РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№№
ДД.ММ.ГГГГ. г.Севастополь
Гагаринский районный суд г.Севастополя в составе:
Председательствующего: судьи ФИО14
при секретаре ФИО5
с участием представителя истца ФИО6
представителя ответчика ФИО8
представителя третьего лица Управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Правительства Севастополя к ФИО2, третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Законодательное собрание города Севастополя, Управление лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок,
установил:
Истец обратился в суд 05.12.2014г. с исковыми требованиями к ФИО3, третьи не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Законодательное собрание города Севастополя, Управление лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок и просил:
- признать право собственности на земельный участок (кадастровый номер №) площадью № га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу г. Севастополь, <адрес>, отсутствующим.
- признать недействительным Свидетельство о праве собственности на земельный участок (кадастровый номер №) площадью № га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу г. Севастополь, <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что свидетельство о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, выдано с нарушением требований законодательства, а именно: без принятия соответствующего решения Уполномоченного органа, без утвержденного в установленном законом порядке проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также с нарушением требований градостроительной документации, кроме того, спорный земельный участок расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, пояснил, что регистрация права собственности ответчика на земельный участок на основании Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №962-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью № га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Оптима-С» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, размещенных в районе <адрес> в г. Севастополе», однако за такими реквизитами зарегистрировано иное распоряжение, в связи с чем решение о передаче в собственность ответчику земельного участка не принималось.
Представитель ответчика – адвокат ФИО8 просил в удовлетворении исковых требований отказать, подал письменные возражения по иску.
Представитель 3-го лица - Управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя просил исковые требования удовлетворить, пояснил, что оспариваемое Свидетельство о праве собственности выдано в нарушение п.5 Переходных положений Лесного кодекса ФИО4, действовавшего в период получения земельного участка, Земельный участок, на который выдано свидетельство о праве собственности, расположен на территории ГКУ Севастополя «Севастопольское лесничество», в связи с чем изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается, также указал, что право собственности ответчика на спорный земельный участок было зарегистрировано только в 2014 году, в связи с чем считает, что срок исковой давности истцом не пропущен.
Представитель 3-го лица – Законодательного Собрания города Севастополя в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором пояснил, что Законодательное Собрание города Севастополя I созыва не является правопреемником Севастопольского городского Совета VI созыва (Законодательного Собрания города Севастополя), поэтому решение по делу не может в дальнейшем повлиять на права и обязанности Законодательного Собрания города Севастополя по отношению к сторонам спора.
Представитель 3-го лица - Управление государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного заседания уведомлен надлежаще, причин неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Судом установлено, что согласно Свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество индексный номер № от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый номер №, предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), площадью № га, принадлежит на праве частной собственности ФИО3.
Согласно писем Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр) исх. № от 03.10.2014, исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе была произведена регистрация права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес> городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №962-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «ФИО15» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, размещенных в районе <адрес> в г. Севастополе».
Учитывая положения ст. 4, 1206 ГК РФ, п. 7 ст. 9 Федерального Конституционного Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», суд приходит к выводу о необходимости применения к данным правоотношения законодательства, действующего на момент их возникновения.
Согласно ст. 19 Конституции ФИО4 (в редакции, действовавшей на момент принятия Распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ № 962-р), органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами ФИО4.
Граждане приобретают право собственности на земельные участки на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности по решениям органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в границах их полномочий, определенных Земельным кодексом ФИО4 – ст. ст. 81, 116 Земельного кодекса ФИО4.
Согласно п. 12 Переходных положений Земельного кодекса ФИО4 (в редакции действовавшей на момент принятия Распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ №962-р), до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы.
Таким образом, распорядителем земель в границах города Севастополя и органом, уполномоченным осуществлять соответствующие функции собственника на момент принятия Распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ №962-р являлся Севастопольский городской Совет.
Из письма Секретариата губернатора города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17) следует, что согласно данным электронного реестра нормативно-правовых актов и распорядительных документов распоряжение председателя Севастопольской городской государственной администрации «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью 8,1 га. с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «ФИО16» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, размещенных в районе <адрес> в г. Севастополе» не регистрировалось. С реквизитами ДД.ММ.ГГГГ № 962-р зарегистрировано следующее распоряжение «О предоставлении разрешения гр. ФИО9 на разработку проекта землеустройства об отведении земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства в районе села Колхозное».
Также согласно этого же письма, проект землеустройства по отводу земельных участков общей площадью № га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов ОК «ЖСТИЗ «ФИО17», расположенных в г. Севастополе в районе <адрес>, не поступал.
Из письма Прокуратуры г. Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведения проверки установлено, что Севастопольской городской государственной администрацией распоряжение №962-р от ДД.ММ.ГГГГ об отведении в собственность 128 гражданам земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений по <адрес> в г. Севастополе не принималось. Право собственности на земельные участки не регистрировалось.
Из представленных Государственным казенным учреждением Архив города Севастополя перечня распоряжений Севастопольской городской государственной администрации по основной деятельности №01-р-999-р 04 января-ДД.ММ.ГГГГ и перечня распоряжений Севастопольской городской государственной администрации по основной деятельности №01-р-2580-р 04 января-ДД.ММ.ГГГГ следует, что с реквизитами 02.04.2010г. № 962-р зарегистрировано иное распоряжение «О предоставлении разрешения гр. ФИО9 на разработку проекта землеустройства об отведении земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства в районе села Колхозное». Кроме того, из письма Управления архивным делом в городе Севастополе ГКУ Архив города Севастополя от 28.07.2015г. №1188/з «О предоставлении сведений о распоряжении СГГА от 02.04.2010г. №962-р» следует, что в архивном фонде Севастопольской городской государственной администрации (далее –СГГА) имеется распоряжение от 02.04.2010г. №962-р «О предоставлении разрешения гр. ФИО9 на разработку проекта землеустройства об отведении земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства в районе села Колхозное», распечатанное на ланке №000840. В журнале регистрации выдачи бланков распоряжений городской государственной администрации за 2008-2010 годы выявлена запись о выдаче ДД.ММ.ГГГГ бланка распоряжения №000840, в графе «№ принятого распоряжения» имеется запись «№962-р». При этом распоряжения от 02.04.2010г. №962-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью 8,1 га. с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «ФИО18» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, размещенных в районе <адрес> в г. Севастополе» на хранении не имеется.
Из представленной копии распоряжения от 02.04.2010г. №962-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью 8,1 га. с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «ФИО19» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, размещенных в районе <адрес> в г. Севастополе» усматривается, что данное распоряжение распечатано на бланке 001633, однако согласно журналу учета выдачи бланков СГГА выдан советнику председателя городской администрации ФИО10 только 06.04.2010г., в связи с чем суд приходит к выводу о доказанности факта невынесения в надлежащем порядке распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ №962-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «ФИО20» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, размещенных в районе <адрес> в г. Севастополе».
Суд считает обоснованным выбор способа защиты прав истцом – признание недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, как документа, подтверждающего факт возникновения права собственности на спорный земельный участок.
В соответствии со ст. 19 Закона ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №1699-III «О планировании и застройке территории» (в редакции от 14.10.2009г.), режим застройки и другого использования земель, определенных для градостроительных нужд на территории населенного пункта устанавливается соответствующим советом в генеральных планах населенных пунктов или местных правилах застройки.
Статьями 38, 39 Земельного кодекса ФИО4 (в редакции ДД.ММ.ГГГГ г.) определено, что к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в границах населенных пунктов, используемые для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования. При этом использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, иной градостроительной документацией, плана земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм.
Согласно Генеральному плану г. Севастополя на момент передачи данного земельного участка в собственность, поскольку в соответствии со ст. 17 Закона ФИО4 «О регулировании градостроительной деятельности», генеральный план населенного пункта является основным видом градостроительной документации, а следовательно предоставление земельных участков в собственность лицам должно осуществляться с учетом функционального назначения данных земельных участков, определенного Генеральным планом. Также, в соответствии с. п. 7 ст. 118 Земельного кодекса ФИО4 (в редакции ДД.ММ.ГГГГ г.) основанием для отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка является несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятым в соответствие с ними нормативно-правовым актам, генеральных планов населенных пунктов и иной градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных образований, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленных законом порядке.
В соответствии с Генеральным планом г. Севастополя, утвержденным решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №4114, земельный участок, переданный гражданам – членам Обслуживающего кооператива «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков ФИО21 по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и т.д.).
Статьей 83 Земельного кодекса ФИО4 (в редакции ДД.ММ.ГГГГ г.) определено, что земли, принадлежащие на праве собственности территориальным громадам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью. К землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся в частности земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.).
Учитывая, что категория земель, к которой отнесен спорный земельный участок не соответствует категории земель, установленной Генеральным планом г. Севастополя, передача спорного земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), осуществлена в нарушение порядка определения и отнесения земельных участков к соответствующей категории земель, установленных ст.ст. 19, 20, 38, 39, 51, 52, 83 Земельного кодекса ФИО4.
В соответствии с п. 5 Переходных положений Лесного кодекса ФИО4, до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.
Таким образом, земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства.
В соответствии с Распоряжением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №610-р, с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов в законодательное урегулирование вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере: остановить принятие решений о предоставлении согласия на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения.
Из материалов дела следует, что при выделении земельного участка ответчику ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» своего разрешения на изъятие земельного участка и изменение его целевого назначения не давало, чем были нарушены нормы Лесного, Земельного кодексов ФИО4, Распоряжения КМУ от 10.04.2008г. №610-р.
Согласно Заключению специалиста ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» № от ДД.ММ.ГГГГ г., комплекс земельных участков по <адрес> общей площадью 95 638 кв.м. расположен в квартале 1, выделы 11, 23, 24, 25, 27 Севастопольского участкового лесничества.
Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ №6-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», определено, что на территории города федерального значения Севастополь с 18.03.2014г. действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество индексный номер индексный номер № от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый номер № предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), площадью 0,0607 га, принадлежащий на праве частной собственности ФИО3, выдано в нарушение установленного порядка, а именно: без принятия соответствующего решения Уполномоченного органа, без утвержденного в установленном законом порядке проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также с нарушением требований градостроительной документации.
Согласно положениям статей 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования истца обоснованными, поскольку они нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, спорный земельный участок из владения государства не выбывал, основания возникновения прав собственности у ФИО11 отсутствуют, регистрация прав собственности на него была произведена незаконно, Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество выдано без принятия соответствующего решения Уполномоченным органом, в нарушение норм Лесного, Земельного кодексов ФИО4, Распоряжения КМУ от 10.04.2008г. №610-р, в редакции, действовавших на момент принятия Распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ № 962-р., а потому нарушенные права государства как собственника подлежат защите.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
В соответствии со ст.ст. 89 ГПК РФ, п. 19 ч. 1 ст. 333-36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем суд на основании статьи 103 ГПК РФ приходит к выводу о возложении судебных расходов на ответчика по делу и взыскании с ФИО11 государственной пошлины в бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194- 199, 234-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Правительства Севастополя удовлетворить.
Признать право собственности на земельной участок (кадастровый номер №) площадью № га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу г. Севастополь, <адрес>, отсутствующим.
Признать недействительным Свидетельство о праве собственности на земельный участок (кадастровый номер №) площадью № га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу г. Севастополь, <адрес>.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гагаринский районный суд г.Севастополя.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья Гагаринского районного суда
г.Севастополя ФИО22