Копия
Председательствующий по делу судья ФИО2
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33А-830
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ |
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО10,
судей: ФИО11
ФИО9,
при секретаре ФИО8
с участием представителя военного прокурора Ярославского гарнизона –советника юстиции ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Академия) на решение Ярославского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому удовлетворено заявление военного прокурора Ярославского гарнизона в защиту интересов военнослужащего учебного зенитного ракетного дивизиона учебного центра Академии (далее – центр подготовки) подполковника ФИО1 об оспаривании бездействия начальника Академии, связанного с нерассмотрением вопроса об установлении ФИО1 надбавки за особые условия военной службы.
Заслушав доклад судьи ФИО9, объяснения представителя военного прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 (или заявитель) с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу в Академии на должности командира учебного зенитного ракетного дивизиона учебного центра (подготовки младших специалистов). Ранее он занимал должность командира учебного зенитного ракетного дивизиона учебного центра (подготовки младших специалистов) филиала (г. Ярославль) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», который с ДД.ММ.ГГГГ был реорганизован в филиал Академии.
До указанной реорганизации ему была назначена и выплачивалась надбавка за особые условия военной службы на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением (далее – надбавка) в соответствии с Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ. Однако после проведения реорганизации выплата данной надбавки была прекращена и несмотря на неоднократные обращения ФИО1 к начальнику Академии эта надбавка не устанавливалась.
Полагая, что этим нарушаются его права, ФИО1 обратился к военному прокурору, который подал заявление в защиту интересов ФИО1 в суд и просил признать незаконным указанное бездействие начальника Академии, и обязать названное должностное лицо рассмотреть вопрос об установлении ФИО1 надбавки.
Гарнизонный военный суд заявление военного прокурора удовлетворил и обязал начальника Академии рассмотреть вопрос об установлении ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надбавки в размере 20 процентов оклада по воинской должности.
В апелляционной жалобе представитель начальника Академии, считая решение суда незаконным и необоснованным в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование этого, ссылаясь на положения Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1073, в соответствии с которым утверждены Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, приказа Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» от 30 декабря 2011 г. № 2700 (далее – Порядок), обращает внимание на то, что спорная надбавка выплачивалась военнослужащим, чьи должности были включены в Перечень воинских должностей руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил, а также воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, утвержденный приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
После вступления в силу вышеуказанного Порядка и признания утратившим силу на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № названного перечня, в Академию поступило указание Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением Перечня, аналогичного утвержденному приказом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как отмечается в жалобе, занимаемая ФИО1 должность в этот перечень не включена, что наряду с отсутствием рапорта заявителя о производстве выплаты, препятствует получению им спорной ежемесячной надбавки.
Кроме того, по мнению представителя должностного лица, ФИО1 пропущен установленный законом срок на обращение в суд, а в решении отсутствует вывод о том, что при назначении указанной надбавки размер производимых ему дополнительных выплат не будет превышать 100% оклада по воинской должности.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
В соответствии с ч. 12 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются дополнительные выплаты, предусмотренные, в том числе ч. 18 настоящей статьи.
В силу ч. 18 ст. 2 указанного закона ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Во исполнение этого предписания закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1073 утверждены Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее – Правила), в силу подп. «г» п. 3 которых надбавка выплачивается в размере до 30 процентов оклада по воинской должности военнослужащим на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
В силу подп. «д» п. 53 Порядка, военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, выплачивается надбавка в размере 20 процентов оклада по воинской должности, в том числе, на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Согласно п. 38, 39 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты (далее – надбавки) выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), если иное не предусмотрено настоящим Порядком. Эти надбавки исчисляются исходя из окладов по занимаемым (временно исполняемым) воинским должностям и выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания.
Таким образом, исходя из приведенных норм законодательства, правом на получение надбавки обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением, в котором имеется личный состав и непосредственно осуществляющие руководство этим подразделением.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ является командиром учебного зенитного ракетного дивизиона учебного центра Академии.
Согласно штату Академии в подчинении ФИО1 находится более 20 офицеров и свыше 400 рядовых и сержантов.
В соответствии с функциональными обязанностями командира дивизиона – он является основным организатором боевой подготовки и воинского воспитания личного состава учебного дивизиона, и обязан, в том числе вести подготовку офицеров учебного дивизиона, руководить боевой подготовкой и воспитанием личного состава, умело управлять учебным дивизионом, руководить хозяйством дивизиона.
Принимая во внимание приведенные обязанности, следует прийти к выводу о том, что их исполнение командир учебного дивизиона, которым является ФИО1, может исполнять не иначе как посредством руководства подразделением.
Таким образом, исполнение обязанностей по занимаемой им должности связано с руководством подразделением.
Проанализировав вышеуказанные нормативные правовые акты, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что выплата оспариваемой надбавки не находится в зависимости от включения воинской должности в соответствующий перечень, а также обращения военнослужащего с рапортом, в связи с чем обоснованно признал право ФИО1 на ее получение.
Поскольку порядок производства этой выплаты утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700, суд в решении дал верную правовую оценку перечням воинских должностей руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил, а также воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, утвержденных приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также приложенных к указанию Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, посчитав их неподлежащими применению в настоящем деле.
В силу п. 7 Порядка денежное довольствие, причитающееся военнослужащему и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого военнослужащий имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия. Иные дополнительные выплаты выплачиваются, если обращение за получением последовало до истечения трех лет со дня возникновения права на них.
Учитывая приведенные положения нормативного правового акта, а также принимая во внимание фактические обстоятельства дела, в том числе период, за который ФИО1 просил произвести полагающуюся ему выплату, следует признать, что срок на обращение в суд за восстановлением нарушенного права им не пропущен.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что суд был обязан установить общий размер дополнительных выплат, полагающихся ФИО1, не соответствует требованиям ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, поскольку предметом судебного разбирательства являлось выяснение обстоятельств нарушения прав ФИО1 только на получение надбавки за особые условия военной службы.
Таким образом, решение Ярославского гарнизонного военного суда по настоящему делу следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ярославского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению военного прокурора Ярославского гарнизона в защиту интересов ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военно-космическая академия имени ФИО5» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного военного суда
ФИО9
Секретарь судебного заседания
ФИО8