24RS0013-01-2023-001711-94
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Емельяново 28 мая 2024 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Павловой К.П.,
при секретаре Мартиросян А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ООО «Эталон –Сити», ООО «Ресурсы24», МКУ «Администрации Солонцовского сельсовета» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к ООО «Эталон –Сити», в котором просит обязать ответчика обеспечить техническое обслуживание, обеспечивающее бесперебойную и безаварийную работу системы, исключающую переливание и загрязнение почвы, а также в течении четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, разработать проект рекультивации неразграниченного земельного участка в границах кадастрового квартала №, с центральной координатой места загрязнения №, площадь загрязнения 19,3 кв.м.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. истцом проведено выездное обследование по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что территориально по адресу <адрес> вблизи дома <адрес>, расположена канализационная насосная станция (далее КНС), от станции в сторону дома <адрес>, отходит металлическая труба диаметром 150-200 мм. Предположительно труба служит как защита от перелива и в случае если объем отходов превышает проектную мощность, происходит сброс отходов через вышеуказанную трубу на почву. В месте выхода трубы в момент проведения рейдового осмотра обнаружены следы выливающихся, вытекающих отходов, присутствовал запах соответствующий данному отходу. В момент обследования присутствовал ФИО1, который пояснил, что такое происходит периодически, предоставил дополнительные фото и видео подтверждения данного факта. На основании вышеуказанного истцом ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту розлива ЖБО на почву в районе КНС расположенной в районе <адрес> В рамках административного расследования установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Эталон- Сити» произошел разлив ЖБО через переливную трубу, тем самым, юридическое лицо допустило несоблюдение экологических требований при эксплуатации объекта капитального строительства. Факт разлива подтверждается отобранными пробами в рамках проведения административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ В ходе административного расследования опрошено местное население п. <адрес>, гражданка пояснила, что проживает рядом с вышеуказанной КНС и периодически становится свидетелем того как происходит сброс ЖБО через металлическую трубу, встроенную в КНС расположенной в районе <адрес>. По факту периодического слива ЖБО на почву, министерством в администрации Солонцовского сельсовета запрошены сведения об эксплуатирующей организации вышеуказанного сооружения (КНС). Солонцовский сельсовет предоставил информацию, о том, что договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ заключен между администрацией Солонцовского сельсовета и ООО «Эталон-Сити». Также постановлением администрации Солонцовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Эталон-Сити» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Солонцовского сельсовета. Также администрацией Солонцовского сельсовета предоставлен акт приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение к договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ Согласно объяснениям от ДД.ММ.ГГГГ директора ООО «Эталон-сити» Ковылина С.О. розлив ЖБО произошел по причине засора оборудования, трубы на водоотведение из-за чего 2-ой колодец переполнился и произошел розлив на почву. Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эталон-Сити» приняло сети водопровода, протяженностью 11 855,0 м, с кадастровым номером №, расположенные в п. <адрес>, сооружение канализационная насосная станция площадью 25,2 кв.м. с кадастровым номером № адресу <адрес>. Таким образом в ходе административного расследования выявлены признаки нарушения природоохранного законодательства, при эксплуатации ООО «Эталон-Сити» канализационной насосной станции. В нарушение действующего законодательства ООО «Эталон-Сити» не проводятся мероприятия по охране окружающей среды, направленные на исключение аварийных ситуаций, что повлекло к систематическому розливу ЖБО на рельеф в районе КНС в районе дома <адрес>А. В рамках административного расследования Министерством отобраны пробы почвы в месте розлива ЖБО, вытекающих на почву из металлической трубы, отходящей от КНС в районе дома <адрес> А, <адрес>. По результатам испытаний проб почвы, отобранных 13.10.2021г. место отбора: <адрес>, в р-не <адрес>. Результаты проб по отношению к фоновым пробам (№). Таким образом в рамках проведения административного расследования установлено, что при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией канализационной насосной станции, произошла порча земель путем их загрязнения при розливе жидких бытовых отходов на почву. В ходе административного расследования выявлены признаки нарушения природоохранного законодательства, при эксплуатации ООО «Эталон-Сити» канализационной насосной станция. По результатам испытаний проб почвы, обнаружено превышение по отношению к фоновым значениям загрязняющих веществ. Причиной загрязнения почвы, стал разлив стоков из указанной канализационной насосной станции. Министерством ДД.ММ.ГГГГ состоялось рассмотрение административного дела в отношении ООО «Эталон-сити», постановлением № по ст. 8.1, ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо признано виновным назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 руб. В министерство ДД.ММ.ГГГГ поступило коллективное письменное обращение от гр. ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, направленное из Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора. В поступившем коллективном обращении граждане жалуются на систематические сливы ЖБО с вышеуказанной КНС, эксплуатируемой ООО «Эталон-сити», осуществляемые и в настоящее время. Также на телефон горячей линии министерства неоднократно поступали жалобы от граждан на вышеуказанную КНС, ДД.ММ.ГГГГ от гр. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ от гр. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ от гр. ФИО8, с жалобами на сливы ЖБО. Согласно договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией Солонцовского сельсовета Емельяновского <адрес> и ООО «Эталон-Сити», п. 1.3 имущество (КНС) предоставляется арендатору во временное пользование с целью его технического обслуживания, для осуществления водоснабжения <адрес>. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ условием пользования является содержать в порядке за счет средств, предусмотренных в тарифах на услуги по водоснабжению, земельные участки и прилегающую к имуществу территорию, осуществлять ее благоустройство, озеленение и уборку от мусора. Таким образом, ООО «Эталон-Сити» не соблюдало обязанность по надлежащему обслуживанию вышеуказанных сетей, а также КНС, что привело к созданию авариных ситуаций, а в дальнейшем загрязнению почвы. Невыполнение обязанности по надлежащему техническому обслуживанию сетей, а также КНС приводит к нарушению работы системы водоснабжения, что приводит в свою очередь к сбоям и переливам на рельеф и загрязнению почвы. Кроме того, ранее Министерством вынесено представление об устранении нарушений, которое на данный момент не исполнено юридическим лицом, информация в министерство не поступала.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО «Ресурсы24», МКУ «Администрации Солонцовского сельсовета».
В судебное заседание представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края не явился, был надлежащим образом извещен.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Эталон-Сити» не явился, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены должным образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что не согласен с заявленными требованиями в полном объеме, просит в иске отказать, указывая на то, что КНС была построена в 1960-х годах, технологический процесс перекачки канализационных стоков на тот момент предусматривал сброс сточных вод на рельеф в случае аварийных ситуаций. В случае на канализационных сетях ответчик до устранения аварии обеспечивает откачку с КНС сточных вод посредством ассенизаторов, что снижает, а не исключает переливание сточных вод на рельеф в период до устранения аварии. На ответчика не возложена обязанность по строительству новой КНС. Также полагает, что истцом не представлено доказательств вины ответчика в ненадлежащем техническом обслуживании КНС.
Представители ответчиков ООО «Ресурсы24», МКУ «Администрации Солонцовского сельсовета» в судебное заседание не явились, были уведомлены должным образом.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся ответчиков в порядке заочного производства.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.ст. 3,4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст.ст. 11,12,13 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации; воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В силу ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарцой безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.1 ст. 41 Устава Емельяновского района Красноярского края администрация Емельяновского района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Емельяновского района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.
В силу п.10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст.51 Федерального закона "Об охране окружающей среды"отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироватьсязаконодательствомРоссийской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ст.39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Частью 5 ст.13 ЗК РФ установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу п.2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 (далее также - Правил) "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
"проект рекультивации земель" - документ, на основании которого проводится рекультивация земель.
Согласно п.3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков; б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством); в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством (п.4 Правил).
Исходя из п.6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации. Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (абз. 1 п. 8 Правил).
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий (абз. 2 п. 8 Правил).
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что собственником сооружения – канализационной насосной станции с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. является <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.102-105).
Также установлено, что постановлением администрации Солонцовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Эталон-Сити» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Солонцовского сельсовета (л.д.35-36).
На основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Солонцовского сельсовета и ООО «Эталон-Сити», с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Солонцовского сельсовета передала ООО «Эталон-Сити» в аренду сооружение канализации (канализация хозяйственно-бытовая), сооружение – канализационная насосная станция. Имущество предоставлено в аренду во временное пользование с целью его технического обслуживания, для обеспечения водоотведения в <адрес> (п.1.3).
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ договора аренды условием пользования является содержание в порядке за счет средств, предусмотренных в тарифах на услуги по водоснабжению, земельные участки и прилегающую к имуществу территорию, осуществление ее благоустройства, озеленение и уборку от мусора.
Администрацией Солонцовского сельсовета указанное имущество передало ООО «Эталон-Сити», что подтверждается актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Ресурсы24» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Солонцовского сельсовета (л.д.172).
На основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Солонцовского сельсовета и ООО «Ресурсы24», администрация Солонцовского сельсовета передала ООО «Ресурсы24» в аренду сооружение канализации (канализация хозяйственно-бытовая), сооружение – канализационная насосная станция. Имущество предоставлено в аренду во временное пользование с целью его технического обслуживания, для обеспечения водоотведения в <адрес> (п.1.3).
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ договора аренды условием пользования является содержание в порядке за счет средств, предусмотренных в тарифах на услуги по водоснабжению, земельные участки и прилегающую к имуществу территорию, осуществление ее благоустройства, озеленение и уборку от мусора.
Администрацией Солонцовского сельсовета указанное имущество передало ООО «Ресурсы24», что подтверждается актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.176).
На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Солонцовского сельсовета и ООО «Ресурсы24» расторгнут (л.д.177), имущество возвращено администрацией Солонцовского сельсовета (л.д.178).
После чего постановлением администрации Солонцовского сельсовета от от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Эталон-Сити» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Солонцовского сельсовета (л.д.166).
На основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ администрация Солонцовского сельсовета передала ООО «Эталон-Сити» в аренду сооружение канализации (канализация хозяйственно-бытовая), сооружение – канализационная насосная станция. Имущество предоставлено в аренду во временное пользование с целью его технического обслуживания, для обеспечения водоотведения в <адрес> (п.1.3).
Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ договора аренды условием пользования является содержание в порядке за счет средств, предусмотренных в тарифах на услуги по водоснабжению, земельные участки и прилегающую к имуществу территорию, осуществление ее благоустройства, озеленение и уборку от мусора.
Администрацией Солонцовского сельсовета указанное имущество передало ООО «Эталон-Сити», что подтверждается актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.171).
Также установлено, что в министерство экологии и рационального природопользования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ из природоохранной прокуратуры <адрес> поступило обращение ФИО1, который в обращении пояснил, что периодически становится свидетелем разлива ЖБО на почву, в районе <адрес>. Предполагает, что розлив происходит по причине, переполняющейся КНС расположенной вблизи вышеуказанного адреса.
Министерством ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное обследование вышеуказанной территории, в ходе которого установлено, что территориально по адресу <адрес> вблизи дома <адрес>, расположена канализационная насосная станция (далее КНС), от станции в сторону дома <адрес>, отходит металлическая труба диаметром 150- 200 мм. Предположительно труба служит как защита от перелива и в случае если объем отходов превышает проектную мощность, происходит сброс отходов через вышеуказанную трубу на почву. В месте выхода трубы в момент проведения рейдового осмотра обнаружены следы выливающихся, вытекающих отходов, присутствовал запах соответствующий данному отходу. В момент обследования присутствовал гр. ФИО1, который пояснил, что такое происходит периодически, предоставил дополнительные фото и видео подтверждения данного факта (л.д.63,64).
На основании вышеуказанного истцом ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту розлива ЖБО на почву в районе КНС расположенной в районе <адрес> (л.д.67-69).
В ходе административного расследования опрошено местное население <адрес>, граждане пояснили, что проживают рядом с вышеуказанной КНС и периодически становятся свидетелями того, как происходит сброс ЖБО через металлическую трубу, встроенную в КНС расположенной в районе <адрес> (л.д.61,62).
В рамках административного расследования Министерством ДД.ММ.ГГГГ отобраны пробы почвы в месте розлива ЖБО, вытекающих на почву из металлической трубы, отходящей от КНС в районе дома <адрес> А, <адрес>. По результатам испытаний проб почвы, отобранных ДД.ММ.ГГГГ. место отбора: <адрес> (л.д.71-72). Результаты проб (л.д.73-76) отображены в таблице:
Шифр проб |
463П |
464П |
Азот нитритный, мг/кг |
||
Проба |
0,16 |
0,064 |
Фон |
0,052 |
0,050 |
Превышение, раз |
3,0 |
1,3 |
Азот аммонийный (солевая вытяжка), мг/кг |
||
Проба |
7,0 |
менее 5,0 |
Фон |
менее 5,0 |
менее 5,0 |
Превышение, раз |
1,4 |
нет |
Азот нитратный, мг/кг |
||
Проба |
более 23 |
более 23 |
Фон |
10,7 |
12,3 |
Превышение, раз |
более 2,1 |
более 1,9 |
Плотный остаток (водная вытяжка), мг/кг |
||
Проба |
0,170 |
0,24 |
Фон |
0,347 |
0,150 |
Превышение, раз |
нет |
i,6 |
Водородный показатель (водная вытяжка), мг/кг |
||
Проба |
7,88 |
7,77 |
Фон |
8,69 |
8,58 |
Разница в ед. pH |
нет |
нет |
Нефтепродукты, мг/кг |
||
Проба |
479 |
427 |
Фон |
138 |
138 |
Превышение, раз |
3,5 |
3,1 |
Сульфат-ион, мг/кг |
||
Проба |
48 |
34 |
Фон |
120 |
284 |
Превышение, раз |
нет |
нет |
Хлорид-ион, мг/кг |
||
Проба |
50 |
90 |
Фон |
39 |
74 |
Превышение, раз |
1,3 |
1,2 |
Фосфат-ион, мг/кг |
||
Проба |
9,4 |
9,0 |
Фон |
4,4 |
Менее 3,0 |
Превышение, раз |
2,1 |
Более 3,0 |
Органическое вещество, % |
||
Проба |
4,2 |
3,2 |
Фон |
3,5 |
3,1 |
Превышение, раз |
1,2 |
1,03 |
Мышьяк (массовая доля), мг/кг |
||
Проба |
9 |
4,7 |
Фон |
Менее 0,1 |
4,3 |
Превышение, раз |
Более 90 |
1,1 |
Таким образом, установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Эталон-Сити» произошел разлив ЖБО через переливную трубу, тем самым, юридическое лицо допустило несоблюдение экологических требований при эксплуатации объекта капитального строительства.
Согласно письменным объяснениям директора ООО «Эталон-сити» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ розлив ЖБО произошел по причине засора оборудования, трубы на водоотведение из-за чего 2-ой колодец переполнился и произошел розлив на почву (л.д.43).
Таким образом в ходе административного расследования выявлены признаки нарушения природоохранного законодательства, при эксплуатации ООО «Эталон-Сити» канализационной насосной станции. В нарушение действующего законодательства ООО «Эталон-Сити» не проводятся мероприятия по охране окружающей среды, направленные на исключение аварийных ситуаций, что повлекло к систематическому розливу ЖБО на рельеф в районе КНС в районе <адрес> При осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией канализационной насосной станции, произошла порча земель путем их загрязнения при розливе жидких бытовых отходов на почву. В ходе административного расследования выявлены признаки нарушения природоохранного законодательства, при эксплуатации ООО «Эталон-Сити» канализационной насосной станция.
В связи с чем, постановлением Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эталон-Сити» было привлечено к административной ответственности по ст. 8.1, ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (л.д.16-26), вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.27-29), доказательств исполнения которого ООО «Эталон-сити» не представлено.
Вместе с тем в министерство ДД.ММ.ГГГГ поступило коллективное письменное обращение граждан, направленное из Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, в котором граждане жалуются на систематические сливы ЖБО с вышеуказанной КНС, эксплуатируемой ООО «Эталон-сити», осуществляемые и в настоящее время. Также на телефон горячей линии министерства неоднократно поступали жалобы от граждан на вышеуказанную КНС с жалобами на сливы ЖБО (л.д.77-83).
В соответствии с актом № выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ г. Министерством в рамках регионального экологического надзора проведено выездное обследование, в ходе которого установлено, что по адресу: <адрес>, место обследования вблизи КНС с кадастровым номером №, расположена канализационно-насосная станция. В рамках мероприятия обследовано место вблизи металлической трубы, которая соединена с КНС и служит предохраняющим устройством от перелива резервуаров КНС, во время нештатных ситуаций. Труба проложена под землей и выходит на поверхность на расстоянии около 200-150 метров от самой станции. На момент проведения обследования, из трубы на почву поступала жидкость мутного цвета основываясь на ранее проведенных исследованиях, жидкость являются жидкие бытовые отходы, находящиеся на станции. Также жидкость имела соответствующий цвет и запах характеризующий ее как ЖБО. В момент обследования на станции работники отсутствовали, доступа для обследования не было. Жидкость разливалась по почве вблизи трубы, и в дальнейшем попадала в реку Нанжуль. В рамках обследования установлено, от станции путем переливной трубы осуществляется сброс ЖБО неположенном месте, на почву вблизи реки Нанжуль. Данный факт зафиксирован на фото и видео (л.д.200-201).
Таким образом, ООО «Эталон-Сити» не соблюдает обязанность по надлежащему обслуживанию вышеуказанных сетей, а также КНС, что привело к созданию авариных ситуаций, а в дальнейшем загрязнению почвы. Невыполнение обязанности по надлежащему техническому обслуживанию сетей, а также КНС приводит к нарушению работы системы водоснабжения, что приводит в свою очередь к сбоям и переливам на рельеф и загрязнению почвы.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ООО «Эталон –Сити» обязанности в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить техническое обслуживание, обеспечивающее бесперебойную и безаварийную работу канализационной системы, исключающую переливание и загрязнение почвы, а также обязанности в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать проект рекультивации неразграниченного земельного участка в границах кадастрового квартала №, с центральной координатой места загрязнения №, площадь загрязнения 19,3 кв.м.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198,235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ООО «Эталон –Сити» о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на ООО «Эталон –Сити» обязанность в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить техническое обслуживание, обеспечивающее бесперебойную и безаварийную работу канализационной системы, исключающую переливание и загрязнение почвы.
Обязать ООО «Эталон –Сити» в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать проект рекультивации неразграниченного земельного участка в границах кадастрового квартала №, с центральной координатой места загрязнения №, площадь загрязнения 19,3 кв.м.
В удовлетворении исковых требований Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ООО «Ресурсы24», МКУ «Администрации Солонцовского сельсовета» отказать.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено 17.06.2024 г.
Председательствующий: К.П. Павлова