89RS0002-01-2021-001443-18 Гражд. дело №2-852/2021
№13-268/2023
Судья Когаев Г.Ю.
Апелл. дело №33-515/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13.02.2024 город Салехард
Судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа Курманов Э.Р., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коршковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу главы города Лабытнанги Тресковой М.А. на определение судьи Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.12.2023 об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.08.2021 удовлетворены исковые требования прокурора города Лабытнанги о возложении на Администрацию города Лабытнанги обязанности организовать в границах города Лабытнанги водоотведение способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов (т.1 л.д. 158-161).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЯНАО от 14.12.2021 указанное решение оставлено без изменения (том 2 л.д.140-157).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2022 решение Лабытнангского городского суда от 27.08.2021 и апелляционное определение от 14.12.2021 оставлено без изменения (том 2 л.д.224-230).
Определением Лабытнангского городского суда от 03.05.2023 Администрации города Лабытнанги отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда (том 3 л.д.27-28).
30.11.2023 глава города Лабытнанги от имени администрации города обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до 01.08.2024 (том 3 л.д.32-39).
В обоснование заявления должник указал, что бюджет муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа на 2022 год утвержден решением Думы города Лабытнанги в конце 2021 года, при этом последний судебный акт, принятием которого закончилось рассмотрение дела, был принят 23.03.2022, предусмотреть в 2022 году денежные средства на проведение указанных работ в кратчайший срок не представлялось возможным. Финансовое обеспечение мероприятий по организации водоотведения в муниципальном образовании осуществляется с участием средств окружного бюджета в рамках адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 № 1144-П «Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Энергоэффективность и развитие энергетики, обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения на 2014-2022 годы». Во исполнение решения суда подготовлены основные проектные решения в отношении планируемого к реализации проекта, определены основные возможные варианты строительства, в том числе способ прокладки, материал трубопроводов и иные технологические особенности. Дополнительно проведена корректировка схем водоснабжения и программ комплексного развития муниципального образования город Лабытнанги. Решением Думы города Лабытнанги от 15.12.2021 № 319, утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа на 2022-2036 годы в новой редакции, согласно разделу 4.1 которой общая стоимость инвестиционных проектов предлагаемых к разработке и реализации в 2022-2036 годах составит 5 424,277 млн. руб. В настоящее время доведено частичное финансирование на выполнение мероприятий по организации водоотведения, соответствующего требованиям пп. 23, 24, 25 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.
В рамках Адресной инвестиционной программы ЯНАО ведется реконструкция канализационных очистных сооружений (далее - КОС-7000) в г. Лабытнанги, со сроком ввода в эксплуатацию не позднее января 2024 года. Предусмотренной КОС-7000 мощности будет достаточно для приема и переработки всех сточных вод, поступающих по централизованной системе водоотведения и жидких бытовых отходов из септиков жилищного фонда г. Лабытнанги. По результатам реконструкции сброс очищенных стоков будет соответствовать нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения.
Постановлением Администрации города Лабытнанги от 25.07.2022 №1166 утверждена актуализированная схема водоотведения городского округа города Лабытнанги ЯНАО на 2023 год и на перспективу до 2036 года, согласно подразделу 4.3 раздела IV которой на территории г. Лабытнанги проектом предусматривается развитие централизованной системы водоотведения, с подключением к ней новых объектов строительства и ранее не охваченных централизованной системой водоотведения территорий.
С учетом потребностей в адрес финансового органа было направлено ходатайство об изменении бюджетных ассигнований по расходам местного бюджета и лимитов бюджетных средств. В связи со значительными материальными и временными затратами на выполнение приведенных мероприятий, исполнение решения суда не представляется возможным без отсрочки его исполнения. Также обстоятельством, препятствующим исполнению должником исполнительного документа в указанной части, являются неблагоприятные климатические условия, которые по своим характеристикам значительно затрудняют деятельность подрядчика, в условиях низких температур в осенне-зимний период выполнение ряда работ невозможно.
Определением судьи Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.12.2023 в предоставлении отсрочки отказано (том 3 л.д.58-59).
С указанным определением не согласен глава города Лабытнанги Трескова М.А. В частной жалобе просит об отмене названного определения и разрешении вопроса по существу с предоставлением отсрочки исполнения решения суда до 01.08.2024.
В обоснование частной жалобы приводит доводы об отсутствии бюджетных ассигнований необходимых для исполнения решения суда. Полагает, что судом первой инстанции не дана оценка представленным в дело доказательствам, подтверждающим наличие исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда. Указывает, что во исполнение решения суда заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками; приняты постановления о предоставлении земельных участков в пользование подрядчиков; ведется реконструкция канализационных очистных сооружений; выполнены проектно-изыскательские работы по строительству канализационно-очистных сооружений, монтажные и демонтажные работы оборудования в биореакторах; выполнены гидравлические испытания; монтаж трубопровода очищенных сточных вод; подземный участок трубопровода погружен полностью, выполнена обратная засыпка, сварочные работы, монтаж связей, монтаж поперечных стоек. Завершены работы с сетями - обустроены внутриплощадочные сети городского напорного коллектора, трубопровод очищенных сточных вод, внутренние сети трубопровода очищенных сточных вод, выполнен комплекс работ по укреплению дорожного полотна над коммуникациями. Судом первой инстанции не учтено, что в связи с технической сложностью возводимых сооружений в процессе реализации предложенные проектные решения требуют дополнительной корректировки.
В соответствии с ч. 2 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба на определение суда первой инстанции о предоставлении отсрочки исполнения решения суда рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность определения судьи в пределах доводов частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.08.2021 удовлетворены исковые требования прокурора города Лабытнанги о возложении на Администрацию города Лабытнанги обязанности организовать в границах города Лабытнанги водоотведение, способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов (том 1 л.д.158-161).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2022 апелляционное определение от 14.12.2021 оставлено без изменения (том 2 л.д.224-230).
Таким образом, обязанность по организации системы водоотведения в границах города Лабытнанги у должника возникла с момента вступления судебного акта в законную силу 14.12.2021 года.
В силу статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающей, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве», статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.04.2006 N 104-О, вопрос о наличии обстоятельств для предоставления отсрочки исполнения судебного акта должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. ч. 1, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Таким образом, обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки исполнения судебного акта, должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения. При этом суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, в противном случае отсрочка исполнения решения может привести к затягиванию его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов как должника, так и взыскателя.
Отказывая Администрации города Лабытнанги в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01.08.2024, суд первой инстанции исходил из отсутствия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, а также указал, что изменение сроков исполнения судебного решения является необоснованным и будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
Вопреки доводов частной жалобы Администрацией города Лабытнанги в обоснование доводов о необходимости предоставления отсрочки исполнения решения суда не представлено каких-либо доказательств наличия исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения; не указано на каком этапе на момент обращения в суд с заявлением о предоставлении отсрочки находится исполнение решения; не представлено доказательств, подтверждающих выполненный объем работ с даты вступления решения суда в законную силу и на момент обращения с заявлением о предоставлении отсрочки, кроме как перечисления таких работ.
Кроме того, испрашиваемый заявителем срок нарушает права взыскателя на исполнение решения суда в разумные сроки, поскольку с момента вступления решения суда в законную силу прошло более двух лет, между тем дальнейшая отсрочка исполнения решения поставит в неравное положение участников рассматриваемых правоотношений и нивелирует эффективность вступившего в законную силу решения суда в случае его исполнения на протяжении длительного времени.
Необходимо также учесть, что последствия длительного невыполнения органом местного самоуправления работ по организации водоотведения в границах города Лабытнанги нарушает права населения города на благоприятную окружающую среду, а длительное неприятие мер по недопущению попадания в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов ухудшает качество отдельных компонентов окружающей среды, угрожает экологической безопасности города.
Поскольку доказательств наличия у Администрации города Лабытнанги исключительных обстоятельств, позволяющих отсрочить исполнение судебного решения, не представлено, судом первой инстанции обоснованно отказано в предоставлении заявителю отсрочки исполнения решения суда.
При указанных обстоятельствах, обжалуемое определение суда является законным и обоснованным, а доводы частной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.12.2023 года оставить без изменения, частную жалобу главы города Лабытнанги Тресковой М.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня его вынесения через суд первой инстанции.
Судья Э.Р. Курманов
Копия верна: