РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 августа 2019 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе судьи Бутиной Е.Г.,
при секретаре Гордееве А.С.,
с участием прокурора Валеевой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Максимовой С. В. к Думе Никольского муниципального образования об оспаривании отдельных положений устава Никольского муниципального образования,
установил:
решением Думы Никольского муниципального образования от Дата изъята Номер изъят/ДСП принят устав Никольского муниципального образования. Последние изменения в устав внесены решением Думы Никольского муниципального образования Дата изъята
Максимова С.В. обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением, указав, что отдельные положения устава Никольского муниципального образования противоречат федеральным законам и должны быть признаны не действующими. К вопросам местного значения отнесены: организация дорожного движения, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, однако, статья 6 устава противоречит действующему законодательству. Пункты 19, 21 части 1 статьи 6 устава также не приведены в соответствие с действующим законодательством. Не внесены изменения в пункт 14 части 1 статьи 7 устава, касающиеся того, что органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения. До настоящего времени пункт 1 статьи 46 устава, определяющий, что именно признается официальным опубликованием муниципального правового акта, не приведен в соответствие с действующим законодательством.
Указывает, что несоответствие устава действующему законодательству не позволяет в полной мере решать вопросы местного значения, делает невозможным осуществление местного самоуправления в границах муниципального образования, нарушает конституционное право граждан РФ, проживающих на территории Никольского муниципального образования, на самостоятельное решение вопросов местного значения.
С учетом уточнения требований Максимова С.В. просит суд:
- признать недействующими со дня вступления в законную силу судебного решения следующие положения устава Никольского муниципального образования:
-пункт 19 части 1 статьи 6 в части слов «по сбору (в том числе раздельному сбору)»;
- пункт 14 части 1 статьи 7.
-пункт 1 статьи 46,
Признать со дня вступления в законную силу судебного решения противоречащими Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следующие положения устава Никольского муниципального образования:
- пункт 4 части 1 статьи 6 в части отсутствия указания на вопрос местного значения сельского поселения «организации дорожного движения»,
- пункт 21 части 1 статьи 6 в части отсутствия указания на вопрос местного значения сельского поселения «направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации»,
- обязать Думу Никольского муниципального образования привести пункт 4 части 1 статьи 6, пункт 19 части 1 статьи 6, пункт 21 части 1 статьи 6, пункт 14 части 1 статьи 7, пункт 1 статьи 46 устава Никольского муниципального образования в соответствие с действующим законодательством.
Административный истец Максимова С.В. в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что отсутствие в уставе Никольского муниципального образования указанных ею в исковом заявлении положений нарушает ее права.
Представитель административного истца Попов В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал с учетом их уточнения. Считает нарушением прав граждан, проживающих на территории Никольского муниципального образования, в том числе и Максимовой С.В., тем, что указанные в исковом заявлении изменения не внесены в устав Никольского муниципального образования до настоящего времени.
Представитель административного ответчика, заинтересованного лица председатель Думы Никольского муниципального образования, глава Никольского муниципального образования Соболев И.А. не возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы отзыва на административное исковое заявление, которое приобщено к материалам дела.
В письменном отзыве указал, что письмом Номер изъят от Дата изъята Управлением Министерства юстиции по Иркутской области в их адрес был направлен разработанный проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав Никольского муниципального образования с учетом последних изменений законодательства. Администрацией Никольского муниципального образования указанный проект решения Думы Никольского муниципального образования был доработан, размещен на официальном сайте. Дата изъята проведены публичные слушания по обсуждению разработанного проекта решения о внесении изменений в устав. Для принятия решения о внесении изменений в устав необходимо две трети голосов установленной уставом численности депутатов поселения, то есть необходимо, чтобы проголосовало 7 депутатов. На Дата изъята было запланировано заседание Думы Никольского муниципального образования, на котором планировалось рассмотрение вопроса о внесении изменений в устав, которое не состоялось по причине отсутствия кворума. Следующие заседания были назначены на Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , но которые также не состоялись по причине отсутствия кворума. Согласен с тем, что действующие положения устава, а именно статьи 6,7,46 не соответствуют требованиям Федерального закона от Дата изъята № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и что требования административного истца законны и обоснованны.
Определением суда от Дата изъята к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области.
Начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области Петрова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В письменном отзыве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, указав, что для приведения устава Никольского муниципального образования в соответствие с требованиями федерального законодательства необходимо внести соответствующие изменения в установленном законом порядке.
Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие неявившегося административного истца Максимовой С.В.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца Попова В.В., представителя административного ответчика, заинтересованного лица Соболева И.А., заслушав заключение прокурора Валеевой Ю.Р., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).
Статьей 7 данного федерального закона предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Судом установлено, что решением Думы Никольского муниципального образования от Дата изъята принят устав Никольского муниципального образования, который зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Иркутской области Дата изъята , регистрационный номер Номер изъят.
Последние изменения в устав внесены решением Думы Никольского муниципального образования от Дата изъята и зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области Дата изъята
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что отдельные положения устава Никольского муниципального образования не соответствуют федеральному законодательству.
Так, пункт 4 части 1 статьи 6 устава «Вопросы местного значения поселения» не соответствуют пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части отсутствия слов «организация дорожного движения».
Пункт 19 части 2 статьи 6 устава не соответствует пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с указанным Федеральным законом пункт 18 части 1 статьи 14 «Вопросы местного значения городского, сельского поселения» Федерального закона № 131-ФЗ изложен в следующей редакции: «участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов».
Вместе с тем, соответствующие изменения в устав Никольского муниципального образования не внесены.
Пункт 21 части 1 статьи 6 устава не соответствуют пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 463 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым к вопросам местного значения относится в том числе - направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Пункт 14 части 1 статьи 7 устава «Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения» не соответствует пункту 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498 –ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При этом пункт 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498 –ФЗ предусматривает право органов местного самоуправления городского, сельского поселения на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
Также не соответствует требованиям абзаца 2 части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 18 апреля 2018 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления», согласно которому официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Факт несоответствия устава Никольского муниципального образования председателем Думы Никольского муниципального образования Соболевым И.А. не оспаривался, в ходе рассмотрения дела он выразил согласие с исковыми требованиями. Из его объяснений следует, что изменения в устав не внесены по причине отсутствия кворума на заседаниях Думы, которые назначались, в том числе и по вопросу внесения изменений в устав Никольского муниципального образования, на Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята
В соответствии с частью 9 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Принимая во внимание, что указанные федеральные законы вступили в законную силу, они не содержат сроков приведения устава муниципального образования в соответствие с указанными законами, шестимесячный срок для приведения устава Никольского муниципального образования в соответствие с указанными федеральными законами на момент подачи настоящего иска истек, то суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд считает, что требования административного истца подлежат изложению в иной редакции, с указанием на признание отдельных положений устава Никольского муниципального образования не действующими в части.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При этом такой способ защиты как возложение обязанности привести в соответствие с действующим законодательством нормативный правовой акт при рассмотрении такой категории спора не предусмотрен.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в районной газете «Ангарские огни», распространяемой на территории Иркутского района Иркутской области, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Максимовой С. В. к Думе Никольского муниципального образования об оспаривании отдельных положений устава Никольского муниципального образования удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу оспариваемых положений устава Никольского муниципального образования в следующей части:
пункта 4 части 1 статьи 6 устава Никольского муниципального образования в той мере, в которой данным пунктом не предусматривается отнесение к вопросам местного значения поселения участие в организации дорожного движения;
пункта 19 части 1 статьи 6 устава Никольского муниципального образования в той мере, в которой данным пунктом не предусматривается отнесение к вопросам местного значения поселения участие в организации деятельности по накоплению (том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
пункта 21 части 1 статьи 6 устава Никольского муниципального образования в той мере, в которой данным пунктом не предусматривается отнесение к вопросам местного значения поселения направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
пункта 14 части 1 статьи 7 устава Никольского муниципального образования в той мере, в которой данным пунктом не предусматривается отнесение к вопросам местного значения поселения осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающим на территории поселения;
пункта 1 статьи 46 устава Никольского муниципального образования в той мере, в которой данным пунктом не предусмотрено, что официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Резолютивная часть решения подлежит опубликованию в районной газете «Ангарские огни» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.Г. Бутина