Судья Гавура О.В. Дело № 92RS0002-01-2021-003361-09
(номер производства по делу Производство № 33а-3570/2021
в суде первой инстанции Категория 020
2а-2787/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 ноября 2021 г. город Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Орловой С.В.,
судей – Бояриновой Е.В., Исаева С.Н.,
при секретаре – Михайловой В.Г.,
с участием:
представителя административного истца Жилищно-строительного кооператива «НОВА» – А.В.,
представителя административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жилищно-строительного кооператива «НОВА» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, об оспаривании решения, по апелляционной жалобе представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 июля 2021 г.,
заслушав доклад судьи Орловой С.В., судебная коллегия,
установила:
В июне 2021 года Жилищно-строительный кооператив «НОВА» (далее, в том числе – ЖСК «НОВА») обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее, в том числе – Департамент), в котором просил признать незаконным решение Департамента, изложенное в письме от 17 марта 2021 г. № ГУ-исх-2626/21, об отказе в определении (установлении) земельному участку, принадлежащему па праве собственности ЖСК «НОВА», площадью 0,2108 га, расположенному по адресу: <адрес>, видов разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), «обслуживание жилой застройки» (код 2.7), «деловое управление» (код 4.1), «общественное питание» (код 4.6), «гостиничное обслуживание» (код 4.7); обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя установить (определить) указанному земельному участку виды разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), «обслуживание жилой застройки» (код 2.7), «деловое управление» (код 4.1), «общественное питание» (код 4.6), «гостиничное обслуживание» (код 4.7).
В обоснование исковых требований истцом указано, что приведенная ответчиком в оспариваемом отказе норма, предусмотренная подпунктом 1 пункта 10 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 228-ПП от 28 марта 2016 г., в рассматриваемой ситуации не применима, а действующее законодательство не содержит ограничений и условий, которые указаны Департаментом в оспариваемом решении. Оснований для возврата заявления и отказа административному истцу в определении видов разрешенного использования земельного участка у административного ответчика не имелось, при этом, как следует из содержания оспариваемого решения, ответчик фактически уклонился от рассмотрения заявления по существу, а именно в определении испрашиваемых видов разрешенного использования, а не изменении вида, как на это указано в отказе. Оспариваемым решением нарушаются права и законные интересы истца, поскольку он не имеет возможности использовать спорный земельный участок в соответствии с испрашиваемыми видами разрешенного использования.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 июля 2021 г. административный иск ЖСК «НОВА» удовлетворен частично; признано незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, изложенное в письме от 17 марта 2021 г. № ГУ-исх-2626/21, которым отказано в определении (установлении) земельному участку, принадлежащему на праве собственности ЖСК «НОВА», площадью 0,2108 га, расположенному по адресу: <адрес>, видов разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), «обслуживание жилой застройки» (код 2.7), «деловое управление» (код 4.1), «общественное питание» (код 4.6), «гостиничное обслуживание» (код 4.7); на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ЖСК «НОВА» от 15 марта 2021 г. об установлении (определении) земельному участку, принадлежащему на праве собственности ЖСК «НОВА», площадью 0,2108 га, расположенному по адресу: <адрес>, видов разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), «обслуживание жилой застройки» (код 2.7), «деловое управление» (код 4.1), «общественное питание» (код 4.6), «гостиничное обслуживание» (код 4.7).
Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении иска, по следующим основаниям. Так, суд, признавая незаконным оспариваемое решение ответчика не указывает, какой норме права оно не соответствует. Вместе с тем, Департамент по земельным и имущественным отношениям города Севастополя при принятии обжалуемого решения руководствовался Порядком определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 28 марта 2016 г. №-ПП, который регулирует процедуру определения видов и категорий земельных участков, в отношении которых они еще не были определены. Согласно представленным истцом документам, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, определен – «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)». Согласно подпункту 2 пункта 5 Порядка определение вида разрешенного использования земельного участка должно проводиться путем соотнесения максимально приближенных по смыслу и функциональному использованию видов использования земельного участка. Учитывая обращение заявителя и принимая во внимание вид использования земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством Украины «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)», путем соотнесения максимально приближенных по смыслу и функциональному использованию видов использования земельных участков, Департамент посчитал возможным определить вид разрешенного использования указанного земельного участка, как «для индивидуального жилищного строительства», при этом испрашиваемые заявителем иные виды разрешенного использования «обслуживание жилой застройки» (код 2.7), «деловое управление» (код 4.1), «общественное питание» (код 4.6), «гостиничное обслуживание» (код 4.7) явно не являются максимально приближенными к ранее определенному виду разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства». Считает, что Департамент, принимая оспариваемое решение, действовал в соответствии с предоставленными ему полномочиями и в рамках действующего законодательства, при этом разъяснил заявителю порядок изменения вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка. Таким образом, решение суда первой инстанции принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также с нарушением норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель административного ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил удовлетворить апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 июля 2021 г. отменить.
Представитель административного истца А.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение районного суда законным и обоснованным.
Представитель административного истца – В.И. в письменном заявлении, поданном в адрес суда апелляционной инстанции, просил судебное заседание провести в его отсутствие, оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.
Иные участники судебного разбирательства в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика и представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание положения части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Жилищно-строительный кооператив «НОВА» является собственником земельного участка площадью 0,2108 га, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается государственным актом на земельный участок серии ЯЛ № от 19 сентября 2012 г.
Согласно указанному государственному акту, а также выписке из ЕГРН от 03 февраля 2021 г. № 99/2021/373598490, земельному участку, площадью 2108+/-1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, определен вид разрешенного использования - «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)».
15 марта 2021 г. ЖСК «НОВА» обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с целью определения названному участку следующих видов разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), «обслуживание жилой застройки» (код 2.7), «деловое управление» (код 4.1), «общественное питание» (код 4.6), «гостиничное обслуживание» (код 4.7.).
Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, изложенным в письме от 17 марта 2021 г. №ГУ-исх-2626/21, кооперативу отказано в предоставлении государственной услуги по определению испрашиваемых видов разрешенного использования земельного участка на основании подпункта 1 пункта 10 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя №228-ПП от 28 марта 2016 г. по тем основаниям, что испрашиваемые виды использования земельного участка не являются максимально приближенными по смыслу и функциональному использованию к ранее установленному виду использования земельного участка – «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)».
Полагая, что вышеуказанное решение Департамента нарушает его права, ЖСК «НОВА» обратился с настоящим иском в суд.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный ответчик сослался на невозможность изменения вида разрешенного использования земельного участка, а не определил испрашиваемые виды разрешенного использования земельного участка, при этом стороной ответчика не представлено достоверных и объективных доказательств того, что заявление Жилищно-строительного кооператива «НОВА» от 15 марта 2021 г. об установлении (определении) земельному участку, принадлежащему на праве собственности Жилищно-строительному кооперативу «НОВА», площадью 0,2108 га, расположенному по адресу: <адрес>, видов разрешенного использования рассмотрено с учетом приведенных в решении правовых норм.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указывает следующее.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 1 статьи 23 названного Федерального конституционного закона установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно абзацу 1 статьи 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС) разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Постановлением Правительства Севастополя от 28 марта 2016 г. № 228-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя (далее – Порядок), который регламентирует процедуру определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Севастополя.
Как установлено пунктом 2 указанного Порядка, виды разрешенного использования земельного участка определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы в соответствии с:
1) правоустанавливающим документом на земельный участок;
2) градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
3) землеустроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка. Определение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с настоящим Порядком не является изменением вида разрешенного использования земельного участка.
В силу пункта 4 Порядка виды разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка определяются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (далее – уполномоченный орган), при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении плана границ земельного участка, а также путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка (далее – заинтересованное лицо).
Подпунктами 1, 2 пункта 9 Порядка установлено, что в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления об определении вида разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка, уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об определении видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка и направляет копию указанного решения заявителю;
2) возвращает заявление и прилагаемые к нему документы заявителю с письменным обоснованием отказа в удовлетворении заявления.
Согласно пункту 10 Порядка уполномоченный орган возвращает заявление и прилагаемые к нему документы заявителю при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) содержание заявления не соответствует требованиям, установленным пунктом 6 настоящего Порядка;
2) заявитель не представил документы, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 7 настоящего Порядка;
3) заявитель не является правообладателем земельного участка в соответствии со сведениями Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленными в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия, либо к заявлению не приложены документы, указанные в подпункте 3 пункта 7 настоящего Порядка.
Названный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно пункту 5 Порядка определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом с учетом пункта 3 настоящего Порядка в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков (далее – Таблица) с учетом заключения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства относительно границ населенных пунктов города Севастополя.
В силу требований пункта 8 Порядка с целью получения сведений относительно видов функционального использования земельного участка, определенных градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», нахождения земельного участка в пределах территории, включенной в Генеральный план города Севастополя и детальные планы территории, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу вышеуказанного федерального конституционного закона, уполномоченный орган направляет запрос в исполнительный орган государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства о предоставлении соответствующего заключения.
В заключении указываются все допустимые в соответствии с градостроительной документацией виды функционального использования земельного участка и соответствующие им виды разрешенного использования земельного участка, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Требования к заявлению об установлении вида разрешенного использования и приложения к нему установлены пунктами 6, 7 Порядка.
Вместе с тем, доказательств того, что поданное истцом заявление или приложенные к нему документы не соответствуют требованиям Порядка, административный ответчик не представил и оспариваемом отказе в предоставлении государственной услуги, такие несоответствия заявления ЖСК «НОВА» пункту 6 Порядка не указал.
При таких обстоятельствах, с учетом особенностей процедуры определения видов разрешенного использования земельных участков, установленных Порядком, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявления и его возврата на основании подпункта 1 пункта 10 Порядка, которым предусмотрен возврат заявления и прилагаемых к нему документов заявителю только в случае, если содержание заявления не соответствует требованиям, установленным пунктом 6 настоящего Порядка.
При этом, ссылка административного ответчика в оспариваемом отказе, а также доводы апелляционной жалобы о том, что вид разрешенного использования земельного участка определен в соответствии с законодательством Украины «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)», в связи с чем, по мнению Департамента, наиболее приближенным и возможным для определения является вид разрешенного использования указанного земельного участка – «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), не имеют юридического значения для вынесения иного судебного акта и не влияют на обоснованность и законность принятого судебного решения, поскольку такой вид разрешенного использования земельного участка («для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1)), Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в соответствии с положениями пункта 4 вышеуказанного Порядка и на основании заявления ЖСК «НОВА» не устанавливался ни при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ни при утверждении плана границ земельного участка, ни путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка.
Изложенное свидетельствует о том, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, в связи оснований для его отмены или изменения по основаниям, предусмотренным статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –