Дело № 2 – 973/2019 76RS0022-01-2019-000742-93
мотивированное решение изготовлено 30.05.2019 г.
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Р Рњ Р• Рќ Р• Рњ Р Рћ РЎ РЎ Р Р™ РЎ Рљ Рћ Р™ Р¤ Р• Р” Р• Р Рђ Р¦ Р Р
«28» мая 2019 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Т.В.
при секретаре Хлопановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску Прокурора г. Ярославля к департаменту образования мэрии г. Ярославля, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 174» об обязании обеспечить ограждение по периметру дошкольного образовательного учреждения,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Прокуратурой города Ярославля во исполнение задания прокуратуры Ярославской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и антитеррористической защищенности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 174», в ходе которой установлено, что забор МДОУ «Детский сад №174» (по адресу: Ярославль, ул. Кавказская, д. 1а, по периметру находится в неудовлетворительном состоянии, а именно частично отсутствует заграждение. Отсутствие должного ограждения детского сада может повлечь проникновение посторонних лиц на территорию образовательного учреждения и совершения террористических актов. На основании изложенного истец просит обязать департамент образования мэрии г. Ярославля, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 174» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ограждение по периметру дошкольного образовательного учреждения.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Ярославля Лебедев А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, согласно заявленному, просил установить срок 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения.
Ответчики департамент образования мэрии г. Ярославля, МДОУ «Детский сад №174» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении не просили. Департамент образования мэрии г. Ярославля предоставил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что шестимесячный срок для исполнения решения суда является недостаточным ввиду отсутствия достаточного финансирования отрасли «Образование» и необходимости выделения значительных финансовых средств на исполнения требований прокурора г.Ярославля, просил предоставить год с момента вступления решения суда в законную силу.
Третье лицо департамент финансов мэрии г. Ярославля судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, а также предоставить максимальный срок исполнения решения со дня выявления нарушения.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Пунктами 1, 7 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (далее - Закон № 35-ФЗ) установлено, что основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации, в том числе являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В пункте 4 статьи 3 Закона № 35-ФЗ предусмотрено, что противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ч. 3 ст. 5 названного Закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
РР· РїРї. «д» Рї. 11 Концепции противодействия терроризму РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утв. Президентом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации 05.10.2009, следует, что РѕРґРЅРѕР№ РёР· основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан Рё антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, РІ том числе критически важных объектов инфраструктуры Рё жизнеобеспечения, Р° также мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (далее - Федеральный Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений.
Мероприятия по усилению антитеррористической защищенности образовательных учреждений определены требованиями постановления Правительства России от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки России, и формы паспорта безопасности этих объектов» (далее - Постановление от 07.10.2017 № 1235).
С целью обеспечения безопасности пребывания обучающихся в образовательных учреждениях, разработаны также санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189, которыми определены требования, в том числе к территории образовательного учреждения.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N° 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.
Статьей 52 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьями 28, 31 Бюджетного кодекса Российской федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также прав определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
В силу ст.ст. 69, 69.1 Бюджетного кодекса РФ обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению соблюдения требований антитеррористического законодательства является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Прокуратурой города Ярославля во исполнение задания прокуратуры Ярославской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и антитеррористической защищенности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 174», в ходе которой установлено, что забор МДОУ «Детский сад №174» (по адресу: Ярославль, ул. Кавказская, д. 1а, по периметру находится в неудовлетворительном состоянии, а именно частично отсутствует заграждение. Отсутствие должного ограждения детского сада может повлечь проникновение посторонних лиц на территорию образовательного учреждения и совершения террористических актов.
Пунктом 15 Постановления № 1235 установлено, что все мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности должны быть завершены в срок, не превышающий 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории). В настоящее время указанный срок истек.
Согласно акту визуального осмотра здания МДОУ «Детский сад №174» от 13.11.2018 ограждение находится в неудовлетворительном состоянии, требуется замена /л.д. 9/. Заведующий МДОУ «Детский сад № 174» неоднократно обращался в МКУ ЦОФ ОУ Заволжского района с заявкой на составление акта и сметы на замену забора по периметру детского сада /л.д. 10-11/. Согласно локальному сметному расчету необходимо 2 281 750,8 рублей /л.д. 21-24/.
В соответствии с Уставом МДОУ «Детский сад №174» имеет статус некоммерческой организации, функции и полномочия учредителя от имени города Ярославля осуществляет департамент образования мэрии города Ярославля.
РР· приведенных РЅРѕСЂРј права Рё положений Устава образовательного учреждения следует, что департамент образования РјСЌСЂРёРё РіРѕСЂРѕРґР° Ярославля обязан финансировать профилактические мероприятия РІ области противодействия терроризму.
При этом недостаточность бюджетных средств не освобождает от принятия необходимых мер для предотвращения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности учащихся и работников образовательного учреждения, поскольку в силу требований закона должны принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств, в том числе и решением вопроса о финансировании расходов органами местного самоуправления при отсутствии достаточных для этого собственных средств.
В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Рµ С€ Рё Р»:
РСЃРє РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Ярославля Рє департаменту образования РјСЌСЂРёРё Рі. Ярославля, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад в„– 174В» РѕР± обязании обеспечить ограждение РїРѕ периметру дошкольного образовательного учреждения удовлетворить.
Обязать департамент образования мэрии г. Ярославля, МДОУ «Детский сад № 174» в течение трех месяцев со дня ивступления решения суда в законную силу обеспечить ограждение по периметру дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 174».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Т.В.Пивоварова