ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 ноября 2019 года № 3а-518/2019
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Молоковой Л.К.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сердцевой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
акционерное общество «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» (далее - АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом») является собственником объектов недвижимости:
- ...;
- ...
- ...;
- ...
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... определена по состоянию на 24 июня 2013 года в размере 88 445 133 рублей, объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 2 204 707 рублей, 3 966 808 рублей 93 копеек, 6 530 655 рублей соответственно, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л. д. 22, 61-63).
Административный истец, полагая, что результатами кадастровой оценки объектов недвижимости нарушены его права и законные интересы как собственника и налогоплательщика, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование административных исковых требований АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» представлены отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 23 августа 2019 года № 01-83/2019 и № 01-84/2019, выполненные оценщиком индивидуальным предпринимателем Сергиным А.В., являющимся членом саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков».
Согласно указанным отчётам рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 24 июня 2013 года составила 44 374 000 рублей, объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... по состоянию на 25 ноября 2011 года – 1 247 458 рублей, 889 831 рубль и 2 922 881 рубль соответственно.
Административный истец просит восстановить срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №...; пересмотреть кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости, установив её в размере их рыночной стоимости, определённой на основании вышеприведённых отчётов оценщика, взыскать судебные расходы в размере: с Департамента имущественных отношений Вологодской области - 27 000 рублей, с Правительства Вологодской области – 51 000 рублей.
Представитель административного истца АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков Департамента имущественных отношений Вологодской области, Правительства Вологодской области по доверенностям Веселова Е.Л. поддержала доводы отзывов на административное исковое заявление, просила принять решение, исходя из фактических обстоятельств дела.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, заслушав объяснения представителя Департамента имущественных отношений Вологодской области и Правительства Вологодской области, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в части.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Законом Вологодской области от 21 ноября 2003 года № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Учитывая вышеизложенное, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» как налогоплательщика, что в силу абзаца 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности даёт ему право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленный статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для юридических лиц предварительный порядок обращения в комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.
АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Вологодской области 25 сентября 2019 года.
Уведомлением комиссии от 30 сентября 2019 года документы по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №... возвращены АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» без рассмотрения, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость в размере 88 445 133 рублей является его рыночной стоимостью и установлена на основании решения комиссии от 30 сентября 2015 года принятому по заявлению АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» от 15 сентября 2015 года.
Как следует из указанного решения комиссии, административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №... и установлении ее в размере рыночной стоимости объекта недвижимости равной 88 445 133 рублям на дату оценки 24 июня 2013 года, представив отчет об оценке. Заявление удовлетворено.
Таким образом, АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» уже реализовало свое право на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером №..., обратившись, в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Вологодской области с соответствующим заявлением, которая его требование удовлетворила и установила кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №... равной рыночной стоимости, которая в силу разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», будет действовать до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 данного Кодекса.
Ввиду изложенного, производство по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» в части требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №... и установлении ее в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, подлежит прекращению, поскольку настоящее дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.
Также 30 сентября 2019 года уведомлением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Вологодской области документы по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... возвращены АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» без рассмотрения в связи с истечением 5-летнего срока обращения в комиссию.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... внесены в реестр объектов недвижимости 19 октября 2012 года.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости подано АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» в суд 02 октября 2019 года, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости пропущен.
Пропуск названного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (абзац 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).
Как усматривается из материалов дела, в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, что является основанием для восстановления АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» процессуального срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №....
В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объектов оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 20 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В качестве доказательства рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... административным истцом представлен отчёт об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 23 августа 2019 года № 01-84/2019, выполненный оценщиком индивидуальным предпринимателем Сергиным А.В.
Проверяя представленный административным истцом отчёт на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и её итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.
Содержание отчёта от 23 августа 2019 года № 01-84/2019 свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёт базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчёте приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.
Оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчёт об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 23 августа 2019 года № 01-84/2019 с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в нем информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости объектов недвижимости, отвечает предъявляемым к нему законодательным требованиям, а потому признаёт его допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №...
Представители административных ответчиков размер рыночной стоимости объектов недвижимости не оспаривали, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчёте оценщика, величине рыночной стоимости указанных объектов недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость указанных выше объектов недвижимости может быть пересмотрена и установлена в размере их рыночной стоимости на основании отчёта от 23 августа 2019 года № 01-84/2019, выполненного оценщиком индивидуальным предпринимателем Сергиным А.В.
Учитывая вышеизложенное, требования административного истца в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... подлежат удовлетворению.
При этом суд полагает необходимым отметить следующее. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что поскольку сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
При таких обстоятельствах датой подачи АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... необходимо указать дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Вологодской области 25 сентября 2019 года.
Административный истец, кроме того, ставит вопрос о возмещении ему понесённых по делу судебных расходов: на оценку рыночной стоимости объектов недвижимости: земельного участка - 25 000 рублей, нежилых зданий - по 15 000 рублей за каждый объект, на уплату государственной пошлины - 8 000 рублей.
В соответствии со статьей 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В целях проведения оценки рыночной стоимости объектов недвижимости АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» 12 августа 2019 года заключило с индивидуальным предпринимателем Сергиным А.В. договор на проведение оценки (л. д. 23-24).
Стоимость работ по договору по оценке объекта недвижимости с кадастровым номером №... составила 25 000 рублей, с кадастровыми номерами: №... по 15 000 рублей за каждый объект.
Вместе с тем, доказательств оплаты АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» индивидуальному предпринимателю Сергину А.В. денежных средств не представлено, при этом имеющиеся в материалах дела расходные кассовые ордера (л. д. 25, 73) о получении Потятынником Я.Я. денежных средств из кассы общества для оплаты по договору на оказание оценочных услуг от 12 августа 2019 года таковыми не являются.
При подаче административного иска в суд АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» уплачена государственная пошлина в общем размере 8 000 рублей, что подтверждено расходными кассовыми ордерами от 13 сентября 2019 года и платёжными поручениями от 13 сентября 2019 года (л.д. 12, 37-39).
Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... превышает его рыночную стоимость, установленную судом, в 4,46 раза, с кадастровым номером №... - в 2,23 раза, что свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к конкретным объектам недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца как собственника объектов недвижимости.
Принимая во внимание изложенное, поскольку при рассмотрении административного дела правомерность требований административного истца подтверждена, так же как и превышение кадастровой стоимости над рыночной, административные исковые требования об установлении в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости подлежат удовлетворению, постольку требование АО «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» о взыскании с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, судебных издержек, связанных с пересмотром кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и подтверждённых документально, является правомерным.
Вместе с тем, ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером: №... превышает итоговую величину его рыночной стоимости, установленную судом в качестве кадастровой, в 1,77 раза, что укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и не свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к конкретному объекту недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца как собственника и арендатора объектов недвижимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 июля 2017 года № 20-П, при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не исключается того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости её расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Вологодской области проведена в 2012, результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, находящихся на территории Вологодской области, утверждены постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1125.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о взыскании с Правительства Вологодской области в пользу административного истца судебных расходов, понесенных на уплату государственной пошлины при подаче административного искового заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., в размере 4000 рублей.
Принимая во внимание, что административными ответчиками не оспаривается право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), при этом производство по делу в части требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка, подлежит прекращению, суд полагает правомерным отказать административному истцу во взыскании судебных расходов в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами №....
Руководствуясь статьями 175, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - ....
Восстановить акционерному обществу «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №....
Административное исковое заявление акционерного общества «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 1 247 458 рублям по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 889 831 рублю по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 2 922 881 рублю по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года.
Датой обращения акционерного общества «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... считать 25 сентября 2019 года.
Взыскать с Правительства Вологодской области в пользу акционерного общества «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» судебные расходы по административному делу № 3а-518/2019 в размере 4000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований о взыскании судебных расходов акционерному обществу «Заводская конюшня «Вологодская» с ипподромом» отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.К. Молокова
Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2019 года