Дело № 12-441/2015 | |
Р Е Ш Е Н И Е | |
г. Архангельск, ул. Р. Куликова, д. 15 |
08 июля 2015 года |
Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Ибрагимова Н.В., рассмотрев административное дело по жалобе защитника Рыжкова С.В. - Анисимовой Е.М. на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ломоносовского судебного района города Архангельска от 19 сентября 2014 года,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ломоносовского судебного района города Архангельска от 19 сентября 2014 года должностное лицо Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (сокращенное фирменное наименование МУП «Водоканал») – директор Рыжков С. В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <***> рублей.
Защитник Рыжкова С.В. - Анисимова Е.М. не согласилась с указанным постановлением, обжаловав его в Ломоносовский районный суд города Архангельска.
В жалобе просит постановление отменить как незаконное, мотивируя отсутствием в действиях Рыжкова С.В. состава административного правонарушения.
Утверждает, что Предприятием приняты все зависящие меры для устранения аварии на сети водоснабжения.
Кроме того, Рыжков С.В. не извещен должностным лицом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и мировым судьей о времени и месте рассмотрении дела, что является существенным процессуальным нарушением, влекущим безусловную отмену состоявшегося по делу постановления.
Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Рыжкова С.В. - Анисимовой Е.М., не нахожу предусмотренных законом оснований для отмены постановления.
Из материалов дела усматривается, что в государственную жилищную инспекцию Архангельской области поступило обращение жильцов ... в городе Архангельске с жалобой на отсутствие холодного водоснабжения в ночное время, что влечет за собой нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
В ходе проверки по указанному обращению установлено, что МУП «Водоканал» ненадлежащим образом осуществляет предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению и Предприятием нарушены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Выявленное в ходе проверки нарушение послужило основанием для выдачи МУП «Водоканал» предписания об устранении выявленного нарушения № <№> от <Дата>, срок для исполнения которого установлен до <Дата>.
МУП «Водоканал» не выполнило в установленный срок предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, о чем составлен акт проверки и протокол об административном правонарушении.
Невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспаривая законность привлечения законного представителя МУП «Водоканал» - Рыжкова С.В. к административной ответственности, и, утверждая, об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения в связи с принятием мер Предприятием, защитник не учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В силу пункта 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Действие Правил № 354 распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы (пункт 1 Правил № 354).
Пунктом 1 Правил № 354 установлено, что коммунальными услугами является осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Таким образом, Правила № 354 распространяют свое действия на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы.
Ресурсоснабжающая организация при определенных обстоятельствах также может нести ответственность за нарушение требований названных Правил.
Пунктом 4 Правил № 354 установлено, что потребителю может быть предоставлено, в числе прочего, холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В соответствии с подпунктами «в,г» пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1, в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В силу подпункта «а» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно приложению № 1 к Правилам № 354, а также пунктам 4.12, 4.12.3 ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги» при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Приказом Госстроя Российской Федерации № 168 от 30 декабря 1999 года утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее по тексту Правила № 168), которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности.
В соответствии с пунктом 2.10.1 Правил № 168 водопроводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надлежащее снабжение потребителей водой, которая по своему качеству должна соответствовать требованиям стандарта.
В силу пункта 5.11 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» минимальный свободный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 метров, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 метра.
При предоставлении коммунальной услуги по холодному водоснабжению должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года, при этом давление в системе холодного водоснабжения в точке разбора в многоквартирных домах и жилых домах от 0,3 кгс/кв.см. до 6 кгс/кв.см. у водоразборных колонок не менее 1 кгс/кв.см.
Допустимая продолжительность перерыва подачи воды составляет: 8 часов суммарно в течение 1 месяца; 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
В ходе проведения проверки установлено нарушение режима обеспечения жильцов ... в городе Архангельске коммунальной услугой по холодному водоснабжению.
Сам факт снабжения жителей ... городе Архангельске водой защитником не оспаривается, и подтверждается пунктом 2.2 Устава МУП «Водоканал».
Предприятие получает оплату за поставленный коммунальный ресурс, что подтверждается распоряжением мэра города Архангельска № 28р от 14 января 2009 года «О начислениях и сборах платежей населения за водоснабжение и водоотведение», субагентским договором о начислении и сборе платежей с населения за услуги водоснабжения и водоотведения от 01 февраля 2009 года.
Поскольку Предприятие, являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляет поставку воды жильцам дома, получает оплату за поставленный коммунальный ресурс, то оно несет ответственность за соблюдение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года, внешней границей сетей водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Заявителем не оспаривается юридически значимое по делу обстоятельство, что водопроводные сети до ввода в дом являются участком эксплуатационной ответственности Предприятия.
Материалами дела подтверждается, что именно на этом участке был выявлен ненадлежащий напор воды.
При оказании коммунальных услуг по холодному водоснабжению МУП «Водоканал» обязано руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации – нормативными документами, регламентирующими порядок предоставления коммунальных услуг гражданам (пункты 1,3 Приложения № 1 к Правилам № 354, СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения).
Поскольку МУП «Водоканал» осуществляет снабжение населения водой, должны применяться правила о договоре энергоснабжения, который в силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором.
Согласно части 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
При осуществлении своей деятельности МУП «Водоканал» обязано руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, Архангельской области и Уставом Предприятия.
Таким образом, МУП «Водоканал» несет ответственность за бесперебойное круглосуточное водоснабжение жителей многоквартирного ... в городе Архангельске.
Довод защитника Анисимовой Е.М. о том, что Предприятием принимались меры по устранению аварии в сети водоснабжения, является несостоятельным.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МУП «Водоканал», являясь юридическим лицом, должно принимать меры по соблюдению требований действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2.10.2 Правил № 168 в задачи технической эксплуатации сети входят в том числе: надзор за состоянием и сохранностью сети, сооружений, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети; разработка совместно с другими подразделениями организации ВКХ мероприятий по совершенствованию системы подачи и распределения воды, а также мероприятий по предотвращению перерывов в подаче воды в неблагоприятно расположенные районы и микрорайоны при аварийных ситуациях, выполнение переключений на сети в соответствии с указанием диспетчера для установления режима работы системы оптимального при фактическом водопотреблении и его прогнозируемых изменениях в предстоящем периоде времени, подготовка информации по техническому состоянию сети, требуемой для проведения на персональных ЭВМ гидравлических и оптимизационных расчетов взаимодействия сети, насосных станций и регулирующих емкостей при нормальных и аварийных режимах работы системы, проведение натурных измерений расходов воды и давлений, сопоставление данных измерений с результатами расчетов для проверки соответствия расчетной схемы фактическому техническому состоянию системы и фактическому водопотреблению в период проведения натурных измерений; планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети, ликвидация аварий.
Надзор организацией ВКХ за состоянием сети должен осуществляться путем осмотра трубопроводов и проверки действия сооружений и оборудования сети (пункт 2.10.5 Правил № 168).
На основе результатов осмотров и проверки действия оборудования, оценки уровня его надежности разрабатывают и выполняют мероприятия по техническому содержанию сети, проведению профилактических, текущих и капитальных ремонтов (пункт 2.20.6 Правил № 168).
В соответствии с пунктом 2.10.12 Правил № 168 общее профилактическое обслуживание сооружений и устройств сети проводят поочередно два раза в год.
Доказательств, принятия мер по предотвращению аварии Заявителем не предоставлено.
Из доводов заявителя лишь следует, что меры МУП «Водоканал» предпринимались в целях ликвидации аварии.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что коммунальная услуга по холодному водоснабжению предоставлялась ненадлежащим образом по причине аварии.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что Предприятие приняло все зависящие от него меры по выполнению функций по соблюдению требований Правил № 354 при осуществлении деятельности по водоснабжению.
Должностное лицо – директор Рыжков С.В., как законный представитель МУП «Водоканал», не выполнил в срок предписание административного органа об устранении выявленных нарушений, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки защитника Рыжкова С.В. – Анисимовой Е.М. на существенные процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом и мировым судьей при производстве по делу об административном правонарушении, несостоятельные.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье (должностному лицу) необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Как следует из материалов дела <Дата> в 09 часов 10 минут государственный жилищный инспектор Власова Н.В. известила лично Рыжкова С.В. по телефону о необходимости явиться <Дата> в 15 часов 30 минут для составления, ознакомления, подписания и получения протокола об административном правонарушении (л.д.33).
Материалы дела не содержат доказательств того, что Рыжков С.В. не извещался должностным лицом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не представила таких доказательств и защитник Анисимова Е.М.
Далее, материалами дела подтверждается, что мировым судьей принимались необходимые меры для извещения Рыжкова С.В. о времени и месте рассмотрения дела.
В жалобе и в судебном заседании защитник Рыжкова С.В. – Анисимова Е.М. не оспаривала юридически значимое по делу обстоятельство, что Рыжков С.В. является законным представителем МУП «Водоканал», работает в должности директора, место осуществления его должностных обязанностей – г. Архангельск, ....
Не оспаривала защитник и тот факт, что на Предприятии надлежащим образом организовано получение и передача поступающей (входящей) корреспонденции, в том числе, и для руководителя Рыжкова С.В.
Как следует из материалов дела, мировой судья заблаговременно посредством факсимильной связи направил извещение о времени и месте рассмотрения дела директору МУП «Водоканал» - Рыжкову С.В. по месту осуществления им своих должностных обязанностей.
В деле имеется отчет об отправке, содержащий информацию об отправителе и адресате, а также времени направления извещения и результате передачи информации, что позволяло мировому судье проконтролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Сведений о том, что поступившая от мирового судьи информация о времени и месте рассмотрения дела не передавалась Рыжкову С.В., материалы дела не содержат.
Более того, о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы Рыжков С.В. и его защитник Анисимова Е.М. извещались также по адресу исполнения Рыжковым С.В. должностных обязанностей как директора Предприятия.
Однако на рассмотрение настоящей жалобы защитник Рыжкова С.В. - Анисимова Е.М. явилась, реализовав в полном объеме право защищать интересы Рыжкова С.В., заявлять ходатайства, излагать доводы и аргументы.
Следовательно, о времени и месте рассмотрения жалобы и Рыжков С.В., и его защитник были извещены надлежащим образом, и данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, мировым судьей соблюден.
Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Рыжкову С.В. в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением общих правил назначения административного наказания, и является минимальным.
Оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ломоносовского судебного района города Архангельска от 19 сентября 2014 года оставить без изменения, жалобу
защитника Рыжкова С. В. – Анисимовой Е. М. - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья Н.В. Ибрагимова