РЕШЕНИЕ
а. Кошехабль 22 июня 2021 года
Судья Кошехабльского районного суда Республики Адыгея ФИО6,
с участием:
представителя должностного лица, в отношении которого
ведется производство по делу об административном
правонарушении ФИО1 ФИО2,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанности генерального директора открытого акционерного общества «Адыгеянеруд» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора №-ЭП-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО7 обратился в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея с жалобой на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора №-ЭП-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, которым подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
При этом указал, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым должностное лицо – и.о. генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО7 привлечен к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Руководителю ОАО «Адыгеянеруд» вменяется административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, а именно – неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-V классов опасности, которое выражается в следующем.
При натурном обследовании Площадки № ОАО «Адыгеянеруд» ДСУ расположенной примерно в 3500 метров на северо-восток от а. Кошехабль, <адрес> установлено и зафиксировано фотофиксацией, что ДСУ на момент проведения обследования не функционировал, завод находится на ремонте и хозяйственная деятельность на его территории не осуществляется, что подтверждается проведением ремонтно – сварочных работ, проводимых сотрудниками ОАО «Адыгеянеруд» в момент проведения обследования территории.
При дальнейшем обследовании установлено и зафиксировано фотофиксацией беспорядочное складирование отходов производства и потребления в границах территории земельного участка с кадастровым номером 01:02:2402001:7, принадлежащем ОАО «Адыгеянеруд».
В рамках проведения проверки привлеченными специалистами ФГБУ ЦЛАТИ в присутствии исполняющего обязанности генерального директора ФИО1 были отобраны пробы отходов:
1. ТКО (протокол отбора проб отхода № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ);
2. Лента конвейерная резинотканевая, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (протокол отбора проб отхода № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).
3. Тара из черных металлов загрязненная (протокол отбора проб отхода № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).
4. Упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная пластинными смазочными материалами на нефтяной основе (протокол отбора проб отхода № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).
5. Лом и отходы черных металлов в виде изделий, кусков содержащих пластмассовые фрагменты в смеси (протокол отбора проб отхода № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).
6. Упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная нефтепродуктами (протокол отбора проб отхода № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).
7. Лом и отходы изделий из полипропилена незагрязненные (кроме тары) протокол отбора проб отхода № от ДД.ММ.ГГГГ (протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).
8. Отходы изделий технического назначения из вулканизированной резины незагрязненные в смеси (протокол отбора проб отхода № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).
9. Шпалы железнодорожные отработанные (протокол отбора проб отхода № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).
10. Стружка металлическая при металлообработке незагрязненная (протокол отбора проб отхода № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ)
В соответствии с заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний проб отходов № от ДД.ММ.ГГГГ отходы ТКО, лента конвейерная резинотканевая, утратившая потребительские свойства, незагрязненная; тара из черного металла загрязненная; упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная пластичными смазочными материалами на нефтяной основе; лом и отходы черных металлов в виде изделий, кусков, содержащих пластмассовые фрагменты смеси; отходы изделий технического назначения из вулканизированной резины незагрязненные в смеси; шпалы железнодорожные отработанные и стружка металлическая при металлообработке незагрязненная относятся к IV классу опасности. Отходы - упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная нефтепродуктами относится к III классу опасности. Отход лом и отходы изделий из полипропилена незагрязненные относится к V классу опасности.
Несанкционированное размещение отходов под открытым небом ухудшает качественное состояние окружающей среды.
Считает, что постановление является незаконным и необоснованным, вынесено с нарушением норм административного законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» ОАО «Адыгеянеруд» не осуществляла производственную деятельность. В период с января 2021 года по март месяц 2021 года ОАО «Адыгеянеруд» производились ремонтно-сварочные работы.
В период за 2020 года на территории предприятия не могло образоваться складирования отходов производства.
Заключение (имеющееся в материалах дела) о том, что отобранные пробы в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее - Критерии) отнесены к 4 и 3 классам не идентифицируют полученные материалы как отходы. Так, отнесение тех или иных веществ или материалов к отходам производства и потребления является исключительной компетенцией собственника этих веществ и материалов.
Любое вещество может быть подвергнуто лабораторным исследованиям для определения его класса опасности в соответствии с Критериями, однако одних лишь лабораторных исследований недостаточно для определения того, является ли такое вещество отходом. Результаты подобных исследований могут дать только количественный результат (опасность вещества в соответствии с Критериями), а не качественный (является ли анализируемое вещество отходом).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон №89-ФЗ).
В соответствии с основными понятиями Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; хранение отходов определяется, как складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Федеральным законом № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации».
Таким образом, предметы, которые административным органом безосновательно признаны отходами, не являются отходами, Общество их таковыми не признало. Указанные выше предметы использовались для ремонтно-сварочных работ, производившихся на предприятии. Организация складированием отходов не занимается.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется должностным лицом, уполномоченным разрешать дело об административном правонарушении, в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Квалификация правонарушения как малозначительного может производиться с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Наличие у Общества предметов, безосновательно признанными административным органом отходами, не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Отсутствуют вредные последствия и существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление просили признать незаконным и отменить, квалифицировав совершенное правонарушение как малозначительное.
На основании изложенного просил отменить постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора №-ЭП-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
Представитель должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы жалобы, просила их удовлетворить в полном объеме.
Заинтересованное лицо государственный инспектор отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явилась, в своем письменном заявлении просила оставить постановление 08-01-57-ЭП-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ без изменения.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО7 извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явился.
Заслушав представителя заявителя ФИО1 – ФИО2, с учетом письменного заявления заинтересованного лица – государственного инспектор отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, отказать в удовлетворении жалобы и.о. генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора №-ЭП-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования составленному в ходе проверки в отношении ОАО «Адыгеянеруд» установлено, что выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами,
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении №-ЭП в отношении должностного лица – и.о. генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 по факту выявления вышеуказанных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 вынесено постановление №-ЭП-1 в отношении должностного лица – и.о. генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Согласно ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Адыгеянеруд» в лице Председателя Совета директоров ФИО4 с одной стороны и ФИО1 с другой стороны заключен контракт, согласно которому ФИО7 принят на должность и.о. генерального директора ОАО «Адыгеянеруд».
ДД.ММ.ГГГГ приказом № генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» обязанности ответственного за природоохранную деятельность и обеспечение экологической безопасности на предприятии возложенным на главного инженера ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Адыгеянеруд» постановлено на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду с присвоением кода №п.
ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 утверждена программа производственного экологического контроля ОАО «Адыгеянеруд» площадка № ДСУ.
В адрес ОАО «Адыгеянеруд» было направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ.
В ответ на указанное представление в адрес Руководителя Росприроднадзора направлено сообщение, об исполнении требований, указанных в представлениях и проведены соответствующие мероприятия по устранению выявленных нарушений, в том числе ведется работа по разработке паспортов отходов на фактически образующиеся в процессе осуществления производственной деятельности ОАО «Адыгеянеруд» на стадии заключении договора с соответствующей организацией.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом вышеизложенного суд считает, что в удовлетворении жалобы исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора №-ЭП-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы исполняющего обязанности генерального директора открытого акционерного общества «Адыгеянеруд» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора №-ЭП-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в порядке, предусмотренном ч.1 ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья /подпись/