Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2018 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Смоляк Ю.В.
с участием:
административного истца Стеценко Л.Г.
при секретаре Колодяжной П.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3430/2018 по административному исковому заявлению Стеценко Леонида Глебовича к Администрации сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Стеценко Л.Г. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с административным иском, которым с учетом уточненных в ходе судебного разбирательства требований, просил:
- признать незаконным постановление главы сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части внесения изменения в п.11.3 Положения об общественном Совете сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области добавлением основания для прекращения деятельности Совета – «постановление Главы сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области о прекращении деятельности Совета».
- признать незаконным постановление главы сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О прекращении деятельности Общественного Совета сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области».
Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в целях оказания содействия администрации сельского поселения решением собрания участников создан Общественный совет сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области (далее Совет), который является общественным объединением, функционирующим без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Председателем Совета избран Стеценко Л.Г. Деятельность Общественного совета регулируется Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях". Указанным федеральным законом предусмотрен закрытый перечень оснований для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности, а именно:
- нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
- неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
- неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".
В данном списке полномочия органов местного самоуправления для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности отсутствуют.
Однако, не смотря на указанное, постановлением главы администрации сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконно были внесены изменения в п.11.3 Положения об общественном Совете сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области. В частности добавлено, не предусмотренное законом основание для прекращения деятельности Совета – «постановление Главы сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области о прекращении деятельности Совета», на основании чего постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ деятельность Общественного совета - прекращена.
Административный истец считает выше названные постановления главы сельского поселения не соответствующими и противоречащими нормам закона и нарушающими права граждан, в том числе и его, на объединение, непосредственное участие в местном самоуправлении.
В судебном заседании административный истец уточненные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно заявленных требований не представил.
Учитывая, что явка представителя ответчика по данному спору не является обязательной и таковой судом не признавалась, суд определил возможным рассмотреть дело в его отсутствие
Заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.
Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что 25.08.2018 года в целях реализации ФЗ от 06.10.2013 года № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» в части непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, развитии институтов гражданского общества, консолидации общественности и гармонизации общественных процессов, а также достижения общественного согласия при решении значимых для населения экологических, социально-экономических и иных вопросов развития муниципального образования, при главе администрации сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский самарской области был создан Общественный совет сельского поселения.
Постановлением главы сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение об Общественном совете и постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден его Состав. Председателем Совета избран Стеценко Л.Г.
Согласно положению «Об общественном совете…», последний не является юридическим лицом, не подлежит государственной регистрации, его члены осуществляют свою деятельность на общественных началах.
В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях».
В соответствии со ст.3 ФЗ "Об общественных объединениях" право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Согласно ст. 26 ФЗ «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения ( в добровольном порядке) либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Статья 44 ФЗ "Об общественных объединениях" устанавливает полный список оснований для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности. Такими основаниями являются:
- нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
- неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
- неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".
В указанных нормативно правовых актах полномочия органов местного самоуправления для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности отсутствуют.
По общему правилу, подзаконныеакты- нормативные правовыеакты, а именно постановления глав администраций, акты органов местного самоуправления должны издаваться на основе и во исполнениезаконов. Они могут конкретизировать нормызаконов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречитьзаконам.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые акты органа местного самоуправления не отвечают действующему законодательству, приняты не в рамках компетенции органа местного самоуправления, нарушают права граждан, в том числе административного истца, на объединение, гарантированные Конституцией Российской Федерации и ФЗ «Об общественных объединениях» в связи с чем, требования Стеценко Л.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.11.3 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.12.2018 ░░░░.
░░░░░