Решение по делу № 12-13/2021 от 17.05.2021

РЕШЕНИЕ

а. Кошехабль                                             22 июня 2021 года

    Судья Кошехабльского районного суда Республики Адыгея         ФИО6,

с участием:

представителя должностного лица, в отношении которого

ведется производство по делу об административном

правонарушении ФИО1                              ФИО2,

действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанности генерального директора открытого акционерного общества «Адыгеянеруд» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора -ЭП-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО7 обратился в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея с жалобой на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора -ЭП-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, которым подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

При этом указал, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым должностное лицо – и.о. генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО7 привлечен к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Руководителю ОАО «Адыгеянеруд» вменяется административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, а именно – неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-V классов опасности, которое выражается в следующем.

При натурном обследовании Площадки ОАО «Адыгеянеруд» ДСУ расположенной примерно в 3500 метров на северо-восток от а. Кошехабль, <адрес> установлено и зафиксировано фотофиксацией, что ДСУ на момент проведения обследования не функционировал, завод находится на ремонте и хозяйственная деятельность на его территории не осуществляется, что подтверждается проведением ремонтно – сварочных работ, проводимых сотрудниками ОАО «Адыгеянеруд» в момент проведения обследования территории.

При дальнейшем обследовании установлено и зафиксировано фотофиксацией беспорядочное складирование отходов производства и потребления в границах территории земельного участка с кадастровым номером 01:02:2402001:7, принадлежащем ОАО «Адыгеянеруд».

В рамках проведения проверки привлеченными специалистами ФГБУ ЦЛАТИ в присутствии исполняющего обязанности генерального директора ФИО1 были отобраны пробы отходов:

1. ТКО (протокол отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ);

2. Лента конвейерная резинотканевая, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (протокол отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).

3. Тара из черных металлов загрязненная (протокол отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).

4. Упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная пластинными смазочными материалами на нефтяной основе (протокол отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).

5. Лом и отходы черных металлов в виде изделий, кусков содержащих пластмассовые фрагменты в смеси (протокол отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).

6. Упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная нефтепродуктами (протокол отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).

7. Лом и отходы изделий из полипропилена незагрязненные (кроме тары) протокол отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ (протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).

8. Отходы изделий технического назначения из вулканизированной резины незагрязненные в смеси (протокол отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).

9. Шпалы железнодорожные отработанные (протокол отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ).

10. Стружка металлическая при металлообработке незагрязненная (протокол отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ, протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ)

В соответствии с заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ отходы ТКО, лента конвейерная резинотканевая, утратившая потребительские свойства, незагрязненная; тара из черного металла загрязненная; упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная пластичными смазочными материалами на нефтяной основе; лом и отходы черных металлов в виде изделий, кусков, содержащих пластмассовые фрагменты смеси; отходы изделий технического назначения из вулканизированной резины незагрязненные в смеси; шпалы железнодорожные отработанные и стружка металлическая при металлообработке незагрязненная относятся к IV классу опасности. Отходы - упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная нефтепродуктами относится к III классу опасности. Отход лом и отходы изделий из полипропилена незагрязненные относится к V классу опасности.

Несанкционированное размещение отходов под открытым небом ухудшает качественное состояние окружающей среды.

Считает, что постановление является незаконным и необоснованным, вынесено с нарушением норм административного законодательства по следующим основаниям.

В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» ОАО «Адыгеянеруд» не осуществляла производственную деятельность. В период с января 2021 года по март месяц 2021 года ОАО «Адыгеянеруд» производились ремонтно-сварочные работы.

В период за 2020 года на территории предприятия не могло образоваться складирования отходов производства.

Заключение (имеющееся в материалах дела) о том, что отобранные пробы в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее - Критерии) отнесены к 4 и 3 классам не идентифицируют полученные материалы как отходы. Так, отнесение тех или иных веществ или материалов к отходам производства и потребления является исключительной компетенцией собственника этих веществ и материалов.

Любое вещество может быть подвергнуто лабораторным исследованиям для определения его класса опасности в соответствии с Критериями, однако одних лишь лабораторных исследований недостаточно для определения того, является ли такое вещество отходом. Результаты подобных исследований могут дать только количественный результат (опасность вещества в соответствии с Критериями), а не качественный (является ли анализируемое вещество отходом).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон №89-ФЗ).

В соответствии с основными понятиями Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; хранение отходов определяется, как складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Федеральным законом № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации».

Таким образом, предметы, которые административным органом безосновательно признаны отходами, не являются отходами, Общество их таковыми не признало. Указанные выше предметы использовались для ремонтно-сварочных работ, производившихся на предприятии. Организация складированием отходов не занимается.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется должностным лицом, уполномоченным разрешать дело об административном правонарушении, в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

Квалификация правонарушения как малозначительного может производиться с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Наличие у Общества предметов, безосновательно признанными административным органом отходами, не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Отсутствуют вредные последствия и существенная угроза охраняемым общественным отношениям.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление просили признать незаконным и отменить, квалифицировав совершенное правонарушение как малозначительное.

На основании изложенного просил отменить постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора -ЭП-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Представитель должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы жалобы, просила их удовлетворить в полном объеме.

Заинтересованное лицо государственный инспектор отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явилась, в своем письменном заявлении просила оставить постановление 08-01-57-ЭП-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ без изменения.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО7 извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явился.

Заслушав представителя заявителя ФИО1ФИО2, с учетом письменного заявления заинтересованного лица – государственного инспектор отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, отказать в удовлетворении жалобы и.о. генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора -ЭП-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ по следующим основаниям.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования составленному в ходе проверки в отношении ОАО «Адыгеянеруд» установлено, что выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами,

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении -ЭП в отношении должностного лица – и.о. генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 по факту выявления вышеуказанных нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 вынесено постановление -ЭП-1 в отношении должностного лица – и.о. генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Согласно ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Адыгеянеруд» в лице Председателя Совета директоров ФИО4 с одной стороны и ФИО1 с другой стороны заключен контракт, согласно которому ФИО7 принят на должность и.о. генерального директора ОАО «Адыгеянеруд».

ДД.ММ.ГГГГ приказом генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» обязанности ответственного за природоохранную деятельность и обеспечение экологической безопасности на предприятии возложенным на главного инженера ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Адыгеянеруд» постановлено на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду с присвоением кода п.

ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 утверждена программа производственного экологического контроля ОАО «Адыгеянеруд» площадка ДСУ.

В адрес ОАО «Адыгеянеруд» было направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ.

В ответ на указанное представление в адрес Руководителя Росприроднадзора направлено сообщение, об исполнении требований, указанных в представлениях и проведены соответствующие мероприятия по устранению выявленных нарушений, в том числе ведется работа по разработке паспортов отходов на фактически образующиеся в процессе осуществления производственной деятельности ОАО «Адыгеянеруд» на стадии заключении договора с соответствующей организацией.

Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом вышеизложенного суд считает, что в удовлетворении жалобы исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора -ЭП-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы исполняющего обязанности генерального директора открытого акционерного общества «Адыгеянеруд» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора -ЭП-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в порядке, предусмотренном ч.1 ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья                          /подпись/

12-13/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Бзасежев Мурат Русланович
Суд
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея
Судья
Самогов Темиркан Алиевич
Статьи

8.2

Дело на странице суда
koshehablsky.adg.sudrf.ru
17.05.2021Материалы переданы в производство судье
02.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
22.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее