№
дело №
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
03 февраля 2022 года <адрес>
Батайский городской суд <адрес> в составе судьи Захаровой В.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО,
при участии: административного истца ФИО, представителя административного истца по устному ходатайству адвоката ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО к ОМВД России по <адрес> об оспаривании бездействия, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратился в суд с административным иском к ОМВД России по <адрес> об оспаривании бездействия, обязании совершить действия.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ГУ МВД России по <адрес>.
В обоснование заявленных требований ФИО указал, что ДД.ММ.ГГГГ УУП Отдела УУГ и ПДН Отдела МВД России по <адрес> младшим лейтенантом полиции ФИО было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №.
На момент обращения с настоящим иском, установленный ч. 5 ст. 28. КоАП РФ срок проведения административного расследования по материалам КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ истек, копия определения о продлении срока проведения административного расследования в нарушение положений ч.5.2. ст. 28.1. КоАП РФ ФИО как потерпевшему не направлялась, равно как и процессуальный документ, вынесенный согласно ч. 6 ст. 28.1 КоАП РФ по окончании административного расследования (протокол об административном правонарушении либо постановление о прекращении дела об административном правонарушении).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО заказным почтовым отправлением направил в ОМВД России по <адрес> ходатайство по делу об административном правонарушении, в котором просил опросить указанных в нем лиц, приобщить к материалам административного производства копию карты вызова скорой медицинской помощи № № от ДД.ММ.ГГГГ, назначить судебно-медицинское освидетельствование с предоставлением эксперту копии карты вызова скорой медицинской помощи № № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное ходатайство было получено ОМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение требований ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ вышеуказанное ходатайство до настоящего времени не рассмотрено, о результатах его рассмотрения ФИО не уведомлен.
Таким образом, бездействие должностных лиц ОМВД России по <адрес> выразилось в не составлении протокола об административном правонарушении по окончании административного расследования, не вручении административному истцу под расписку копии протокола об административном правонарушении, либо не вынесению постановления о прекращении дела об административном правонарушении, не рассмотрении ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ, на которые мной указано выше.
На основании изложенного, полагая, что административным ответчиком нарушены его права и законные интересы, ФИО просил суд признать незаконным бездействие ОМВД России по <адрес> по не составлению протокола об административном правонарушении по окончании административного расследования, по невручении под расписку копии протокола об административном правонарушении, либо не вынесению постановления о прекращении дела об административном правонарушении, по не рассмотрению ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ по материалам КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ОМВД России по <адрес> устранить допущенные нарушения, а именно: составить протокол об административном правонарушении, вручить ФИО под расписку копию протокола об административном правонарушении, либо вынести постановление о прекращении дела об административном правонарушении, рассмотреть ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ немедленно по материалам КУСП № от 03.03. 2021.
Административный истец и его представитель в судебное заседание явились, требования административного иска поддержали, настаивали на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель административных ответчиков в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований ФИО отказать, поскольку незаконное бездействие не допущено.
Дело в отношении сторон рассмотрено в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы административного искового заявления, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 в части 10 названной статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона «О полиции» на полицию возлагается, в том числе обязанность принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.
Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее по тексту - Закон) предусмотрено, что одним из основных направлений деятельности полиции является производство по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона на полицию возлагаются следующие обязанности: выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений об административных правонарушениях регулируются Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее – Инструкция), утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2014 года №736.
В соответствии с пунктом 58 Инструкции заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок рассмотрения таких заявлений и сообщений исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 59 Инструкции предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (подпункты 59.1–59.2).
Порядок рассмотрения обращений граждан, содержащих данные, указывающих на наличие события административного правонарушения регулируется законодательством об административных правонарушениях, поскольку в силу ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обращения граждан, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами для возбуждения дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1). Они подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в обязанности которых по таким обращениям входит при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения вынесение определения о возбуждение дела об административном правонарушении (ч. 2 и ч. 3); либо же при отсутствии оснований вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5).
При этом к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как установлено судом, из заявления ФИО поступившего в ОМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> <адрес> у ФИО произошел словесный конфликт с ФИО в ходе которого последний причинил телесные повреждения ФИО
Заявление было принято и зарегистрировано в КУСП за № от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. О данном решении ФИО был уведомлен.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО обратился в ОМВД России по <адрес> с ходатайством, в котором просил совершить процессуальные действия: опросить лиц, приобщить к материалам административного производства медицинские документы, провести СМО.
По результатам рассмотрения ходатайства, ДД.ММ.ГГГГ повторно приняты объяснения у ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, составлен протокол об административном правонарушении №. От получения копии данного протокола, ФИО отказался.
В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (п. 2).
Согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 «Побои» проводится административное расследование.
По смыслу ст. 28.7 КоАП РФ административным расследованием являются процессуальные мероприятия, совершенные с соблюдением формы и в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях.
Согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об указанных административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
В соответствии с диспозитивным началом, выражающим цели правосудия по административным делам, прежде всего конституционную цель защиты прав и свобод человека и гражданина, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Таким образом, поскольку в настоящее время материалы КУСП были направлены в Батайский городской суд <адрес> для принятия решения в порядке ст. 23.3 КоАП РФ, проверка по ним была проведена, то не имеется оснований к дополнительному восстановлению прав ФИО и удовлетворению заявленных требований об оспаривании бездействия должностных лиц ОМВД России по <адрес>.
Тот факт, что заявленные административным истцом требования к административному ответчику об оспаривании бездействия не подлежат удовлетворению, влечет за собой отказ в удовлетворении производных административных требований о возложении заявленных административным истцом обязанностей.
Руководствуясь ст.ст. 175-179, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО к ОМВД России по <адрес>, об оспаривании бездействия, обязании совершить действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Батайский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: