Решение по делу № 5-543/2019 от 12.04.2019

19RS0001-02-2019-003079-32

Дело № 5-543/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

15 июля 2019 г. г. Абакан Республика Хакасия

Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия Лоцкий Ю.Н.,

при секретаре Коротаевой Н.А.,

рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 29.7 КоАП РФ, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Строительное предприятие «Мастер» ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Директор ООО «Строительное предприятие «Мастер» ФИО11 С.В. привлек к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО12 С.В., защитник ФИО13 В.В., действующий по доверенности, вину в совершении правонарушения не признали, пояснили, что Общество не состояло в трудовых отношениях с лицами иностранного государства. В материалах дела представлены документы, свидетельствующие, что ООО «Строительное предприятие «Мастер» в рамках заключенного с ЧОУ ДПО «РУЦПК» <адрес> предоставляет площадку для прохождения лицами, обучающимися в данном образовательном учреждении производственной практики. Полагают, что постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении основано на неправильном толковании закона об образовании.

Прокурор ФИО14 Н.А. в судебном заседании полагал, что в материалах дела имеются необходимые доказательства виновности директора общества ФИО15 С.В. в совершении инкриминируемого последнему правонарушения. Доводы защиты о правомерности действий общества по допуску иностранных граждан несостоятельны и противоречат законодательству об образовательной деятельности и миграционному законодательству.

Исследовав материалы дела, судья находит доказанным факт совершения директором ООО «Строительное предприятие «Мастер» ФИО16 С.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по следующим обстоятельствам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой <адрес> совместно с сотрудниками ОВМ УМВД России по <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о правовом положении иностранных граждан.

В ходе проверки установлено, что между ООО «Строительное предприятие «Мастер» и индивидуальным предпринимателем ФИО17 Е.В. заключен договор строительного подряда от 01.02.2019 г. на выполнение общестроительных и отделочных работ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Обществом к исполнению указанных работ привлечен гражданин ФИО18 ФИО1. На момент проверки, то есть 04.04.2019 г. данный иностранный гражданин осуществлял трудовую деятельность, а именно отделочные (строительные) работы на территории строящегося многоквартирного дома, что подтверждается актом осмотра от 04.04.2019 г. с участием помощника прокурора <адрес> ФИО19 Н.А., сотрудников ОВМ УМВД России по <адрес> ФИО20 Ю.С., ФИО21 М.В., а также директора ООО «Строительное предприятие «Мастер» ФИО22 С.В., руководителя Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Республиканский учебный центр повышения квалификации» (далее - ЧОУ ДПО «РУЦПК») ФИО23 О.В. С данным актом ФИО24 С.В. ознакомлен, возражений не имел.

В материалах дела имеются паспорт гражданина ФИО25 ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, а также однократная виза, в котором отражена цель ее выдачи: учеба в ЧОУ ДПО «РУЦПК», <адрес>.

Из объяснений директора ООО «Строительное предприятие «Мастер» Войтова С.В. от 11.04.2019 г. следует, что в соответствии с договором строительного подряда от 01.02.2019 г., заключенного между ООО «Строительное предприятие «Мастер» и индивидуальным предпринимателем ФИО6 заключен договор на строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и по <адрес>. Относительно составленного акта осмотра от 04.04.2019г. по осуществлению строительных (отделочных работ) иностранными работниками (двенадцать граждан КНДР) пояснил, что данные лица проходят производственную практику в порядке учебного процесса. По мнению ФИО27 С.В., разрешение на работу указанным иностранным гражданам не требуется, так как они занимаются обучением с целью дальнейшего выполнения работ квалифицированно после получения Обществом разрешения на привлечение индивидуальной рабочей силы.

Как из приведенных объяснений, так и из объяснений, данных лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитником в судебном заседании, следует, что граждане ФИО28, в частности ФИО1. участвовали в строительной деятельности ООО «Строительное предприятие «Мастер», как обучающиеся в ЧОУ ДПО «РУЦПК» <адрес>, проходящие производственную практику на территории строящегося многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

По мнению стороны защиты, между ООО «Строительное предприятие «Мастер» и гражданами КНДР не имелось трудовых отношений, а последние проходили производственную практику.

Рассматривая данные доводы, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно наказуемым является привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

Согласно примечанию в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Понятие практики дано в п. 24 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - это вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Буквальное толкование примечания (пункт 1) к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к выводу о том, что привлечение к трудовой деятельности выражается в любом использовании труда иностранного гражданина, в том числе, осуществляемого им в процессе выполнения работы в рамках учебной практики.

Из дневника прохождения производственной практики, а также задания на производственное обучение следует, что гражданин КНДР ФИО1, обучающийся в ЧОУ ДПО «РУЦПК» <адрес>, выполнял работы по оштукатуриванию поверхностей в рамках производственной практики. Данные работы, как указывалось выше со ссылкой на акт осмотра, выполнялись гражданином КНДР на строящемся ООО «Строительное предприятие «Мастер» объекте по адресу: <адрес>.

Таким образом, подрядчик ООО «Строительное предприятие «Мастер» использовал труд иностранного гражданина.

Ссылка стороны защиты на ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации об отсутствии между ООО «Строительное предприятие «Мастер» и иностранными гражданами трудовых отношений с учетом приведенного выше толкования понятия привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, не относится к предмету доказывания по настоящему делу.

Не соглашаясь с позицией стороны защиты о правомерности действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья обращает внимание, что особенности осуществления трудовой деятельности иностранных граждан регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия научно-исследовательской и (или) педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

8.2) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной и (или) безвозмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности;

8.3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

8.4) прибывших в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления деятельности, указанной в подпункте 8.2 настоящего пункта, в течение срока, не превышающего тридцати суток;

(пп. 8.4 введен Федеральным законом от 17.06.2019 N 144-ФЗ)

9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

10) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;

11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

Согласно ч. 4.5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

Из устава ЧОУ ДПО «РУЦПК» следует, что целью учреждения является осуществление послевузовского профессионального образования учащихся (специалистов) в области экологии, промышленности, энергетики, строительства и газового хозяйства, в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов, совершенствования их деловых качеств.

Среди основных видов деятельности учреждения имеются:

обучение в области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование;

обучение водителей автотранспортных средств;

организация и проведение непрерывного повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе, государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных граждан.

Образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Таким образом, без соответствующего разрешения возможен допуск в рамках учебной практики к выполнению работ или оказанию услуг либо иному использованию труда иностранного гражданина, который проходит обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Между тем, из лицензии от 14.12.2016 г. на осуществление образовательной деятельности ЧОУ ДПО «РУЦПК» следует, что учреждение имеет право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ профессионального обучения и дополнительного образования.

Таким образом, из устава учреждения и лицензии следует, что ЧОУ ДПО «РУЦПК» не относится к профессиональной образовательной организации реализующей основные профессиональные образовательные программы среднего или высшего профессионального образования.

Данное учреждение осуществляет образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам и основным программам профессионального обучения.

Согласно договору о сетевой реализации образовательных программ от 14.01.2019 г., заключенному между ЧОУ ДПО «РУЦПК» и ООО «Строительное предприятие «Мастер», стороны принимают на себя обязательства по реализации образовательной программы профессионального обучения. В данном договоре указан вид образования: основная программа профессионального обучения. 19727 «Штукатур».

На основании изложенного судья делает вывод о том, что граждане КНДР, проходящие обучение по образовательной программе профессиональной подготовки «Штукатур» в ЧОУ ДПО «РУЦПК» не входят в число обучающихся в Российской Федерации иностранных граждан, которых можно привлекать к труду без соответствующего разрешения.

Приведенные выше нарушения порядка допуска гражданина КНДР ФИО1 к трудовой деятельности, допущенные директором ООО «Строительное предприятие «Мастер» ФИО29 С.В., отражены в постановлении заместителя прокурора <адрес> от 11.04.2019 г. о возбуждении в отношении директора ООО «Строительное предприятие «Мастер» ФИО30 С.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность приведенных выше исследованных доказательств, которые суд признает в качестве относимых и допустимых, позволяет сделать вывод о том, что директор ООО «Строительное предприятие «Мастер» ФИО31 С.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Из анализа вышеприведенных положений следует, что при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае судья должен исходить из того, что целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным положением лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.

Учитывая изложенное, характер совершенного правонарушения, личность виновного, отсутствие обстоятельств смягчающих административную ответственность и отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, суд считает необходимым назначить директору ООО «Строительное предприятие «Мастер» ФИО32 С.В. наказание в виде административного штрафа.

Основания для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют. С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 Кодекса. Поскольку объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере миграционного контроля, совершение данного нарушения затрагивает интересы государства в области стабильности внутреннего рынка труда и реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы. Нарушение порядка привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, установленного для реализации миграционной политики, препятствует эффективному осуществлению полномочий по контролю в сфере миграции, что создает угрозу причинения вреда интересам государства. В этой связи, учитывая изложенное и конкретные обстоятельства по делу, оснований для изменения назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 -29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать директора ООО «Строительное предприятие «Мастер» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Неуплата административного штрафа указанный в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Квитанцию об уплате административного штрафа предоставить в Абаканский городской суд Республики Хакасия (каб. 225).

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.

Судья                     Ю.Н. Лоцкий

Штраф подлежит уплате:

УФК по Республике Хакасия (Прокуратура РХ), ИНН 1901017523, расчетный счет 401 018 101 500 455 100 01 в ГРКЦ НБ, Республики Хакасия г. Абакан, БИК 049514001, ОКТМО 95701000, КПП 190101001, КБК 415 1 16 90040 04 6000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисленные в бюджет городского округа».

«_____»____________ 2019 г. _______________ / ____________________ /

5-543/2019

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Войтов Сергей Владимирович
Другие
Мартовский Василий Викторович
Суд
Абаканский городской суд Республики Хакасия
Судья
Лоцкий Юрий Николаевич
Статьи

18.15

Дело на странице суда
abakansky.hak.sudrf.ru
12.04.2019Передача дела судье
16.04.2019Подготовка дела к рассмотрению
29.04.2019Рассмотрение дела по существу
11.06.2019Рассмотрение дела по существу
04.07.2019Рассмотрение дела по существу
12.07.2019Рассмотрение дела по существу
15.07.2019Изготовлено постановление о назначении административного наказания в полном объеме
29.07.2019Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
16.08.2019Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
20.09.2019Вступление постановления (определения) в законную силу
23.08.2022Сдача материалов дела в архив
15.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее