Решение по делу № 33а-4257/2019 от 13.11.2019

    Дело а-4257/2019    Председательствующий в

    Категория 19    первой инстанции Мох Е.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    24 декабря 2019 года     г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего    Бабича В.В.,

    судей    Кондрак Н.И., Дудкиной Т.Н.,

    при секретаре    Марушевской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Кудрявцевой В. Э. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованные лица - Садоводческое товарищество «Ветеран», Ищенко М. О. о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации и обязании определенные действия по апелляционной жалобе представителя Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 02 сентября 2019 года, которым исковые требования удовлетворены частично,

УСТАНОВИЛА:

    04.07.2019 Кудрявцева В.Э. обратилась в суд с административным иском, в котором просила суд признать решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, оформленное уведомлением № 91/001/037/2018-1749 от 27.12.2018 о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок № 42, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , незаконным; обязать ответчика осуществить государственную регистрацию за истцом права собственности на указанный земельный участок в соответствии с решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 13.02.2017.

    Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 02.09.2019 административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о приостановлении государственной регистрации, оформленное уведомлением от 27.12.2018 № 91/001/037/2018-1749. На административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Кудрявцевой В.Э. от 12.12.2018 № 91/001/037/2018-1749 об осуществлении государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> участок 42 и в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду об исполнении решения по данному административному делу. В удовлетворении иных требований отказано.

    Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель административного ответчика подал жалобу, в которой просит его отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении исковых требований.

    В апелляционной жалобе заявитель указывает, что истцом пропущен установленный Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) срок на обжалование решений Севреестра в соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ. Суд первой инстанции, принимая решение о восстановлении пропущенного срока посчитал, что обращение в апелляционную комиссию об оспаривании решения о приостановлении явилось уважительной причиной пропуска срока, однако судом не учтено, что административным истцом также пропущен срок на обжалование решения в апелляционную комиссию более чем на 5 месяцев без уважительных причин.

    Кроме того, по мнению апеллянта, судом первой инстанции при разрешении данного дела не приняты во внимание совокупность оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации. Так, заявитель сослался на то, что при проведении пространственного анализа и нанесении на кадастровую карту координат характерных точек границ земельного участка выявлено, что граница образуемого земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами и , а также границы образуемого земельного участка выходят за границы исходного земельного участка, о чем также указал кадастровый инженер. Вместе с тем, в нарушение пункта 55 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в представленном межевом плане указано, что доступ к образуемому земельному участку осуществляется через земли общего пользования, однако при проведении пространственного анализа было выявлено, что доступ к образованному земельному участку осуществляется посредством земельного участка СТ «Ветеран», что необходимо было указать в самом межевом плане, а также включить в его состав договор либо соглашение об обеспечении такого доступа через земли СТ «Ветеран», в графе 3 раздела «Сведения об обеспечении доступа» не указаны необходимые данные.

    Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении жалобы извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд апелляционной инстанции не направили, документы об уважительной причине неявки не представили.

    Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

    При таких обстоятельствах неявка в судебное заседание лиц, участвующие в деле, не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

    Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 КАС РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    В соответствии с частью 2 статьи 310 КоАП РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.

    Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 12.12.2018 истец обратилась к административному ответчику с заявлением о постановке на кадастровый учет и осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а именно: земельный участок, 42, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер

    К данному заявлению Кудрявцевой В.Э. были представлены: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 12.12.2018, решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 13.02.2017, которым за истцом признано право собственности на ? часть указанного земельного участка, а также межевой план.

    Обжалуемым решением административного ответчика, оформленным уведомлением от 27.12.2018 № 91/001/037/2018-1749, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) приостановлено осуществление государственной регистрации права в отношении вышеуказанного земельного участка, поскольку при проведении пространственного анализа и нанесении на кадастровую карту координат характерных точек границ земельного участка выявлено, что граница образуемого земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами и ; при проведении пространственного анализа и нанесения на кадастровую карту координат характерных точек границ земельного участка выявлено, что границы образуемого земельного участка выходят за границы исходного земельного участка; в нарушение пункта 55 Приказа Минэкономразвития России от 2.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к подготовке» (далее - Требования) в представленном межевом плане указано, что доступ к земельному участку осуществляется через земли общего пользования.

    Для устранениях указанных обстоятельств истцу оспариваемым решением административного ответчика было предложено: 1) устранить пересечение образуемого земельного участка с земельными участками с кадастровыми номерами 91:04:001026:655 и 91:04:001026:6; 2) сформировать образуемый земельный участок в границах исходного земельного участка; 3) в межевом плане указать сведения об обеспечении доступа к образуемому земельному участку через земли СТ «Ветеран»; 4) в состав Приложения включить соответствующий договор либо соглашение об обеспечении доступа к образуемому земельному участку.

    Не согласившись с вынесенным решением о приостановлении проведения государственной услуги по регистрации права на недвижимое имущество, истец 18.06.2019 подала жалобу в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее – апелляционная комиссия), которая решением данного органа от 21.06.2019 № 53 отказала в принятии поданной жалобы по основаниям пропуска срока на ее подачу.

    С настоящим иском истец обратилась в Нахимовский районный суд г. Севастополя 04.07.2019.

    Разрешая данный спор и вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии уважительных причин пропуска Кудрявцевой В.Э. срока на подачу данного административного иска ввиду обжалования оспариваемого решения в апелляционную комиссию, в связи с чем пропущенный процессуальный срок был восстановлен. Кроме того, суд указал на то, что пересечение образуемого земельного участка с земельными участками с кадастровыми номерами: 91:04:001026:655 и 91:04:001026:6 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ не является основанием для приостановления государственной регистрации прав на него, решение административного ответчика не является достаточно мотивированным, не соответствует требованиям правовых норм, регламентирующих отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону.

    Однако с такими выводами коллегия судей не может согласиться в силу следующего.

    Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (части 1, 5).

    Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

    Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 года № 308-О, под уважительными должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие.

    Исходя из положений части 9 статьи 28 Закона № 218-ФЗ, статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и пункта 21 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, утвержденного Минэкономразвития России от 30.03.2016 № 193, решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, могут быть обжалованы в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего указанное решение, в течение тридцати дней с даты принятия такого решения.

    Как усматривается из материалов дела, обжалуемое решение в виде приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав вынесено государственным регистратором 27.12.2018. С заявлением об обжалования такого решения истец обратилась в апелляционную комиссию только 18.06.2019, то есть с нарушением установленного законом срока обжалования оспариваемого решения как в апелляционную комиссию, так и в суд.

    Однако данное обстоятельство не было учтено судом первой инстанции при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока, не принято во внимание, что истцом изначально был пропущен срока обжалования решения административного ответчика.

    Настоящий иск подан в Нахимовский районный суд г. Севастополя 04.07.2019.

    Заявляя ходатайство о восстановлении пропуска срока на подачу административного иска, истец указала, что такой срок пропущен в связи с обращением в апелляционную комиссию с требованиями о признании незаконным решения административного ответчика, оформленного уведомлением № 91/001/037/2018-1749 от 27.12.2018.

    Вместе с тем, судебной коллегией не установлено уважительных причин, которые объективно могли повлиять на возможность истца обратиться в апелляционную комиссию, а впоследствии - в суд с настоящим иском в установленный законом срок. При этом первоначальное обращение в указанную комиссию нельзя признать в качестве уважительной причины пропуска срока на подачу иска, поскольку такое обращение, произведенное с нарушением требований закона, не прерывает течение указанного срока и не может быть принято во внимание при рассмотрении вопроса о соблюдении сроков на обращение в суд.

    Иных оснований для восстановления пропущенного процессуального срока в обжалуемом решении судом не приведено.

    Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

    Положениями ч. 5 ст. 180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

    Указанное положение согласуется с неоднократно высказанной позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (Определение от 18 ноября 2004 года № 367-О, Постановление от 17 марта 2010 года № 6-П).

    Таким образом, судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями действующего законодательства, учитывая приведенные выше обстоятельства, приходит к выводу об отсутствии у административного истца уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца в связи с пропуском срока на обращение в суд с указанным иском.

    Кроме того, коллегия судей не может согласиться с иными основаниями удовлетворения требований административного истца, приведенными в обжалуемом решении.

    В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.

    К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 названного федерального закона и требованиям принятых в соответствии с данным федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).

    Вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ). В частности, согласно п. 4 ч. 8 ст. 41 названного федерального закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.

    Действительно, решение суда является одним из оснований для осуществления, в том числе государственного кадастрового учета, однако в соответствии с п. п. 2, 3 ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

    Решение суда не подменяет межевой план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в необходимом объеме, указываются в межевом плане по специально установленной форме и составу, которые утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».

    Так, в оспариваемом решении административный ответчик указал на то, что граница образуемого земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 91:04:001026:655 и 91:04:001026:6, а также границы образуемого земельного участка выходят за границы исходного земельного участка, о чем также в своем межевом плане указал кадастровый инженер в заключении «Координаты границ выделяемого земельного участка не соответствуют координатам, сведения о которых внесены в ЕГРН».

    Данные обстоятельства в силу пункта 20 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ являются основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, что свидетельствует о соблюдении регистратором положений пункта 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ.

    При этом приведенные выводы административного ответчика в административном иске не опровергнуты, последний не содержит правовых аргументов о незаконности таких выводов исходя из положений названного Федерального закона и установленных Управлением регистрации права и кадастра Севастополя обстоятельств.

    Также одним из оснований принятия оспариваемого решения послужило то, что в нарушении пункта 55 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в представленном межевом плане указано, что доступ к образуемому земельному участку осуществляется через земли общего пользования.

    Однако при проведении пространственного анализа административным ответчиком было выявлено, что доступ к образованному земельному участку осуществляется посредством земельного участка СТ «Ветеран», в связи с чем истцу было предложено это указать в самом межевом плане, а также включить в его состав договор либо соглашение об обеспечении такого доступа через земли СТ «Ветеран».

    В графе «3» раздела «Сведения об обеспечении доступа (прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) (Приложение № 1 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921) к образуемым или измененным земельным участкам» указываются:

    - кадастровый номер или обозначение земельного участка, посредством которого обеспечивается доступ (проход или проезд от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам;

    - слова «земли общего пользования» или слова «территория общего пользования» соответственно, если образуемый (измененный) земельный участок имеет непосредственный доступ к землям общего пользования или территории общего пользования;

    - кадастровый номер или обозначение земельного участка и слова «(земельный участок общего пользования)» или слова «(расположен в границах территории общего пользования)» соответственно, если образуемый (измененный) земельный участок имеет непосредственный доступ к земельным участкам общего пользования или земельным участкам, расположенным в границах территории общего пользования.

    Предоставление для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов, форма и (или) содержание которых не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ являются основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

    При таких обстоятельствах, с учетом установленных выше административным ответчиком обстоятельств, законность которых также не опровергнута обжалуемым решением, коллегия судей полагает, что действия государственного регистратора по приостановлению осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в данной части законны и правомерны.

    Следовательно, государственный регистратор обоснованно приостановил осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права земельного участка по заявлению истца на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, в связи с тем, что заявителем были представлены документы, форма и (или) содержание которых не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

    Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Кудрявцевой В.Э.

    Обжалуемое судебное решение районного суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене в связи с допущенными нарушениями норм процессуального права и материального права, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 02 сентября 2019 года отменить.

Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Кудрявцевой В. Э. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованные лица - Садоводческое товарищество «Ветеран», Ищенко М. О. о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации и обязании совершить государственную регистрацию отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий

судьи

33а-4257/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
КУДРЯВЦЕВА ВИКТОРИЯ ЭДУАРДОВНА
Ответчики
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Другие
Ищенко Маринв Олеговна
Лазицкий Артем Леонидович
Лавров Владимир Александрович
Косенко Кристина Александровна
СТ "Ветеран"
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Кондрак Наталья Иосифовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
14.11.2019Передача дела судье
18.11.2019Судебное заседание
27.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2020Передано в экспедицию
24.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее