13RS0025-01-2023-001383-38
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-30091/2024
№ 2-16/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саратов 25 сентября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В.,
судей Ситникова В.С., Потеминой Е.В.,
с участием прокурора Сметанниковой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского округа Саранск к Мансуровой Л. З., Карабановой Э. Р. об изъятии для муниципальных нужд объектов недвижимости,
по встречному иску Карабановой Э. Р., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Карабановой С. А., Карабановой Э. А., о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма
по кассационной жалобе администрации городского округа Саранск
на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 февраля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 21 мая 2024 г.,
заслушав доклад судьи Ситникова В.С., выслушав заключение прокурора Сметанниковой Н.В., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене, судебная коллегия
установила:
администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к Мансуровой Л.З., Карабановой Э.Р. об изъятии для муниципальных нужд объектов недвижимости.
Карабанова Э.Р., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Карабановой С.А., Карабановой Э.А., обратилась в суд со встречным иском о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 февраля 2024 г. исковые требования администрации городского округа Саранск удовлетворены частично. Прекращено право собственности Мансуровой Л.З. на 1/2 долю жилого помещения площадью 17,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> и право общей долевой собственности Мансуровой Л.З. на земельный участок под многоквартирным домом, посредством изъятия в пользу муниципального образования городской округ Саранск после уплаты возмещения в размере 670 139 руб.
Прекращено право собственности Карабановой Э.Р. на 1/2 долю жилого помещения, площадью 17,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и право общей долевой собственности Карабановой Э.Р. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия в пользу муниципального образования городской округ Саранск без выплаты возмещения.
Встречный иск Карабановой Э.Р. удовлетворен частично. На администрацию городского округа Саранск возложена обязанность по предоставлению Карабановой Э.Р., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Карабановой С.А., Карабановой Э.А., во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому площадью не менее 23,5 кв.м, в границах городского округа Саранск в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 21 мая 2024 г. решение суда первой инстанции изменено в части указания во втором и третьем абзацах резолютивной части решения кадастрового номера жилого помещения. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация городского округа Саранск ставит вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных в части удовлетворения встречного иска, а также в части взыскания размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании положений части 2 статьи 3796 ГПК РФ судебная коллегия полагает необходимым в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление суда апелляционной инстанции в полном объеме, выйдя за пределы доводов, изложенных в кассационной жалобе, учитывая, что апелляционное определение явно противоречит требованиям закона, затронуты жилищные права на предоставление взамен аварийного жилого помещения денежной компенсации.
В соответствии с частью 1 статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Карабанова Э.Р. и Мансурова Л.З. являются собственниками по 1/2 доле жилого помещения, площадью 17,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в котором зарегистрированы Мансурова Л.З., ее дочь Карабанова Э.Р., дети Карабановой Э.Р. - Карабанова С.А., Карабанова Э.А.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 3 марта 2011 г. Мансурова Л.З. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), имеющих право на государственную поддержку в строительстве или на приобретение жилья.
Карабанова Э.Р. постановлением администрации городского округа Саранск от 14 декабря 2020 г. с составом семьи из четырех человек (с Карабановым А.Р., Карабановой С.А., Карабановой Э.А.) принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 24 марта 2023 г. семья Карабановой Э.Р. (с детьми) признана малоимущей в целях постановки на учет и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма).
Мансурова Л.З. и Карабанова Э.Р. в собственности иных объектов недвижимости не имеют.
Заключением межведомственной комиссии от 21 февраля 2018 г. многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный жилой дом, в котором проживают ответчики, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 г. с учетом внесенных изменений на основании постановления администрации городского округа Саранск от 11 января 2019 г. жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а дом - аварийным и подлежащим сносу; постановлено отселить граждан, проживающих в многоквартирном доме, в другие благоустроенные жилые помещения в период с 2018 г. по 2021 г.
17 января 2019 г. Мансуровой Л.З. и Карабановой Э.Р. были направлены уведомления с требованием о сносе жилого дома в разумный срок. Также ответчики были уведомлены о том, что в случае, если собственники в установленный срок не осуществят снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.
Работы по сносу аварийного дома ответчиками и иными собственниками помещений аварийного дома не проводились.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 2 сентября 2022 г. «Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: <адрес>» принято решение: 1. Изъять земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 4 308,46 кв.м, для муниципальных нужд городского округа Саранск; 2. Изъять жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно перечню подлежащих изъятию объектов недвижимости объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, ком. 29, площадью 17,1 кв.м, подлежит изъятию.
19 декабря 2022 г. Мансуровой Л.З. и Карабановой Э.Р. направлены уведомления об изъятии и проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в которых предложено взамен изымаемых объектов недвижимости возмещение в размере 343 800 руб.
Ответчики не подписали соглашение об изъятии недвижимости.
Разрешая спор и частично удовлетворяя первоначальные, встречные исковые требования, принимая во внимание результаты проведенной по делу судебной экспертизы, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 209, 235, 279 ГК РФ, ст. ст. 32, 57, 190.1 ЖК РФ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 20-П, исходил из того, что с администрации городского округа Саранск как с исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом, для нужд муниципального образования, в пользу ответчика Мансуровой Л.З. подлежит взысканию возмещение за спорное жилое помещение, состоящее из рыночной стоимости жилого помещения, рыночной стоимости доли ответчика в общем имуществе многоквартирного дома, убытков, понесенных в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением, переездом, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
При этом, единственное для проживания Карабановой Э.Р. с детьми жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, с 14 декабря 2020 г. истец состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и признана малоимущей, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, в связи с чем на администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить истцу с детьми во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, площадью не менее 23,5 кв.м, в границах городского округа Саранск.
Судебная коллегия областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, при этом изменила судебный акт в части указания во втором и третьем абзацах резолютивной части решения кадастрового номера жилого помещения.
Суд кассационной инстанции находит такие выводы основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, по общему правилу обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (часть 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом, материалами дела подтверждается, что указанный многоквартирный жилой дом, в котором проживают ответчики, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В этой связи, выводы суда апелляционной инстанции о возможности применения для участников общей долевой собственности различных способов возмещения за изымаемое жилое помещение основаны на неверном толковании норм материального права.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут в силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Таким образом, вывод судов о наличии оснований для одновременного взыскания выкупной цены и предоставления другого жилого помещения при изъятии находящейся в общей долевой собственности жилого помещения, не основан на нормах материального права, подлежащих применению при разрешении спора.
Будучи сособственником жилого помещения, Мансурова Л.З. получила часть денежных средств, выплаченных за аварийное жилое помещение.
При таких обстоятельствах предоставление второму сособственнику взамен аварийного жилого помещения другого жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому, не основано на законе.
При этом, в интересах законности судебная коллегия полагает необходимым выйти за пределы доводов, изложенных в кассационной жалобе, отменив апелляционное определение в указанной части, поскольку нарушены жилищные права тем, что прекращено право собственности без соответствующей выплаты.
Удовлетворяя встречное требование о предоставлении взамен аварийного другого жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому, суд фактически не разрешил требование Карабановой Э.Р. о предоставлении иного жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции сделаны без учета всех юридически значимых обстоятельств по делу.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 21 мая 2024 г. отменить. Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Мордовия.
Мотивированное определение изготовлено 1 октября 2024 г.
Председательствующий
Судьи