РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2022 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Максимовой Е.В.
при секретаре Красотка А.А.,
с участием старшего помощника прокурора г.Тулы Холоимовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-2846/2022 по иску прокурора г.Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Центр образования №25 с углубленным изучением отдельных предметов» об обязании провести мероприятия по антитеррористической защищенности объекта,
установил:
прокурор г.Тулы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Центр образования №25 с углубленным изучением отдельных предметов», в котором просит в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязать провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в структурных подразделениях, расположенных по адресам: <адрес>, а именно:
объект, расположенный по адресу: <адрес>, оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны всех уязвимых мест здания (оконные проемы первого этажа, оконные проемы второго этажа, расположенные над козырьками, двери запасных выходов, люки выходов на крышу), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещение объекта;
объекты, расположенные по адресам: <адрес>, оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны помещений, в которых осуществляется обработка персональных данных и информация ограниченного доступа; оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны всех уязвимых мест здания (оконные проемы первого этажа, оконные проемы второго этажа, расположенные над козырьками, двери запасных выходов, люки выходов на крышу), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещение объекта, обеспечить охраной сотрудниками частных охранных организаций; оборудовать на первом этаже помещение для охраны.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Пролетарского района г.Тулы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения антитерростической защищенности и комплексной безопасности в МБОУ «Центр образования №25 с углубленным изучением отдельных предметов».
В ходе проведенной проверки установлено следующее:
МБОУ «Центр образования №25 с углубленным изучением отдельных предметов» включает в себя структурные подразделения, расположенные по адресам: <адрес>.
Объект, расположенный по адресу: <адрес>, относится ко второй категории опасности, и он не оснащен охранной сигнализацией с выводом на пост охраны всех уязвимых мест здания (оконные проемы первого этажа, оконные проемы второго этажа, расположенные над козырьками, двери запасных выходов, люки выходов на крышу), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещение объекта, на 1-м этаже не оборудовано помещение для охраны.
Объекты, расположенные по адресам: <адрес>, относят к третьей категории опасности, и они не оснащены охранной сигнализацией с выводом на пост охраны всех уязвимых мест здания (оконные проемы первого этажа, оконные проемы второго этажа, расположенные над козырьками, двери запасных выходов, люки выходов на крышу), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещение объекта; не обеспечены охранной сотрудниками частных охранных организаций; не оборудованы на 1-м этаже помещениями для охраны. Кроме того, объект по адресу: <адрес>, не дооснащен видеокамерами системы видеонаблюдения для обеспечения непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест.
По результатам проверки прокурором Пролетарского района г.Тулы вынесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании и о противодействии терроризму. По состоянию на начало учебного года 2022-2023 года выявленные нарушения устранены частично, а именно: объект по адресу: <адрес>, оборудован помещением для охраны, объект по адресу: <адрес>, дооснащен видеонаблюдением. Иные нарушения не устранены. Таким образом, требования представления прокуратуры Пролетарского района г.Тулы до настоящего времени выполнены не в полном объеме.
Впоследствии прокурор г.Тулы уточнил заявленные исковые требования и окончательно просил суд обязать МБОУ «Центр образования №25 с углубленным изучением отдельных предметов» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в структурных подразделениях, а именно:
объект, расположенный по адресу: <адрес>, оснастить охранной сигнализацией,
объекты, расположенные по адресам: <адрес>, оснастить охранной сигнализацией, оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны.
Старший помощник прокурора г.Тулы Холоимова Ю.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Центр образования №25 с углубленным изучением отдельных предметов» по доверенности Бурмистров С.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований. В последнее судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель администрации г.Тулы в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления образования администрации г. Тулы по доверенности Сидорин В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что Управление образования является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств, центр образования является самостоятельным юридическим лицом, и он несет ответственность по всем обязательствам. В последнее судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Заслушав помощника прокурора г.Тулы, представителей ответчика и третьего лица, специалиста Управления Росгвардии Тульской области, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек является высшей ценностью. Его жизнь находится под охраной государства.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст.2 указанного Федерального закона противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритета мер предупреждения терроризма.
В силу п.4 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
- предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом) и др.
Исходя из ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об образовании), образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими сохранность жизни и здоровья обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно требований п. 8 ч. 1 и ч. 2 ст. 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Частью 7 ст. 28 Закона об образовании предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании образовательное учреждение должно создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма.
Учитывая специфику деятельности, образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их воспитанников.
На основании п.4 ч.2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Судом установлены следующие обстоятельства.
Межведомственной комиссией по обследованию и категорированию объектов (территорий) МБОУ «Центр образования №25 с углубленным изучением отдельных предметов» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование объектов данного учреждения на предмет состояния его антитеррористической защищенности. В комиссию входили: зам.директора по ДО Савина Е.В., зав.хозяйством Лизнев Н.А., зам.директора по ДО Чурикова А.А., завхоз Сычкова Е.А., и.о.директора Киселева И.В., зам.директора по АХР Новикова О.Ф., представитель УФСБ России по ТО Шепелев Н.А., инженер ООВиЭИТСОиБ УВО по г.Туле – ФГКУ УВО ВНГ России по ТО Аристархов И.В., начальник ОНД и ПР г. Тулы по Пролетарскому округу Лыков С.М.
Объекту (территории) по адресу: <адрес>, присвоена третья категория опасности.
Объекту (территории) по адресу: <адрес>, присвоена третья категория опасности.
Объекту (территории) по адресу: <адрес>, присвоена вторая категория опасности.
Комиссией определены необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом присвоенной категории объекта, в частности, все три структурных подразделения необходимо оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны всех уязвимых мест, через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объектов, оборудовать на первом этаже помещениями для охраны.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Пролетарского района г.Тулы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в МБОУ «Центр образования №25 с углубленным изучением отдельных предметов».
В ходе проверки установлены, в частности, нарушения, которые прокурор в исковом заявлении просит устранить.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика зам.прокурора Пролетарского района г.Тулы внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании и антитеррористического законодательства, которое в полном объеме до настоящего времени не исполнено.
Прокурор г.Тулы полагает, что непринятие в полном объеме мер по обеспечению безопасности, находящихся в учреждении учащихся и персонала, ведет к значительному снижению антитеррористической защищенности объектов и создает возможности для осуществления террористических атак.
Во исполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Нормами п.17 и п. 18 указанного постановления предусмотрено следующее:
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:
а) разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;
б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
в) своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
г) обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны;
д) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий);
е) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий);
ж) осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
з) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности.
Пунктом 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 предусмотрено, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);
в) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);
д) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;
е) организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями;
ж) осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
з) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Согласно пункту 25 вышеуказанного Постановления в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляются, в частности, следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Пунктом 29 постановления предусмотрено, что инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны при новом строительстве, капитальном ремонте, реконструкции или модернизации объектов (территорий). По решению руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), объекты (территории) могут оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.
В данном постановлении не указано, каким именно способом должны быть обеспечены эти мероприятия. Сторона истца не уточнила, каким именно образом и с использованием каких именно технических средств ответчик должен выполнить данные мероприятия.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста главный специалист ПЦО №4 ФГКУ УВО ВНГ России по ТО ФИО12 в судебном заседании пояснил, что оснащение центра образования охранной сигнализацией предусмотрено пп.а п.25 Постановления Правительства РФ №1006 от 02.08.2019. Порядок, схемы, зоны установки и вид технического средства охраны прописаны в рекомендациях ФКУ «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения РФ, которые разработаны на основе Федеральных законов, Постановлений Правительства РФ, ГОСТов, сводов правил. Установку охранной сигнализации вправе производить организация, имеющая соответствующую лицензию на данный вид работ.
В соответствии с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 30.09.2016 №510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности, в сфере вневедомственной охраны, а также в сфере обеспечения общественной безопасности в пределах своих полномочий (статья 1).
Росгвардия, в частности, организует и обеспечивает участие войск национальной гвардии в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности, охраняемых войсками национальной гвардии объектов (пункт 27 статьи 9).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
На основании ст. 2 того же Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ на войска национальной гвардии возлагается, в том числе, участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации; участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Согласно ч. 3 ст. 8 того же Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ, требования сотрудников войск национальной гвардии при реализации ими полномочий войск национальной гвардии обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
В соответствии с п.10 и п.11 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» представители территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации входят в состав комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории), и, в частности, проводят обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности; изучают конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории); определяют категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию; определяют перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Общий порядок организации участия сотрудников Росгвардии в мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов (территорий) и ММПЛ в составе межведомственных комиссий, а также в осуществлении контроля состояния их антитеррористической защищенности разъясняется в методических рекомендациях «Р 075-2022. Методические рекомендации. Участие подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов различной ведомственной принадлежности».
Минпросвещения России 15.02.2021 утверждены Методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации», разработанные в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Методические рекомендации предназначены для применения в практической деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минпросвещения России и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Минпросвещения России, руководителями органов (организаций), а также должностными лицами при организации и проведении обследования объектов (территорий), подготовке актов обследования и категорирования объектов (территорий) организаций, при определении перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности с учетом установленной категории опасности объекта (территории).
Методические рекомендации разъясняют порядок организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), разработки, согласования и утверждения организационно-распорядительных документов по обеспечению антитеррористической защищенности, заполнения актов обследования и категорирования объектов (территорий).
Из раздела 4 данных методических рекомендаций следует, что в соответствии с пунктами 24 - 27 требований постановления № 1006 для обеспечения АТЗ объектов (территорий) проводятся следующие мероприятия:
Система охранной сигнализации (пункт 25 подпункт «а»):
- рекомендуется обеспечить установку устройств тревожной сигнализации на постах и в помещениях охраны или в местах наиболее длительного пребывания работников, обучающихся и иных лиц, сигнализация должна иметь режим «тихая тревога»;
- возможно, использование носимых устройств сигнализации для незамедлительного приведения в действие и исключения необходимости монтажа проводных линий;
- система охранной сигнализации должна соответствовать правилам, утвержденным Сводом правил №СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования (с Изменениями N 1, 2)» утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 05.04.2012 №160.
Оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (пункт 25 подпункт «в»):
- в соответствии с рекомендациями Росгвардии от 2020 г. «По оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» к средствам передачи тревожных сообщений устанавливаются следующие требования «Независимо от типа применяемых технических средств охраны, с целью оперативного реагирования на возможное возникновение нештатных ситуаций рекомендуется установка на охраняемом объекте локального пульта охраны с выводом тревожных извещений от всех шлейфовых сигнализаций или охраняемых зон без права снятия с охраны».
Порядок, схемы, зоны установки и вид технического средства охраны четко прописаны в рекомендациях ФКУ «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения РФ.
Доказательств, свидетельствующих об установке системы охранной сигнализации в структурных подразделениях, и об оборудовании на объектах по адресам: <адрес>, помещения для охраны, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора об оснащении объектов учреждения охранной сигнализацией и помещением для охраны являются обоснованными.
Согласно п.1.7 Устава МБОУ «Центр образования №25 с углубленным изучением отдельных предметов» Центр образования является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс.
В силу п. 1.6 Устава учредителем Центра образования является муниципальное образование город Тула. Функции и полномочия учредителя в отношении Центра образования осуществляет администрация г.Тулы. Центр образования находится в введении управления образования администрации г.Тулы.
Следовательно, заявленные прокурором требования с учетом их уточнения подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
При определении срока, в течение которого ответчику необходимо будет исполнить решение суда, обязывающее ответчика совершить указанные выше действия, суд, исходя из принципов разумности и справедливости, даты обследования объектов на предмет их антитеррористической защищенности (2019 год), даты проверки сотрудниками прокуратуры (ДД.ММ.ГГГГ), предпринятых ответчиком мер (получение коммерческих предложений, обращение в Управление образования администрации г.Тулы), с учетом мнения сторон считает необходимым и достаточным срок в два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленного искового требования, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
уточненные исковые требования прокурора г.Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать МБОУ «Центр образования №25 с углубленным изучением отдельных предметов» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению антитеррористической защищенности, а именно:
объект учреждения, расположенный по адресу: <адрес>, оснастить охранной сигнализацией;
объект учреждения, расположенный по адресу: <адрес>, оснастить охранной сигнализацией, оборудовать на 1-м этаже помещением для охраны;
объект учреждения, расположенный по адресу: <адрес>, оснастить охранной сигнализацией, оборудовать на 1-м этаже помещением для охраны.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В.Максимова
Мотивированное решение суда изготовлено 20 декабря 2022 года.