) № об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, в отношении ООО «МинералТрансКомпани» (дата) составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, выразившемся в совершении следующих деяний:
- в нарушение требований ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора (дата) Н. работодателем не выдана трудовая книжка.
- в нарушение ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодателем не направлено Н. уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на направление ее по почте.
- в нарушение ст. 234 ТК РФ работодатель не возместил Н. неполученный заработок в случае незаконного лишения его возможности трудиться по причине задержки работодателем трудовой книжки с (дата) по (дата) .
На основании указанного протокола должностным лицом Государственной инспекцией труда в Смоленской области вынесено постановление о назначении административного наказания от (дата) , согласно которому ООО «МинералТрансКомпани» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Принимая обжалуемое решение, судья районного суда, указал на установленный факт нарушения ООО «МинералТрансКомпани» трудового законодательства и на виновность юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.
Однако с таким решением согласиться нельзя.
В соответствии с абз. 2 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Россией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Разногласия, возникшие между работодателем и работником в связи с увольнением и выплатой причитающихся сумм, являются индивидуальным трудовым спором.
Учитывая вышеизложенное, прихожу к выводу, что спор относительно увольнения, расчета и выплаты компенсации Н. является индивидуальным трудовым спором и подлежит рассмотрению в суде.
В связи с изложенным, производство по настоящему делу в отношении ООО «МинералТрансКомпани» подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда
р е ш и л :
Постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Смоленской области № от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ООО «МинералТрансКомпани» и решение судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 27 января 2016 года по жалобе на данное постановление отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Е.А. Чеченкина