Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2023 года.
Дело №
УИД 27RS0№-93
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Переяславка 19 декабря 2023 года
Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Ю.С. Выходцевой,
при секретаре судебного заседания Т.А. Богомаз,
с участием представителя ответчика - администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края Е.В. Драбич, действующей на основании доверенности № 3-11/277 от 18.11.2022,
представителя ответчика - администрации городского поселения «Рабочий поселок Мухен» муниципального района имени Лазо Хабаровского края В.В. Ташлыковой, действующей на основании доверенности № 04 от 14.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО3 к администрации муниципального района имени <адрес>, администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» муниципального района имени <адрес> об обязании совершить определенные действия,
установил:
ФИО4 действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО3 обратились в суд с иском к администрации муниципального района имени <адрес> об обязании совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что она ДД.ММ.ГГГГ приобрела с использованием средств материнского капитала жилое помещение по адресу: <адрес>. В настоящее время жилье является непригодным для проживания. С учетом уточнений просит обязать ответчика - администрацию муниципального района имени <адрес> выкупить приобретенное ею жилое помещение по адресу: <адрес> по стоимости, рассчитанной в соответствии с положениями ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация городского поселения «Рабочий <адрес>» муниципального района имени <адрес>, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО11
Истцы ФИО4, ФИО3, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От истца ФИО4 поступила телефонограмма о рассмотрении дела в ее отсутствие, от истца ФИО3 поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо ФИО8 о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, согласно заявления, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что отношения к спорной квартире не имеет, в <адрес> не проживает с 2000 года, снялась с регистрационного учета.
Руководствуясь статьями 117, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель ответчика администрации муниципального района имени <адрес>, ФИО7 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которым считает, что администрация муниципального района имени <адрес> не является надлежащим ответчиком по делу. Дом, по адресу: <адрес> в реестре (сводной описи) муниципального имущества не значится. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания, регламентирован постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец обращалась в администрацию городского поселения «Рабочий <адрес>» с заявлениями о признании дома аварийным, на которые истцу были даны разъяснения о необходимости предоставления экспертного заключения для признания дома аварийным, которое до настоящего времени предоставлено не было. Кроме того, в <адрес> имеются жилые квартиры, находящиеся в отличном состоянии, по своему физическому износу <адрес> не может быть признан аварийным. Согласно сведений администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» муниципального района имени Лазо, в <адрес>. 6 по <адрес> более 10 лет никто не проживает. В силу положений ст. 210 ГК РФ, 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Полагает, что истцы создали неблагоприятные условия проживания в жилом помещении, собственниками которого они являются. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» муниципального района имени <адрес> ФИО9, с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, приведенным в письменном отзыве, согласно которому просила отказать в удовлетворении исковых требований. ФИО4 приобрела квартиру за счет средств материнского капитала ДД.ММ.ГГГГ. В силу ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственники жилого помещения несут бремя его содержания, обязаны поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним. Истцы в приобретённое жилье не въехали, ни проживают в нем до настоящего времени. В нарушение требований законодательства Российской Федерации, использую социальные выплаты, установленные законом, полученные путем умолчания о фактах влекущих прекращение указанных выплат, жилищные условия не улучшили, обязанности свои как собственников не исполняют. В связи с тем, что квартира долгое время истцами была брошена, электрическая и тепловая энергия была отключена. Свободный доступ в квартиру неоднократно устранялся соседями и управляющей компанией, так как имело место проникновение в помещение неопределенного круга лиц. Не контролируя состояние своего жилья в течении 12 лет, истцы сознательно создавая неблагоприятные условия проживания в нем, тем самым из корыстных побуждений фактически осуществляют действия, направленные на незаконное получение денежных средств из бюджета городского поселения или муниципального района. По своему физическому износу <адрес> никогда не признавался и не может быть признан аварийным. Порядок признания помещения пригодным (непригодным) для проживания, аварийным предусмотрен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. ФИО4 обращалась в администрацию с заявлением о признании <адрес> аварийным и непригодным для проживания, приобщая документы, кроме экспертного заключения. В рассмотрении заявлений ФИО4 было отказано. Предположение истцов о непригодности для проживания их жилья является надуманным, не подтвержденным заключением установленной правовыми номами комиссии и решением органа местного самоуправления. Правовая норма ст. 32 ЖК РФ не подлежит применению в рассматриваемом деле. Дополнительно пояснила, что <адрес> не признавался аварийным, непригодным для проживания, в данном доме имеются жилые квартиры, в которых проживают семьи. В течении длительного времени истцы в квартире не проживают, не обеспечивают сохранность своего имущества. В настоящее время квартира отключена от коммунальных услуг, в связи с не проживанием собственников, а также постоянным повреждением входной двери, управляющей компании принимались меры к прекращению доступа посторонних лиц в квартиру.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО11 пояснила, что в 2008 году она продала принадлежащую ей <адрес>. Сделка купли-продажи квартиры была оформлена через риэлтора, кто является собственником данной квартиры в настоящее время ей не известно. На момент продажи квартиры, она была в хорошем состоянии, пригодна для проживания. С момента продажи квартиры она видела, что в данной квартире никто не проживает. В настоящее время в <адрес> также никто не проживает. Вместе с тем, дом является жилым, в нем проживают 4 семьи.
Заслушав лиц участвующих в деле, свидетеля, изучив материалы дела в совокупности, суд пришел к следующему.
В силу статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 1 статьи 17 Жилищного кодекса РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ и частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 4 статьи 30 Жилищного кодекса РФ).
Из части 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 6 статьи 15 Жилищного кодекса РФ многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Размер выкупной стоимость Квартиры зависит исключительно от волеизъявления сторон соглашения о выкупе и определяется по правилам части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в случае если жилой дом, признан аварийным и подлежащим сносу, то есть в предусмотренных законом случаях.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный <адрес>, расположен по адресу: <адрес>, район имени Лазо, <адрес>, с кадастровой стоимостью 3 819 049 рублей 97 копеек, имеет общую площадь 324,7 кв.м, состоит из двух этажей, построен в 1964 году (л.д. 76-81).
Как следует из выписки из единого государственного реестра объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, района имени Лазо, <адрес>, общей площадью 52,1 кв.м., с кадастровой стоимостью 610 129 рублей 55 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ являются ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по 1/3 доли в праве общей долевой собственности (л.д. 108-113).
Вышеуказанная квартира приобретена ФИО4 (ФИО13) К.В. за счет средств материнского семейного капитала серии МК-3 № по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 является матерью ФИО1, ФИО3, что следует из свидетельств о рождении ФИО1, ФИО3, свидетельств о регистрации и расторжении брака (л.д.23,24,43,44,45).
Из информации администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» муниципального района имени <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение - <адрес>, на балансе администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» муниципального района имени <адрес> не состоит (л.д. 67).
Из информации администрации муниципального района имени <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение - <адрес>, в реестре (Сводной описи) муниципального имущества муниципального района имени Лазо не значится (л.д. 69).
В соответствии с п. п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Положение), к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
В силу указанного Положения принятие решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является компетенцией органа местного самоуправления.
В силу пункта 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в названном Положении требованиям.
В соответствии с пунктом 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Согласно п. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Тем самым, основным критерием аварийности жилого помещения является деформация и повреждение несущих конструкций, что создает опасность для жизни ввиду реальной возможности обрушения.
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, в числе прочих документов, заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 45 Положения).
Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с пунктом 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) обращалась в администрацию городского поселения «Рабочий <адрес>» муниципального района имени <адрес> с заявлениями о признании <адрес> аварийным, указывая, что является собственником <адрес>, в настоящее время жилье является не пригодным для проживания (л.д.54-55, 61-62).
Согласно ответов администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» муниципального района имени <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> по своему физическому состоянию не может быть признан аварийным. ФИО4 разъяснено право на признание непригодной для проживания принадлежащей ей квартиры, порядок и документы, необходимые для признания квартиры непригодной для проживания. Кроме того заявителю указано на то, что с 2011 года в квартире никто не проживает, надлежащее её санитарное состояние не поддерживается, нарушается тепловой контур многоквартирного дома (л.д.60,63).
Согласно сведений администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» муниципального района имени <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу: <адрес>, район имени Лазо, <адрес>, более 10 лет никто не проживает. <адрес> по своему физическому износу не может быть признан аварийным (л.д.40,50,65).
В соответствии с требованиями статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать и оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
И материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой <адрес>, аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке органами местного самоуправления не признавался, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья не включен, доказательств наличия угрозы жизни и здоровью проживающих в спорном доме граждан, таких как экспертное заключение, материалы гражданского дела не содержат.
Доводы истцов о том, что <адрес> р.<адрес>, находящаяся в их собственности, является непригодной для проживания, отклоняются судом, поскольку таковых доказательств стороной истца суду не представлено. Фотографии, приложенные к исковому заявлению, являются не относимыми доказательствами, поскольку на них не указан номер, адрес изображенной квартиры, при этом, спорная квартира в установленном законом порядке не пригодной для проживания не признавалась. Факт нахождения жилого помещения – <адрес>, принадлежащей истцам на праве собственности, в ненадлежащем состоянии, является результатом действий самих истцов, которые в нарушение статей 210 Гражданского кодекса РФ, 30 Жилищного кодекса РФ, не использовали по назначению, не содержали и не поддерживали данное жилое помещение в надлежащем состоянии, допуская бесхозяйственное обращение с ним, в течение длительного времени, тогда как, именно на собственника жилого помещения возложена обязанность, связанная с поддержанием его в надлежащем состоянии.
С учетом установленных обстоятельств, в виду отсутствия доказательств, подтверждающих, что жилое помещение, принадлежащее на праве собственности истцам, признано непригодным для проживания, а также многоквартирный <адрес> р.<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке, исковые требования ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО3 не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт 08 15 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>) действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> края (паспорт 0822 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по <адрес>), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (паспорт 0821 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по <адрес>) к администрации муниципального района имени <адрес> (ИНН 2713006915), администрации городского поселения «Рабочий поселок Мухен» муниципального района имени Лазо Хабаровского края (ИНН 2713006224) об обязании совершить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Ю.С. Выходцева