Дело № 2а-3338/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе
председательствующего судьи Истягиной Н.М.,
при секретаре Унщиковой А.О.
с участием представителя административного истца Воловиковой А.А.,
судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов-исполнителей по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Заботиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Севастополю, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов-исполнителей по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Заботиной А.В., о признании недействительным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании недействительным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Заботиной А.В. от 07.09.2021 о взыскании исполнительского сбора в отношении должника Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в рамках исполнительного производства №-ИП от 04.08.2021.
Требования мотивированы тем, что решением Ленинского районного суда г. Севастополя по делу № суд обязал Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести защитные сооружения, расположенные по адресам: <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №) в городе Севастополе, путем обеспечения защитных сооружений гражданской обороны: - журналами проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны сигналами оповещения гражданской обороны; планами защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списками личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационными схемами водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационными схемами электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкциями по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкциями по использованию средств индивидуальной защиты; инструкциями по противопожарной безопасности; правилами поведения, укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журналами учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журналами регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схемами эвакуации укрываемых из очага поражения (п. 3.6 - Правил). Паспортами и обязательными приложениями к ним, (п. 1.2, п. 2.2. - Правил). Обозначениями при входах в защитные сооружения гражданской обороны, представляющими собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см. (п. 6.2.1 Правил). Указателями маршрута в защитное сооружение гражданской обороны с указанием расстояния в метрах до входа (п. 6.2.3 Правил). Аварийными баками с запасом воды (п. 3.2.2 п. 3.2.20, п. 4.5.2 Правил). Опечатать помещения санузлов. Оснастить помещении санузлов санитарным оборудованием (п. 3.2.2- Правил). Обеспечить противопожарным имуществом, а именно (огнетушитель - 1 шт. на каждые 300 м2 пола сооружения, ящик с песком - 1 шт. на каждые 300 м2 пола сооружения) (п. 6.1.1 Правил). Защитно-герметические двери окрасить синтетическими красками в серый цвет (п. 3.2.10 Правил). Ставни окрасить синтетическими красками в серый цвет (п. 3.2.10 Правил). На защитно-герметических дверях указать порядковой номер (номер наноситься белой краской с наружной и внутренней стороны «Дверь №1, и т.д.) (п. 6.2.2 Правил). На ставне указать порядковой номер (номер наноситься белой краской с наружной и внутренней стороны «Ставень №1, и т.д.) (п. 6.2.2 Правил). Привести в соответствие требованиям защитно-герметические свойства ЗС ГО (п. 3.2.1 Правил). Оснастить оборудованием систем вентиляции (п. 3.2.2- Правил).
Судом выдан исполнительный лист ФС № от 26.03.2021, согласно которому возбуждено исполнительное производство №-ИП. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 11.08.2021 года, а требование об исполнении решения суда получено 12.08.2021 года. Административный истец приходит к выводу о том, что требование направлено до истечения пятидневного срока, установленного для добровольного исполнения решения должником. Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя от 07.09.2021 года о взыскании исполнительского сбора административный истец считает незаконным, поскольку оно вынесено с грубым нарушением норм закона об исполнительном производстве.
В судебном заседании представитель административного истца Воловикова А.А. на административном иске настаивала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик судебный пристав- исполнитель Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Заботина А.В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать. Заинтересованное лицо прокуратура Ленинского района города Севастополя своего представителя для участия в деле не направила.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в производстве Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю на принудительном исполнении находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное 04.08.2021 года на основании исполнительного листа ФС № от 26.03.2021, выданного Ленинским районным судом города Севастополя (дело №), вступившего в законную силу 21.01.2021года об обязании Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести защитные сооружения, расположенные по адресам: <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №); <адрес> (Инв. №) в городе Севастополе, путем обеспечения защитных сооружений гражданской обороны: - журналами проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны сигналами оповещения гражданской обороны; планами защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списками личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационными схемами водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационными схемами электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкциями по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкциями по использованию средств индивидуальной защиты; инструкциями по противопожарной безопасности; правилами поведения, укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журналами учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журналами регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схемами эвакуации укрываемых из очага поражения (п. 3.6 - Правил). Паспортами и обязательными приложениями к ним, (п. 1.2, п. 2.2. - Правил). Обозначениями при входах в защитные сооружения гражданской обороны, представляющими собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см. (п. 6.2.1 Правил). Указателями маршрута в защитное сооружение гражданской обороны с указанием расстояния в метрах до входа (п. 6.2.3 Правил). Аварийными баками с запасом воды (п. 3.2.2 п. 3.2.20, п. 4.5.2 Правил). Опечатать помещения санузлов. Оснастить помещении санузлов санитарным оборудованием (п. 3.2.2- Правил). Обеспечить противопожарным имуществом, а именно (огнетушитель - 1 шт. на каждые 300 м2 пола сооружения, ящик с песком - 1 шт. на каждые 300 м2 пола сооружения) (п. 6.1.1 Правил). Защитно-герметические двери окрасить синтетическими красками в серый цвет (п. 3.2.10 Правил). Ставни окрасить синтетическими красками в серый цвет (п. 3.2.10 Правил). На защитно-герметических дверях указать порядковой номер (номер наноситься белой краской с наружной и внутренней стороны «Дверь №1, и т.д.) (п. 6.2.2 Правил). На ставне указать порядковой номер (номер наноситься белой краской с наружной и внутренней стороны «Ставень №1, и т.д.) (п. 6.2.2 Правил). Привести в соответствие требованиям защитно-герметические свойства ЗС ГО (п. 3.2.1 Правил). Оснастить оборудованием систем вентиляции (п. 3.2.2- Правил).
В связи с неисполнением Департаментом требований исполнительного документа, 07.09.2021года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 01.10.2021года.
Указанное постановление получено Департаментом 08.09.2021 года.
Вопросы взыскания исполнительского сбора регламентированы положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в части 1 которой определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 50 от 17.11.2015 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания; уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным; это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве); при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Изложенное указывает на то, что суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в вышеназванном Постановлении Пленума, а также следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В силу части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Учитывать наличие (отсутствие) вины должника, степень его вины в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положение должника, иные существенные обстоятельства, уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа, а также оценивать поведение должника вправе только суд.
Оспариваемое истцом постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в пределах своей компетенции в рамках прав, предоставленных ему Законом об исполнительном производстве, в соответствии с требованиями ст.ст. 64, 80 Закона об исполнительном производстве.
Статьей 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд возложена на административного истца, а соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организацию, лицо, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
То обстоятельство, что требование отправлено в адрес должника до истечения срока, установленного для добровольного исполнения решения должника не влечет незаконность оспариваемого постановления, поскольку требования исполнительного документа по истечению добровольного срока для их исполнения Департаментом по имущественным и земельным отношениям не были исполнены.
Исходя из существа возложенных на должника решением суда обязанностей, включение в реестр собственности города и закрепление за ГУП «Управляющая компания «Центр» защитных сооружений не влечет отмену оспариваемого постановления и не может рассматриваться в качестве обстоятельства свидетельствующего об отсутствии вины административного истца в не исполнения решения суда.
При этом каких-либо доказательств свидетельствующих о совершении должником действий направленных на исполнение решения суда, суду не представлено.
Доводы о невозможности исполнения требований возложенных на истца исполнительным документом обусловлены несогласием с решением суда и подлежат разрешению в соответствии с требованиями раздела VII ГПК РФ в порядке исполнения решения суда.
Суд на основании исследованных доказательств и материалов исполнительного производства №-ИП пришел к выводу о соответствии в действиях судебного пристава-исполнителя в отношении Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя нарушений требованиям Закона об исполнительном производстве.
Оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора суд, с учетом установленных по делу обстоятельств не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 175-189 Кодекса Административного производства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Севастополю, судебному приставу- исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов-исполнителей по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Заботиной А.В. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.11.2021 года.
Судья Н.М. Истягина