Дело № 2-491/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка. 2 июня 2017 года.
Пермский край.
Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи О.С. Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием :
Помощника прокурора Чернушинского района Сагитовой О.В.
Представителя ответчика МАУ ДО «ДЮСШ» Девяткова М.А.
При секретаре Черенковой С.В.
Гражданское дело по иску Прокурора Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц к МАУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа», Управлению муниципального заказа администрации Чернушинского муниципального района о возложении обязанностей устранить нарушение требований законодательства о лицензировании образовательной деятельности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд к ответчикам МАУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа», Управлению муниципального заказа администрации Чернушинского муниципального района со следующим иском
Прокуратурой Чернушинского на постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних.
Настоящая проверка проведена в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» (далее – МАУ ДО «ДЮСШ»).
МАУ ДО «ДЮСШ» является юридическим лицом, юридический адрес: <адрес> зарегистрировано по адресу: <адрес>, имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ (серия №, бессрочного срока действия).
В приложении к вышеуказанной лицензии указаны места осуществления образовательной лицензии: <адрес>: <адрес>; <адрес>: <адрес> 28«а» (осуществление реализации программ дополнительного образования детей и взрослых).
В ходе ее проведения установлено, что в данном учреждении требования Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положения о лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 966 от 28.10.2013 года, не соблюдаются.
Так, осуществление образовательной деятельности требует соблюдения определенных гарантий качества для граждан. Одной из таких гарантий является лицензия на осуществление образовательной деятельности.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
Так, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 91 Закона Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
В нарушение данных требований МАУ ДО «ДЮСШ» осуществляет реализацию программ дополнительного образования детей «обучение плаванию» в бассейне «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.
Кроме того, МАУ ДО «ДЮСШ» также осуществляет реализацию программ дополнительного образования детей «лыжные гонки» на лыжной базе «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.
Здание бассейна «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, и здание лыжной базы «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, находятся у МАУ ДО «ДЮСШ» на праве оперативного управления.
При таких обстоятельствах права граждан в области образования, гарантированные им ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нарушены.
В соответствии с пунктом 11 части 1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 8 Устава Чернушинского муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в статье 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно п. 1.5 Устава МАУ ДО «ДЮСШ» функции и полномочия учредителя исполняет Управление социального заказа администрации Чернушинского муниципального района (далее – Управление).
В соответствии с п.п.1.1 Положения об Управлении, утвержденного решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление является функциональным органом администрации Чернушинского муниципального района.
Так, пунктом 3.21 Положения предусмотрено, что Управление обеспечивает приведение в нормативное состояние подведомственных объектов.
В связи с этим, обязанность по устранению нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности следует возложить не только на учреждение, но и на Управление.
Обращение прокурора основано на положениях ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации: прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение прокурора в суд направлено на защиту неопределенного круга лиц, так как в настоящее время невозможно определить состав потенциальных истцов. В данном случае речь идет о нарушении прав обучающихся, детей, которые поступят в учреждение в будущем, до устранения нарушений, а также иных граждан, посещающих общеобразовательное учреждение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор Чернушинского района просит суд:
Обязать муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о лицензировании образовательной деятельности.
Обязать Управление социального заказа администрации Чернушинского муниципального района обеспечить устранение нарушений требований законодательства о лицензировании образовательной деятельности МАУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа».
В судебном заседании прокурор Сагитова О.В. иск поддержала. На удовлетворении иска настаивала по доводам, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика МАУ ДО «ДЮСШ» Девятков М.А. иск признал. Пояснил, что в настоящее время действия организации по получению лицензии приближаются к завершению. Отсутствие лицензии было вызвано тем, что ДЮСШ, бассейн «<данные изъяты>» и Лыжную базу «<данные изъяты>» планировалось передать в ведение Министерства спорта Пермского края, но в настоящее время пока вопрос не решен.
Представитель ответчика Управления социального заказа Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края в судебном заседании не участвовал. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу:
Из представленных материалов дела видно, что МАУ ДО «ДЮСШ» является юридическим лицом и имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ (серия №, бессрочного срока действия). (л.д. 19-20)
В приложении к вышеуказанной лицензии указаны места осуществления образовательной лицензии: <адрес>: <адрес>; <адрес>: <адрес> 28«а» (осуществление реализации программ дополнительного образования детей и взрослых). (л.д. 20)
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 91 Закона Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Таким образом, применительно к толкованию вышеуказанных норм, осуществление образовательной деятельности требует соблюдения определенных гарантий качества для граждан. Следовательно, одной из таких гарантий является лицензия на осуществление образовательной деятельности.
Как видно из материалов дела в ходе прокурорской проверки установлено, что в МАУ ДО «ДЮСШ» требования Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положения о лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, не соблюдаются.
Так, в ходе проверки установлено, что МАУ ДО «ДЮСШ» осуществляет реализацию программ дополнительного образования детей «обучение плаванию» в бассейне «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.
Кроме того, МАУ ДО «ДЮСШ» также осуществляет реализацию программ дополнительного образования детей «лыжные гонки» на лыжной базе «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.
Здание бассейна «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, и здание лыжной базы «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, находятся у МАУ ДО «ДЮСШ» на праве оперативного управления. (л.д. 20-28)
В соответствии с пунктом 11 части 1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 8 Устава Чернушинского муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в статье 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно п. 1.5 Устава МАУ ДО «ДЮСШ» функции и полномочия учредителя исполняет Управление социального заказа администрации Чернушинского муниципального района (далее – Управление).
В соответствии с п.п.1.1 Положения об Управлении, утвержденного решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление является функциональным органом администрации Чернушинского муниципального района.
Пунктом 3.21 Положения предусмотрено, что Управление обеспечивает приведение в нормативное состояние подведомственных объектов. (л.д. 5-18, 32-35)
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами, по результатам прокурорской проверки и с учетом позиции представителя ответчика, признавшего иск, суд удовлетворяет его.
руководствуясь ст. 194-198 УПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить. Обязать Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение требований законодательства о лицензировании образовательной деятельности.
Обязать Управление социального заказа администрации Чернушинского муниципального района обеспечить устранение требоаний законодательства о лицензировании образовательной деятельности МАУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа».
Решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.
Судья О.С. Лупенских