Дело № 5-797/2021г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
06 апреля 2021 года г. Элиста
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Надбитова Г.П., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Эрендженова Александра Александровича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, неженатого, зарегистрированного и проживающего по адресу: <данные изъяты>, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Заместителем начальника отдела организации и обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия Сангаджиевой Н.В. составлен протокол об административном правонарушении № 30 от 09 февраля 2021г. в отношении Эрендженова А.А. по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпиде -миологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Эрендженову вменяется то, что он 15 декабря 2020г. в 19 час., состоя на самоизоляции по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, на момент его проверки участковым уполномоченным полиции Управления МВД России по г. Элисте старшим лейтенантом ФИО1 отсутствовал по месту жительства. Данное обстоятельство участковым уполномоченным полиции установлено в ходе проверки с выездом по месту жительства Эрендженова; не ответившего на его звонок на абонентский номер <данные изъяты>, указанный как номер Эрендженова. Предписанием ведущего специалиста-эксперта отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия ФИО2 от 10 декабря 2020г. № 90 контактным, в соответствии со списком, предписано находиться в режиме изоляции в течение 14 дней со дня контакта с больным с подозрением на инфекционное заболевание (коронавирусная инфекция) под непрерывным медицинским наблюдением по месту проживания. Эрендженов предупреждался об административной и уголовной ответственности за нарушение режима самоизоляции, представление недостоверных сведений.
Эрендженов просит рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что о месте и времени составления Управлением Роспотребнадзора по РК протокола его не извещали (заявление от 06 апреля 2021г.).
Представитель Управления Роспотребнадзора по РК, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился; об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, приходит к выводу, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Санитарными правилами 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)», утвержденными постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 15, установлены требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Лицо, контактировавшее с больным COVID-19, находится в изоляции (в обсерваторе, по месту жительства) не менее 14-ти календарных дней со дня последнего контакта с больным COVID-19 или до выздоровления (в случае развития заболевания) (пункт 3.8 СП 3.1.3597-20).
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает в себя, в том числе соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции (пункт 4.2 СП 3.1.3597-20).
Согласно протоколу об административном правонарушении, Эрендженову вменялось то, что он, как контактировавший с больным COVID-19 и находившийся на 14-тидневной изоляции с 07 декабря по 20 декабря 2020г., 15 декабря 2020г. в 19 час. покинул место своего жительства, расположенное по адресу <данные изъяты>, чем нарушил пункты 3.8 и 4.2 Санитарных правил 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)» при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Эрендженова А.А. к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
По ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении составлен 09 февраля 2021 г. должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в отношении Эрендженова А.А. в его отсутствие.
При этом, в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие об извещении Эрендженова А.А. о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении.
Направленное Эрендженову извещение № 08-00-03/09-66-2021 от 29 января 2021г. с почтовым идентификатором № <данные изъяты> о дате составления протокола 09 февраля 2021 г. в 15 часов 30 минут на момент составления протокола об административном правонарушении Эрендженову не было вручено, покинуло сортировочный центр 09 февраля 2021г., после неудачной попытки вручения 11 февраля 2021г. возвращено отправителю 16 февраля 2021 г., то есть после даты составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается информацией по указанному идентификатору с сайта ФГУП «Почта России».
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении составлен 09 февраля 2021г., доказательства получения Эрендженовым извещения о составлении протокола 09 февраля 2021г. отсутствуют.
Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что Эрендженов о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 09 февраля 2021г. не был извещен.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
Согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.6.1 данного Кодекса, проводится административное расследование.
Данная позиция отражена и в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30 апреля 2020г., в котором в ответе на вопрос 20 указано, что в случаях, если после выявления административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.3 КоАП РФ, возникла необходимость осуществления комплекса требующих значительных временных затрат процессуальных действий, может быть проведено административное расследование.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Осуществление должностным лицом требующих значительных временных затрат процессуальных действий из материалов данного дела не усматривается, фактически административное расследование по делу не проводилось, доказательства нарушения Эрендженовым режима самоизоляции суду не представлены.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В нарушение закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности, в материалах дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства вины Эрендженова в совершении вмененного административного правонарушения. Между тем, данные обстоятельства имеют значение для правильного рассмотрения дела, поскольку от них зависит установление наличия либо отсутствия в действиях лица состава правонарушения; вышеуказанные нарушения требований КоАП РФ являются существенными.
Согласно ст. 49 Конституции РФ неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, анализ установленных судом фактических обстоятельств дела и исследованная совокупность доказательств позволяет сделать вывод об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Следовательно, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Эрендженова А.А. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Эрендженова Александра Александровича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение 10 суток со дня получения копии постановления через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Судья Надбитова Г.П.