Дело № 2а-418/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2021 года с. Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жук О.Ю.,
при секретаре Чупаковой Э.В.,
с участием помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Бартош О.Ф.,
и представителя административного истца ФКУ КП-19 ОУХД УФСИН России по Архангельской области Бугайчука Е.А., административного ответчика Буторина В.В., участвующих в судебном заседании в режиме видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению федерального казённого учреждения «Колония-поселение № 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» об установлении административного надзора в отношении осужденного Буторина В.В.,
у с т а н о в и л:
федеральное казённое учреждение «Колония-поселение № 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ КП-19 ОУХД УФСИН России по Архангельской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Буторина В.В. на срок по 14 марта 2027 года включительно за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с возложением административных ограничений в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22.00 до 06.00 часов, запрещения пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В обоснование требований указано, что Буторин В.В. отбывает наказание за преступление, совершенное в период нахождения под административным надзором, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбытия наказания. Ранее отбывал наказание за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве и был освобождён из мест лишения свободы 15 марта 2019 года.
В ходе судебного заседания представитель административного истца Бугайчук Е.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявление по изложенным в нём основаниям.
Административный ответчик Буторин В.В. в судебном заседании с административным иском не согласился с количеством обязательных явок для регистрации, просит установить их в количестве одной явки в месяц, и установлением административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в ночное время. Пояснил, что намерен трудоустроиться в <...> <адрес>, о чем имеется договоренность, указанные ограничения будут ограничивать его право на труд.
Участвующий в деле прокурор полагала необходимым удовлетворить заявление в части установления административного надзора с возложением административных ограничений в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации один раз в месяц (с учетом стабильно положительных характеристик осужденного в период отбывания наказания), запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22.00 до 06.00 часов, запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Заслушав участвующих в деле лиц, а также заключение помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Бартош О.Ф., исследовав материла административного дела и личного дела осужденного, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судом установлено, что Буторин В.В. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Лешуконского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно данному приговору (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года) он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а,б» ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, и ему назначено окончательное наказание назначено с применением ч. 2 ст. 69 УК РФ в виде 2 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д.4-15,16-22).
Начало срока отбытия наказания ДД.ММ.ГГГГ года, конец срока – ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением Плесецкого районного суда Архангельской области от 23 сентября 2021 года переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение (л.д.37).
Преступления, предусмотренные п.п. «а,б» ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, относятся к категории небольшой и средней тяжести.
Таким образом, с учетом положений ч. 2 ст. 173 УК РФ, ст.86 УК РФ, конец срока наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ года приходится на 03 октября 2022 года, момент погашения указанной судимости у ответчика наступает по истечении 02 октября 2025 года.
Ранее Буторин В.В. отбывал наказание в местах лишения свободы по приговору Первомайского районного суда г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно данному приговору суда (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Мурманского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года) он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, то есть тяжкого преступления, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в его действиях установлен опасный рецидив преступлений (л.д.23-30,31-36).
ДД.ММ.ГГГГ года Буторин В.В. освобожден из мест лишения свободы по отбытию срока наказания по приговору суда от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.49). С учетом положений ст. 86 УК РФ и ст. 173 ч. 2 УИК РФ момент погашения указанной судимости у Буторина В.В. наступает по истечении 14 марта 2027 года.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ года (с учетом апелляционного определения Архангельского областного суда от 03 ДД.ММ.ГГГГ года) в отношении Буторина В.В. был установлен административный надзор на срок до момента погашения судимости, то есть по 14 марта 2027 года включительно, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22.00 до 06.00 часов; запрета посещения мест общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков (л.д.39-40).
Решением Лешуконского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении Буторина В.В. установлено дополнительное административное ограничение в виде дополнительной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации с сохранением ранее установленных административных ограничений (л.д.42-46).
Преступления, вина Буторина В.В. в совершении которых установлена приговором от ДД.ММ.ГГГГ года, совершены им в период нахождения под административным надзором.
Таким образом, административный надзор в отношении Буторина В.В., установленный решением суда от ДД.ММ.ГГГГ года, был прекращен на основании п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 64-ФЗ в связи с осуждением поднадзорного лица к лишению свободы и направлением его к месту отбывания наказания.
По смыслу п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона). Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен. С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
Таким образом, Буторин В.В. является совершеннолетним, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим не снятую и не погашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
Согласно характеризующим данным за время отбывания наказания Буторин В.В. администрациями учреждений КП-19 и ИК-21 характеризуется положительно, имеет одно поощрение, взысканий и нарушений не имеет (л.д.48, личное дело т. ч.2 л.д.128-130).
На основании положений ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания.
В целях предупреждения совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов суд приходит к выводу о необходимости установления в отношении последнего административного надзора и административного ограничения на весь период наличия у него судимости по приговору Первомайского районного суда г. Мурманска от 22 августа 2016 года.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Является обязательным установление судом административных ограничений в виде: обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ).
Из приговора Лешуконского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что преступление, предусмотренное п.п. «а,б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, Буторин В.В. совершил в период с 20 часов 00 минут 01 октября 2020 года до 09 часов 00 минут 02 октября 2020 года, будучи в состоянии алкогольного опьянения (л.д. 4). Преступление, предусмотренное п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, согласно приговору Первомайского районного суда г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ года, Буторин В.В. совершил 16 марта 2016 года в период времени с 02 часов 00 минут до 09 часов 00 минут (л.д.23).
В целях защиты государственных и общественных интересов, предупреждения совершения Буториным В.В. преступлений и правонарушений, учитывая его положительные характеристики с места отбытия наказания, принимая во внимание, что преступления, предусмотренное п.п. «а,б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ совершены им в состоянии алкогольного опьянения, в ночное время, суд полагает необходимым возложить на Буторина В.В. административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, установив их количество в виде одного раза в месяц, запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22.00 до 06.00 часов.
С учетом установленных обстоятельств и данных о личности осужденного указанные меры, предусмотренные законом, необходимы, адекватны и достаточны для оказания на административного ответчика индивидуального профилактического воздействия.
Доводы ответчика о том, что административное ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22.00 до 06.00 часов будет нарушать его права на свободу передвижения и трудовую деятельность, суд находит несостоятельными.
Законные основания для установлении указанного административного ограничения в данном случае имеются.
В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, при установлении административного надзора, является соразмерным тем конституционно-защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.
Суду соответствующие доказательства выполнения трудовых обязанностей по графику в ночное время не представлено.
Кроме того, в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 64-ФЗ поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения, в том числе на пребывание вне жилого помещения в ночное время, в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными ч.3 ст. 12 Федерального закона № 64-ФЗ.
При таких обстоятельствах установление Буторину В.В. указанного административного ограничения не повлечет несоразмерного ограничения его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административный иск федерального казённого учреждения «Колония-поселение № 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» об установлении административного надзора в отношении осужденного Буторина В.В., удовлетворить.
Установить административный надзор Буторину В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, гражданину <...>, на срок до момента погашения судимости, то есть по 14 марта 2027 года включительно, с установлением административных ограничений в виде:
-обязательной явки один раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
-запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22.00 до 06.00 часов;
- запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора в отношении Буторина В.В. исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы или внесения представления через Пинежский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме 16 декабря 2021 года.
Председательствующий Жук О.Ю.